ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1610/2022 от 11.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Кожевников В.В. Дело № 33-21193/2022

№2-1610/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Бондаренко М.В., Абловацкой Е.С.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности 1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 февраля 2022 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Новокубанского района Краснодарского края, действующий в интересах ребенка-инвалида 2, обратился в суд к Министерству здравоохранения Краснодарского края с иском об обеспечении лекарственными препаратами, в котором просил суд:

обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить несовершеннолетнюю 2, г.р. необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом Суксилеп (Этосуксимид) в соответствии с потребностью, установленной медицинским учреждением в необходимом количестве;

решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой Новокубанского района проведена проверка по факту обращения 7 о нарушении прав по предоставлению жизненно необходимого лекарственного препарата для его ребенка-инвалида 2 Установлено, что 2, года рождения, относится к категории ребенок-инвалид, и состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК у врача невролога и врача психиатра с диагнозом: «эпилепсия симптоматическая с вторично-генерализованными пароксизмами, средней-тяжелой степени, резистентные терапии. Синдром Ретта. Эпилептическая энцефалопатия с формированием умственной отсталости, слабовыраженными расстройствами поведения. ОНР 1-2 уровня». С 2013 года несовершеннолетней выставлен диагноз: когнитивная дезинтеграция, аутистический регресс, назначен лекарственный препарат «Этосуксимид». В 2015 году выставлен диагноз: синдром Ретта, 2 получала нейролептическую терапию с целью коррекции поведенческих нарушений, нейрометаболическая терапия. С 11.05.2015 по 28.05.2015 несовершеннолетняя 2 находилась в отделении детской психиатрии ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ, получала лечение, в том числе лекарственного препарата «Суксилеп», медицинским учреждением несовершеннолетней рекомендовано продолжить прием лекарственного препарата «Суксилеп» 250 мг. 2 раза утром и на ночь (выписной эпикриз НИПНИ им. В.М. Бехтерева от 28.05.2015). В октябре 2019 года несовершеннолетняя консультирована врачом неврологом ГБУЗ ДККБ МЗ КК, рекомендован постоянный непрерывный прием противосудорожных препаратов: Леветирацетам (Кеппра) по 1 500мг/сут., Трилептал (Оксарбазепин) 1 500 мг/сут., Этосуксимид 58 капель в сутки с возможным повышением дозы при сохранении (возобновлении) приступов (заключение специалиста - невролога ГБУЗ ДККБ МЗ КК от 03.10.2019). 22.01.2021 решением ВК по месту жительства выдано заключение о необходимости по жизненным показаниям продолжить прием лекарственного препарата «Этосуксимид» 250 мг. (справка ВК № 18 от 22.01.2021), потребность лекарственного препарата 250 мг № 100 на 1 месяц - 1,5 упаковки, на 1 год - 18 упаковок. Согласно выписного эпикриза из истории болезни № 18435521 ГБУЗ ДККБ МЗ КК от 12.10.2021 несовершеннолетняя с 23.09.2021 по 12.10.2021 находилась на лечении в психоневрологическом отделении ДККБ, при выписке ребенку рекомендовано продолжить прием лекарственного препарата «Этосуксимид» 250 мг 2 раза в день - длительно. Несовершенно- летняя нуждается в постоянном, беспрерывном приеме препаратов, необходимых по жизненным показаниям, в том числе, в приеме лекарственного препарата «Этосуксимид», который отмене и замене не подлежит. В ходе настоящей проверки установлено, что за 2020 год - ноябрь 2021 года, в том числе по состоянию на 17.11.2021г. несовершеннолетняя жизненно необходимым лекарственным препаратом не обеспечена ни разу. Таким образом, невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего ребенка 2, бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.

Обжалуемым решением исковые требования прокурора Новокубанского района удовлетворены в полном объеме.

В жалобе представитель ответчика по доверенности 1 просит решение суда первой инстанции отменить. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным. Судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела. Указывает на то, что министерством здравоохранения Краснодарского края принимаются все необходимые меры, направленные на обеспечение нуждающихся пациентов лекарственными препаратами. Согласно информации, полученной от производителя, поставки на территорию Российской Федерации лекарственного препарата Суксилеп (Этосуксимид) приостановлены с 01.01.2021, что связано с изменениями в процедуре маркировки.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новокубанского района полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК по доверенности 9 поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.

Участвующий в деле прокурор 10, возражала по доводам апелляционной жалобы и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие, участвующие в деле лица, в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения участвующего в деле прокурора, представителя третьего лица ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представитель третьего лица ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК, участвующего в деле прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

В силу положений ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим тендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях -коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Рос-сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каж-дому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - далее Закон № 124-ФЗ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь. При этом, приоритетной является защита прав ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В силу ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 01.01.2013 ); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.

На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети-инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции достоверно установлено и из материалов дела следует, что в прокуратуру Новокубанского района Краснодарского края поступило обращение отца ребенка-инвалида 7, в интересах несовершеннолетней дочери - ребенка-инвалида 2, о нарушении ее прав на льготное лекарственное обеспечение.

2, 29.11.2008года рождения, является ребенком-инвалидом, и состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК у врача невролога и врача психиатра с диагнозом: «эпилепсия симптоматическая с вторично-генерализованными пароксизмами, средней-тяжелой степени, резистентные терапии. Синдром Ретта. Эпилептическая энцефалопатия с формированием умственной отсталости, слабовыраженными расстройствами поведения. ОНР 1-2 уровня». С 2013 года несовершеннолетней выставлен диагноз: когнитивная дезинтеграция, аутистический регресс, назначен лекарственный препарат «Этосуксимид».В 2015 году выставлен диагноз: синдром Ретта, 2 получала нейролептическую терапию с целью коррекции поведенческих нарушений, нейрометаболическая терапия. С 11.05.2015 по 28.05.2015 несовершеннолетняя 2 находилась в отделении детской психиатрии ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. 8» МЗ РФ, получала лечение, в том числе лекарственного препарата «Суксилеп», медицинским учреждением несовершеннолетней рекомендовано продолжить прием лекарственного препарата «Суксилеп» 250 мг 2 раза утром и на ночь (выписной эпикриз НИПНИ им. В.М. Бехтерева от 28.05.2015).

В октябре 2019 года несовершеннолетняя консультирована врачом неврологом ГБУЗ ДККБ МЗ КК, рекомендован постоянный непрерывный прием противосудорожных препаратов: Леветирацетам (Кеппра) по 1 500мг/сут., Трилептал (Оксарбазепин) 1 500 мг/сут., Этосуксимид 58 капель в сутки с возможным повышением дозы при сохранении (возобновлении) приступов (заключение специалиста - невролога ГБУЗ ДККБ МЗ КК 03.10.2019).

22.01.2021 решением ВК по месту жительства выдано заключение о необходимости по жизненным показаниям продолжить прием лекарственного препарата «Этосуксимид» 250 мг. (справка ВК № 18 от 22.01.2021), потребность лекарственного препарата 250 мг № 100 на 1 месяц -1,5 упаковки, на 1 год - 18 упаковок.

Согласно выписного эпикриза из истории болезни № 18435521 ГБУЗ ДККБ МЗ КК от 12.10.2021 несовершеннолетняя с 23.09.2021 по 12.10.2021 находилась на лечении в психоневрологическом отделении ДККБ, при выписке ребенку рекомендовано продолжить прием лекарственного препарата «Этосуксимид» 250 мг 2 раза в день - длительно. Несовершеннолетняя нуждается в постоянном, беспрерывном приеме препаратов, необходимых по жизненным показаниям, в том числе, в приеме лекарственного препарата «Этосуксимид», который отмене и замене не подлежит. В ходе настоящей проверки установлено, что за 2020 год - ноябрь 2021 года, в том числе по состоянию на 17.11.2021г. несовершеннолетняя жизненно необходимым лекарственным препаратом не обеспечена ни разу.

Согласно Правилу 2 Стандартных правил обеспечения равныхучреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.

При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 детям-инвалидам в возрасте до 18 лет гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно.Согласно Положению о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.

К полномочиям Министерства, согласно Положению, относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиям; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Конституционному праву, закрепленному в ст. 7, корреспондирует норма ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где предусмотрено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов н Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов РФ передан ряд полномочий РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Из вышеизложенного следует, что, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. В данном случае - к компетенции министерства здравоохранения Краснодарского края.

Статья 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. ст. 6.1,6.2 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

В состав предоставляемого данным гражданам набора социальных услуг включаются, в том числе, социальные услуги в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Лекарственный препарат «Этосуксимид» включен в перечень жизненно" необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-p.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов РФ как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств и медицинских изделий, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что необходимым по жизненным показаниям препаратом Суксилеп (активное вещество: этосуксимид) с начала 2021 года несовершеннолетняя по выписанным рецептам на лекарственный препарат не обеспечена ни разу: 16.02.2021 несовершеннолетняя обратилась с выписанным 15.02.2021 рецептом в ГУП КК Кубаньфармация филиал «Аптека № 38» г. Новокубанск на лекарственный препарат Суксилеп 250 мг капе. № 10 в количестве 1 упаковка, однако препаратом обеспечена не была, аналогичные факты имели место по рецептам от 15.04.2021 03-12-32-9066835 дата обращения 29.04.2021, от 24.05.2021 03-12-32-9072433 дата обращения 25.05.2021, от 10.06.2021 03-12-32-9074559 дата обращения 11.06.2021, от 08.09.2021 03-12-32-9088107 дата обращения 17.09.2021, от 14.10.2021 03- 12-32-9094972 дата обращения 14.10.2021, указанное подтверждается информацией об обслуживании рецептов, выписанных 2 за период с 01.01.2020 по 18.10.2021 ГУП КК Кубаньфармация (сопроводительное письмо предприятия от 18.11.2021 №3358/05).

Согласно информации ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК от 17.11.2021 № 4358 лекарственный препарат «Этосуксимид» законные представители несовершеннолетней закупали в Германии по собственной инициативе, в связи с чем, данный препарат медицинской организацией не включен в заявку на закупку льготных категорий граждан на 2020 год, предоставляемую в Министерство здравоохранения Краснодарского края.

Также согласно информации медицинского учреждения по информации, полученной от производителя, поставки на территории Российской Федерации лекарственного препарата «Суксилеп» капсулы 250 мг № 10 приостановлены с января 2020 года, что связано с изменениями в процедуре маркировки.

Между тем, как следует из письма компании mibeGmbHArzneimittel от 07.07.2021г. поставка лекарственного препарата «Суксилеп» в Российскую Федерацию приостановлена в связи с изменениями процедуры маркировки, отличающимися в Российской Федерации от стандартов Европейского союза, при этом существует возможность импортировать лекарственный препарат в первичной упаковке без нанесения маркировки с последующим проведением маркировки вторичной упаковки в Российскую федерацию с 2022 года, также возможна разовая поставка.

Согласно письма главного врача ГБУЗ «Новокубанская ЦРБ» МЗ КК от 17.11.2021г. в адрес Министерства медицинским учреждением неоднократно сообщалось о потребности несовершеннолетней в приобретении лекарственного препарата «Этосуксимид».

Согласно информации ГУП КК «Кубаньфармация» данный лекарственный препарат в 2021 году на склад не поступал.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Новокубанского района Краснодарского края суд первой инстанции исходил из того, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что за период с 2020 года по истекший период 2021 года несовершеннолетняя 2 необходимым лекарственным препаратом Суксилеп (Этосуксимид) ни разу не обеспечена. Лекарственный препарат законным представителем несовершеннолетней приобретается самостоятельно за собственные денежные средства. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Частью 1 статьей 212 ГПК РФ определено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие осо-бых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значитель-ному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Истцом одним из требований также заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Поскольку замедление исполнения решения суда о предоставлении несовершеннолетнему ребенку-инвалиду жизненно важного лекарственного препарата, может нанести невосполнимый вред её здоровью, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил данное требования истца и обратил решение суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается и считает их правильными, основанными на нормах действующего законодательства и на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Довод ответчика об отсутствии у поставщика на складе данного лекарственного препарата являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно был признан не состоятельным, так как самим поставщиком указывается на тот факт, что лекарственный препарат не может быть ввезен в Российскую Федерации, в связи с расхождением стандартов маркировки, при этом поставка данного препарата возможна, более того данный препарат поставляется в Российскую Федерацию, и имеется в доступе в аптечных организациях, что подтверждается мониторингом сети интернет аптечных организаций от 26.11.2021г., также данный препарат законный представитель несовершеннолетней приобретает самостоятельно.

Соответственно приобретение жизненно необходимого лекарственного препарата - Суксилеп не может ставиться в зависимость ни от финансирования, ни от отсутствия у поставщика, так как имеется реальная возможность закупки данного лекарственного препарата, которая по силу даже обычному гражданину, которому приходится самостоятельно приобретать препарат, который положен ребенку бесплатно, фактически имеет место уклонение Министерства от исполнения установленных законом обязанностей по обеспечению лекарственным препаратом.

Сведений об обеспечении 2 указанным выше лекарственным препаратом в полном объеме, как суду первой инстанции, так и судебной коллегии не представлено.

Дети имеют право на особую заботу и помощь, что закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012 (далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и, напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п. 1, 2 статьи 7 данной Конвенции).

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства определены верно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности 1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий

Судьи