ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1604/2021 от 10.01.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Павленко Н.С.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-372/2022 (№ 33-10194/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 января 2022 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Шипицыной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1604/2021 по иску Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тайшетского района» к ФИО1 о взыскании денежных средств

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 14 сентября 2021 года,

установила:

ОГКУ «Центр занятости населения Тайшетского района» обратился в суд с иском, указав в его обоснование, что в соответствии с п.п. 4.1.1 и 4.1.2. Соглашения и приказом ОГКУ «ЦЗН Тайшетского района» от 01.11.2019 № 117 «О предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан» учреждением 07.11.2019 на лицевой счет, открытый ФИО1 в ПАО «Почта Банк», перечислена единовременная финансовая помощь в размере 175 968 руб.

В соответствии с п.п. 4.3.4. и 4.2.1.1. Соглашения 30.12.2019 ФИО1 представила в ОГКУ «ЦЗН Тайшетского района» документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане.

В соответствии с пунктом 4.3.5. Соглашения, ФИО1 должна была осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, начиная с даты внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП записи о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

Между тем истцом выявлен факт нарушения ответчиком данного обязательства, так как 23.10.2020 предпринимательская деятельность ФИО1 была прекращена на основании заявления о прекращении КФХ по решению членов КФХ от 16.10.2020.

Истец просил взыскать с ответчика полученную ею единовременную финансовую помощь на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в размере 175 968 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 719 руб.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 14.09.2021 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в части взыскания с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 4719 руб., принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения ответчик указывает на необоснованность взыскания с нее госпошлины в полном объеме, поскольку истец является органом государственной власти субъектов РФ и освобождается от уплаты госпошлины. Суд не учел, что истец не подтвердил факт несения расходов по госпошлине, платежное поручение на сумму 4719 руб. истец не представил, следовательно, взыскание данной суммы с нее в полном объеме неправомерно.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором с сайта Почта России, почтовые уведомления, в заседание судебной коллегии не явились ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Ответчик ФИО1 просила рассмотреть дело без нее. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, отмене не подлежащим.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ч. 1, 2 ст. 310 ГК РФ, условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.

В целях снятия напряженности на рынке труда, в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Правительством Иркутской области принято Постановление от 18.07.2019 № 564-пп «О предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в Иркутской области» (вместе с «Положением о предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в Иркутской области»).

Постановлением утверждено Положение о предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в Иркутской области (пункт 2 Постановления).

Подпунктами 4 и 5 пункта 2 Положения от 18.07.2019 № 564-пп определено, что, единовременная финансовая помощь предоставляется областными государственными казенными учреждениями, указанными в подпункте 2 пункта 2 настоящего Положения (далее - учреждение), в форме социальных выплат в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке. Единовременная финансовая помощь предоставляется Получателю на оплату расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности и указанных в бизнес-плане выбранного вида экономической деятельности, содержащем смету затрат (расходов) (далее - бизнес-план), представляемом Получателем в учреждение в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 настоящего Положения, и выплачивается в сумме расходов, указанных в бизнес-плане, но не более 175968 руб.

Пунктом 6 Положения определен пакет необходимых документов, подлежащих предоставлению в Учреждение.

Согласно пунктам 10-15 Положения, днем обращения Получателя за предоставлением единовременной финансовой помощи считается дата регистрации документов в день их поступления в учреждение. Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня представления Получателем документов направляет бизнес-план в комиссию по рассмотрению бизнес-планов (далее - Комиссия) для его оценки и вынесения рекомендаций о предоставлении Получателю единовременной финансовой помощи или об отказе в ее предоставлении. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с правовыми актами министерства, устанавливающими порядок работы Комиссии и методику оценки бизнес-планов.

В состав Комиссии входят представители учреждения, а также по согласованию представители министерства, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства.

Комиссия в соответствии с методикой оценки бизнес-планов в течение 10 рабочих дней со дня представления бизнес-плана оценивает его на:

1) наличие указания на вид экономической деятельности, соответствующий приоритетным направлениям социально-экономического развития территории муниципального образования Иркутской области, определенным муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования;

2) конкурентоспособность и целесообразность предлагаемого вида экономической деятельности.

По результатам оценки бизнес-плана в день заседания Комиссии оформляется протокол с рекомендациями о предоставлении Получателю единовременной финансовой помощи или об отказе в ее предоставлении.

Учреждение в течение двух рабочих дней со дня оформления протокола Комиссии принимает решение о предоставлении Получателю единовременной финансовой помощи или об отказе в ее предоставлении и уведомляет его о принятом решении путем направления письменного уведомления через организации почтовой связи. Решения, указанные оформляются приказом учреждения.

В соответствии с пунктом 19 Положения от 18.07.2019 № 564-пп Получатель, с которым заключено Соглашение, обязан:

1) в срок не позднее 10 календарных дней со дня заключения Соглашения направить в налоговые органы документы для государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства по виду экономической деятельности, указанному в бизнес-плане;

2) в срок не позднее 30 календарных дней со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП представить в учреждение выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, содержащую сведения о государственной регистрации Получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП), либо в срок не позднее 25 календарных дней со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП уведомить в письменной форме учреждение о государственной регистрации.

Согласно пункту 21 Положения№ 564-пп единовременная финансовая помощь перечисляется на лицевой счет Получателя, открытый им в кредитной организации Российской Федерации, в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления в учреждение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (в случае межведомственного запроса - со дня поступления в учреждение запрашиваемого документа и (или) сведений, содержащихся в нем) на основании решения учреждения о перечислении.

Для подтверждения целевого использования единовременной финансовой помощи Получатель в срок не позднее трех месяцев со дня ее перечисления представляет путем личного обращения в учреждение подлинники и копии документов, подтверждающих произведенные в соответствии с бизнес-планом затраты (расходы). Копии документов сверяются с подлинниками и удостоверяются специалистом учреждения, ответственным за прием документов. Подлинники документов возвращаются Получателю в день личного обращения (пункт 26 Положения№ 564-пп).

В соответствии с пунктом 27 Положения перечисленная Получателю единовременная финансовая помощь подлежит возврату в течение 30 рабочих дней со дня предъявления учреждением письменного требования к Получателю, в том числе, в случае: 3) прекращения Получателем предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Для выявления факта прекращения осуществляемой Получателем предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП учреждение ежеквартально проводит сверку данных с территориальным органом Федеральной налоговой службы (пункт 29 Положения № 564-пп).

Суд апелляционной инстанции установил, что 28.10.2019 ФИО1 обратилась в ОГКУ ЦЗН Тайшетского района с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в сумме 175968 руб. на оплату расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, предоставив документы в соответствии с Положением.

28.10.2019 ФИО1 дала письменное обязательство, согласно которому она обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. С порядком возврата единовременной финансовой помощи в случае нарушения обязательств, установленных при их предоставлении ознакомлена. Данное обязательство подписано лично ФИО1

Согласно протоколу заседания комиссии ОГКУ ЦЗН Тайшетского района по рассмотрению и оценке бизнес-планов пострадавших от наводнения граждан на получение единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости от 30.10.2019 № 2, принято решение о предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан на оплату расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности ФИО1

30.10.2019 ОГКУ Центр занятости населения Тайшетского района и ФИО1 заключили соглашение об оказании единовременной финансовой помощи, предметом которого явилось предоставление единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан на оплату расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности.

Согласно п.2.1 Соглашения, единовременная финансовая помощь на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан на оплату расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности предоставляется в размере 175968 руб.

В соответствии с пунктом 4.3.5, 4.3.7 Соглашения, ФИО1 приняла на себя обязательство осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, начиная с даты внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП записи о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства; возвратить единовременную финансовую помощь в случаях, предусмотренных в п.5.2 Соглашения.

В соответствии с подпунктом 5.2.3 пункта 5.2 Соглашения единовременная финансовая помощь подлежит возврату в случае прекращения Получателем предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Соглашение на указанных в нем условиях подписано сторонами.

01.11.2019 вынесен приказ № 117 о предоставлении ФИО1 единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в сумме 175 968 руб.

Согласно выписке из ЕГРИП, дата внесения сведений и регистрации ФИО1 в качестве главы КФХ – 01.11.2019.

05.11.2019 на счет ФИО1 перечислена единовременная финансовая помощь на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в сумме 175 968 руб., что подтверждается заявлением от 01.11.2019, заявкой на расход №1720 от 01.11.2019, платежным поручением 1158640 от 05.11.2019.

Согласно выписке из ЕГРИП от 02.11.2020, 23.10.2020 ФИО1 прекратила предпринимательскую деятельность на основании заявления о прекращении КФХ по решению членов КФХ от 16.10.2020, о чем внесена соответствующая запись.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя требования истца, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от ответственности за нарушение предусмотренного соглашением обязательства. Установив, что ФИО1 прекратила деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства до истечении обусловленного годичного срока 23.10.2020, а также, что после получения требования 02.11.2020 денежные средства в размере 175968 руб. не возвратила, данные требования прямо предусмотрены Положением о предоставлении единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в Иркутской области от 18.07.2019 № 564-пп, суд взыскал с ФИО1 в пользу ОГКУ «Центр занятости населения Тайшетского района» сумму единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в размере 175968 руб. Поскольку суд удовлетворил исковые требования, то, в силу ст. 98 ГПК РФ, также взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 4719 руб., которые подтверждены допустимыми доказательствами.

Судебная коллегия находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд правильно применил нормы материального и процессуального права.

Решение суда в части взыскания с ответчика единовременной финансовой помощи на содействие самозанятости пострадавших от наводнения граждан в размере 175968 руб. не оспаривается, требований об отмене решения в указанной части не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с ответчика госпошлины в размере 4719 руб. основанием для отмены решения суда не являются по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются: 1) организации; 2) физические лица.

В соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Положением ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Частью 1 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государственная служба занятости населения включает: 1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) государственные учреждения службы занятости населения.

Согласно статье 83 «б1», 112 Конституции Российской Федерации, структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 21.01.2020), от 21.01.2020 № 21 утверждена структура и функции федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Вместе с тем, согласно данным Указам, в структуру исполнительных органов государственной власти не входят государственные казенные учреждения.

Указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 (в ред. 21.05.2021) № 183-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области», утверждена структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области, включающая Министерство труда и занятости Иркутской области, однако в данную структуру областные государственные казенные учреждения также не входят.

Поскольку государственные казенные учреждения не относятся к государственным органам и органам местного самоуправления, то положение подпункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ на указанные учреждения не распространяется, что соответствует также разъяснениям, изложенным в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.2018 № 03-05-06-03/59278.

Принимая во внимание, что ОГКУ «Центр занятости населения Тайшетского района» не является государственным органом исполнительной власти, то обоснованно при обращении в суд с иском уплатил государственную пошлину в порядке ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Отвергая доводы ответчика об отсутствии в деле доказательств уплаты истцом государственной пошлины при обращении в суд с иском, судебная коллегия установил, что истец ОГКУ «Центр занятости населения Тайшетского района» при обращении в суд с данным иском уплатил госпошлину в УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области), что подтверждено заявкой на расход № 512 от 21.04.2021 (л.д. 48). Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ, суд обоснованно взыскал с ФИО1 в пользу ОГКУ «Центр занятости населения Тайшетского района» расходы по оплате госпошлины в размере 4719 руб.

Обстоятельств, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют представленным доказательствам.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе не приведено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

И.А. Рудковская

Судьи

Н.К. Черемных

Н.А. Сальникова

Определение в окончательном виде изготовлено 17.01.2022