ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-160/2021 от 15.12.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Корт Е.Н. дело № 33-9105/2021 ( 2-160/2021)

22RS0063-01-2021-000215-10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Алешко О.Б., Довиденко Е.А.,

при секретаре Макушкиной Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску ФИО1 к краевому государственному казенному учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным и обязании ответчика произвести назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику с момента обращения с заявлением.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ работал учителем физвоспитания в <адрес> 8-летней школе <адрес> РАЙОНО Алтайского края, то есть до освобождения его от работы в связи с уходом на службу в ряды Советской Армии; далее с ДД.ММ.ГГ работал в должности учителя физкультуры в <адрес> средней школе, с ДД.ММ.ГГ назначен директором этой же школы, с ДД.ММ.ГГ переведен директором <адрес> средней школы вновь образованного <адрес> и ДД.ММ.ГГ освобожден от занимаемой должности в связи с избранием председателем исполкома <адрес> сельского Совета народных депутатов.

Трудовую деятельность ФИО1 прекратил ДД.ММ.ГГ, при этом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ занимался работой на выборных должностях и другой деятельностью, не связанной с педагогической.

С ДД.ММ.ГГФИО1 назначена пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГФИО1 обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» с заявлением о назначении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, приложив к нему копию паспорта, копию трудовой книжки, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, копию пенсионного удостоверения и заявление.

Ответом КГКУ УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 в назначении компенсации отказано со ссылкой на пункт 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103 в связи с тем, что на момент выхода на пенсию ФИО1 компенсацией как педагогический работник не пользовался.

Изложенные обстоятельства выступили поводом для обращения ФИО1 в суд с иском о признании решения КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» об отказе в назначении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным и обязании ответчика произвести назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику с момента обращения его с заявлением, с ДД.ММ.ГГ.

В обоснование требований указал, что основанием для назначения компенсации является абзац 4 пункта 2 Правил от 30.03.2017 №103, исходя из которой компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам, прекратившим трудовые отношения, при наличии у них стажа педагогической деятельности не менее 10 лет и получавшим меры социальной поддержки на момент прекращения занятий педагогической деятельностью. Стаж педагогической работы истца составляет более 10 лет, на момент окончания педагогической деятельности получал меры социальной поддержки, в связи с чем отказ ответчика в назначении компенсации неправомерен.

Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 16.09.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом нарушены нормы материального права, не применены положения абзаца 4 пункта 2 Правил от 30.03.2017 № 103, не указаны мотивы, по которым суд отклонил названные доводы истца. Ответчиком не оспаривается, что истец осуществлял педагогическую деятельность более 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений 17.01.1986 получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения, предусмотренные для педагогических работников, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы жалобы поддержал, представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края В.А.С. против удовлетворения жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

В силу Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1) исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся обязаны предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Подпунктом «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Действие этой нормы распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.05.1982 N 437, п. 23).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых указывалось, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В качестве условий получения названной льготы после прекращения трудовых отношения являлось наличие стажа в сельских дошкольных учреждениях не менее 10 лет и пользование лицом льготами на момент перехода на пенсию.

В соответствии с ранее действующим Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (ст. 55).

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Согласно статье 1 названного Закона, действующего на момент обращения истца в КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>», педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, перечень документов, необходимых для назначения компенсации, правила назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством Алтайского края (ч. 4 ст. 2 указанного Закона).

Во исполнение положений Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС разработаны Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103 (далее - Правила от 30.03.2017 № 103).

В соответствии с пунктом 2 Правил компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работника, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

В соответствии с п.2 Правил от 30.03.2017 №103, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края следующим категориям педагогических работников:

- работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;

- вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников;

- прекратившим трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников.

Пунктом 21 Правил от 30.03.2017 №103 установлено, что основанием для отказа в предоставлении компенсации является несоответствие условиям, предусмотренным пунктом 2, 3 данных Правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ работал учителем физвоспитания в <адрес> 8-летней школе <адрес> РАЙОНО Алтайского края, то есть до освобождения его от работы в связи с уходом на службу в ряды Советской Армии; далее с ДД.ММ.ГГ работал в должности учителя физкультуры в <адрес> средней школе, с ДД.ММ.ГГ назначен директором этой же школы, с ДД.ММ.ГГ переведен директором <адрес> средней школы вновь образованного <адрес> и ДД.ММ.ГГ освобожден от занимаемой должности в связи с избранием председателем исполкома <адрес> сельского Совета народных депутатов.

Трудовую деятельность ФИО1 прекратил ДД.ММ.ГГ, при этом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ занимался работой на выборных должностях и другой деятельностью, не связанной с педагогической.

С ДД.ММ.ГГФИО1 назначена пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГФИО1, обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» с заявлением о назначении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, поскольку осуществлял педагогическую деятельность более 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений ДД.ММ.ГГ получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения, предусмотренные для педагогических работников, приложив к нему копию паспорта, копию трудовой книжки, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, копию пенсионного удостоверения и заявление.

Ответом КГКУ УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 в назначении компенсации отказано со ссылкой на пункт 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 № 103 в связи с тем, что на момент выхода на пенсию ФИО1 компенсацией как педагогический работник не пользовался.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции установив, что на момент выхода на пенсию, истец не осуществлял педагогическую деятельность и не получал мер социальной поддержки, которые предусмотрены для педагогических работников, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда.

Доводы жалобы о неприменении судом к спорным правоотношениям абзаца 4 пункта 2 Правил от 30.03.2017 № 103, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Абзац четвертый пункта второго Правил от 30.03.2017 №103 устанавливает правила предоставления компенсации педагогическим работникам, которые по состоянию на 31.12.2018 не являлись получателями страховой пенсии по старости.

Принятие данного пункта связано с изданием Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, которым внесены изменения в ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившие в силу с 01.01.2019. Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

Таким образом, абзац 4 пункта второго Правил от ДД.ММ.ГГ*** относится к лицам, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГ не являются получателями пенсии по старости, тогда как ФИО1 назначена пенсия с ДД.ММ.ГГ.

Случаи предоставления компенсации педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, установлены абзацем третьим пункта второго Правил от 30.03.2017 №103, при этом исходя из названного пункта, обстоятельством, имеющим значение для установления наличия у ФИО1, в том числе на момент его обращения к ответчику, права на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проживающему в сельском населенном пункте Алтайского края, является установление факта получения истцом на момент выхода на пенсию компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Для назначения компенсации педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в силу пункта 6 Правил от 30.03.2017 №103 в том числе предоставляется документ, подтверждающий получение мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, на момент выхода на пенсию.

Педагогическую деятельность истец не осуществляет с ДД.ММ.ГГ, на момент выхода на пенсию в 2014 году мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, не получал. Поскольку на момент выхода на пенсию истец не получал мер социальной поддержки, то на момент обращения с заявлением к ответчику у истца не возникло права на предоставление указанных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Ссылки в жалобе о том, что судом не приведены мотивы, по которым отклонены доводы истца, основанием для отмены решения являться не могут, поскольку согласно ч.6 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ.