Судья Казацкий В.В. Дело № 2-1610/2022
(первая инстанция)
№33-3398/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 9 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Козуб Е.В.,
судей - Донсковой М.А., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 05 октября 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова», Департаменту образования и науки города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
24.06.2022 года прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова», Департаменту образования и науки города Севастополя, просит возложить на ответчика Департамент образования и науки города Севастополя обязанность профинансировать расходы ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» по закупке лингафонного кабинета, возложить на ответчика ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» обязанность приобрести лингафонный кабинет, мотивируя исковые требования тем, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», выразившиеся в том, что в ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
11 августа 2022 года Балаклавским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 05 октября 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова», Департаменту образования и науки города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия. На Департамент образования и науки города Севастополя возложена обязанность профинансировать расходы ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №33» по закупке лингафонного кабинета. На Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №33» возложена обязанность приобрести лингафонный кабинет.
Ответчиком Департаментом образования и науки города Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить. Считает, что суд пришел к неправильному выводу о возложении обязанности профинансировать расходы по закупке лингафонного кабинета на Департамент образования и науки города Севастополя. Судом не учтено, что Департамент хотя и является главным распорядителем бюджетных средств, но пользуется финансовыми средствами в рамках доведенных лимитов. Лимиты доводятся Департаментом финансов города Севастополя. Во избежание нарушений требований законодательства Департаментом направлялось письмо в Департамент финансов города Севастополя о выделении финансирования для устранения нарушений, выявленных надзорными органами, в подведомственных организациях Департамента. В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 23.01.2021 года, в 2021 году проект бюджета города Севастополя был сформирован на 2022 год, а в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 23.06.2022 года, в 2022 году проект бюджета города Севастополя сформирован на будущий 2023-2024 года. Судом не были исследованы возможности Департамента выделять денежные средства, не доведенные лимитами. К участию в деле не был привлечен Департамент финансов города Севастополя для дачи разъяснений о возможности доведения дополнительных лимитов в связи с дефицитом бюджета города Севастополя. Приказ Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590, на основании которого прокуратурой подано исковое заявление, признан утратившим силу. Согласно утвержденному Приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 года № 804, разделу 4 Перечня средств обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций и в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержден Комплекс оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Настоящий нормативный правовой акт требует обязательного наличия стационарных лингафонных кабинетов при осуществлении образовательного процесса только для обучающихся с ОВЗ. Согласно разъяснениям Министерства просвещения Российской Федерации, образовательные организации, реализующие образовательные программы основного общего образования, разработанные в соответствии с ФГОС 2021, самостоятельно определяют необходимость наличия лингафонного кабинета для обеспечения развития компетенций в соответствии с программой основного общего образования, а также не установлен состав лингафонного кабинета на законодательном уровне. Наличие стационарного лингафонного кабинета не распространяется на осуществление образовательного процесса по общеобразовательным программам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования и науки города Севастополя Большакова Е.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Василенко С.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова», представитель третьего лица Правительства Севастополя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителя ответчика Департамента образования и науки города Севастополя Большаковой Е.Р., возражения прокурора Василенко С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Балаклавского района города Севастополя проведена проверка исполнения в деятельности ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование». Установлено, что в ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Прокуратурой в адрес ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» внесено представление от 29.04.2022 года № 07-01-2022, по результатам рассмотрения которого ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование.
Согласно сведений ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» от 05.10.2022 года, в рамках Программы «Цифровая образовательная среда» с целью исполнения контракта от 24.11.2020 года ООО «Меркурий» в период с 15.12.2020 года по 05.03.2021 года осуществил поставку товара (ноутбук для управленческого персонала, ноутбук педагога, ноутбук мобильного класса, МФУ интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением) в образовательные учреждения, подведомственные Департаменту образования и наука города Севастополя. Прокуратура Балаклавского района города Севастополя предъявила требование о предоставлении информации о наличии стационарного лингафонного кабинета. В ответ на данное требование была предоставлена информация о наличии мобильного лингафонного кабинета с использованием оборудования (ноутбук педагога, ноутбук мобильного класса, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением), поставленного в рамках программы «Цифровая образовательная среда». Также, для проведения занятий по предмету «Английский язык» была закуплена гарнитура (наушники с микрофоном) в количестве 16 штук. Лингафонные кабинеты - это классы или аудитории, оборудованные лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами) для современного обучения. Для оборудования лингафонных кабинетов подходит обычный компьютерный класс. Данное поставленное оборудование выступает в качестве средства воссоздания условий деятельности, и как инструмент деятельности оказывает техническую поддержку в получении или передаче информации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Балаклавского района города Севастополя, исходя из того, что в ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» отсутствует стационарный лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, чем допущено осуществление образовательной деятельности с нарушением требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование». Обязанность профинансировать расходы ГБОУС «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова» по закупке лингафонного кабинета суд возложил на Департамент образования и науки города Севастополя.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование». Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно п. 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Согласно п. п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016 года, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения, Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы лиц, участвующих в деле, судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, подтверждены надлежащими доказательствами, приняты при правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений прав ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на установление обстоятельств, имеющих значение для объективного рассмотрения дела, судом допущено не было.
Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на Приказ Минпросвещения России от 06.09.2022 года № 804 судебная коллегия находит несостоятельными. На момент возникновения спорных правоотношений, рассмотрения дела по существу судом, действовал Приказ Минпросвещения России от 23.08.2021 года № 590 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и подпунктом "б" пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания". Приказ Минпросвещения России от 06.09.2022 года № 804, которым был признан утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 590, и который утвердил новый перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, начал действовать 24.10.2022 года, не подлежал применению районным судом при разрешение дела по существу (05.10.2022 года).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности профинансировать расходы по закупке лингафонного кабинета на Департамент образования и науки города Севастополя, как на орган государственной исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, и который является главным распорядителем бюджетных средств. Сами по себе доводы ответчика об использовании денежных средств в рамках доведенных лимитов, основанием для отмены решения районного суда не являются. Не допускается осуществление образовательной деятельности с нарушением требований законодательства. Обязательные требования при реализации основной образовательной программы основного общего образования ограничены быть не могут.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о процессуальных нарушениях, выражающихся в том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле Департамент финансов города Севастополя, отклоняются судебной коллегией. В рассматриваемом случае суд не принял решение о каких-либо правах указанного лица и не возложил на него какие-либо обязанности. Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент образования и науки города Севастополя.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 05 октября 2022 года оставить без удовлетворения.
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 05 октября 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Е.В.Козуб
Судьи: М.А.Донскова
И.А.Анашкина