ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1619/2021 от 21.04.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-1619/2021 (33-1593/2022) Судья Степанова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2022 г. г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,

судей Абрамовой И.В., Коровиной Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Воробьёвой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.

дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 07 декабря 2021 года, которым постановлено:

«заявленные исковые требования и.о. прокурора Московского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г., утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп, в 2017-2019 г.г. по ремонту общедомового имущества в многоквартирных домах <адрес>, <адрес>.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирном доме <адрес> радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада, разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирном доме <адрес> радиосигналов эфирного телевизионного вещания путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации, осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей».

Судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Московского района г.Твери обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп, в 2017-2019 гг. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработке проектной документации и проведению её экспертизы, проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; по ремонту и переустройству крыши; ремонту и утеплению фасада. Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение вышеуказанных работ путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Московского района г.Твери на основании обращений граждан проведена проверка на предмет исполнения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области жилищного законодательства в части проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <адрес> и многоквартирном доме <адрес>. По результатам проверки установлено, что распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп создана некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп. В соответствии с региональной программой в 2017-2019 г.г. должны быть произведены следующие виды работ по капитальному ремонту общего имущества дома:

- в многоквартирном доме <адрес>: ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;

- в многоквартирном доме <адрес>: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.

Постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 № 125-пп установлен Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Постановлением администрации г. Твери от 08.02.2017 № 129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017- 2019 гг. муниципального образования город Тверь. Указанные МКД включены в краткосрочный план № 129 с плановой датой завершения работ по капитальному ремонту – декабрь 2019 г. При этом дома включены в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием Фонда.

Однако при утверждении постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп краткосрочного плана реализации в 2017-2019 гг. региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 гг., многоквартирные дома по адресам: <адрес> и <адрес> в такой план не вошли. До настоящего времени вышеуказанные работы по капитальному ремонту не проведены. Сведения о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на более поздний период отсутствуют. Бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении в установленный срок работ по капитальному ремонту, приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в указанных многоквартирных домах.

Определением суда от 30.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «УК НИВА», Управление Федерального казначейства по Тверской области, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Министерство финансов по Тверской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Московского района г. Твери Калмыкова М.К.. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель третьих лиц Администрации г.Твери и Департамента
жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства
Администрации г. Твери ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы отзыва на иск.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее – Фонда) при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. Ранее представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска, в связи с тем, что в краткосрочном плане многоквартирные дома по спорным адресам отсутствуют. Правовых оснований у Фонда для осуществления капитального ремонта в отношении спорных адресов не имелось. Расходование средств собственников жилых посещений многоквартирных домов по капитальному ремонту домов, не включенных в региональный краткосрочный план, является нарушением федерального и регионального законодательства. Администрация муниципального образования г. Тверь не обеспечила соблюдение норм подпункта 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ, ч. 4 ст. 9 Закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-30, постановления Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, а также не осуществила выделение средств местного бюджета для финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, игнорируя нормы ст. 169 ЖК РФ, постановления Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп. Бездействие со стороны Фонда отсутствовало, достаточных доказательств, свидетельствующих об обратном, истцом не представлено.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области, надлежащим образом извещённый о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Ранее представлен отзыв на иск, в котором поддержана позиция ответчика. В частности ссылался на то, что в соответствии с федеральным и региональным законодательством Тверской области реализация региональной программы осуществляется посредством принятия соответствующих краткосрочных планов. Факт отсутствия спорных многоквартирных домов в краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, а также в краткосрочном плане реализации в 2020-2022 годах региональной программы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 14.08.2020 № 360-пп, не оспаривается. Требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора. Каких-либо иных способов проведения капитального ремонта многоквартирных домов федеральным и региональным законодательством не предусмотрено. Требования истца фактически направлены на нивелирование порядка реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, предусмотренного ч.7 ст. 168 ЖК РФ и ч.1 ст. 16 Закона Тверской области № 43-30. Доказательств незаконного бездействия Фонда в материалах настоящего дела не содержится.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области надлежащим образом извещённый о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Ранее представлены возражения на иск, аналогичные позиции ответчика и Правительства Тверской области.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области надлежащим образом извещённый о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. В деле имеется ходатайство о рассмотрении его в отсутствии представителя, из которого следует, что требования прокурора не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия у фонда обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план.

Представители третьих лиц, ООО «УК НИВА», Управление Федерального казначейства по Тверской области, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство финансов по Тверской области, надлежащим образом извещённых о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении дела не заявляли.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства Тверской области в лице представителя по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, повторяя позицию, выраженную в возражениях на исковое заявление. Дополнительно указано на нарушение процессуальных норм права, поскольку прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, фактически ссылается на нарушение прав только тех граждан, которые являлись собственниками и нанимателями жилых помещений в спорных домах, что означает, что их круг определен. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии незаконного бездействия Фонда.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области излагает позицию в поддержку доводов апеллянта, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Московского района г.Твери, критикуют доводы жалобы, полагая, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным.

В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Тверской области ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, поддержав позицию апеллянта, просил отменить постановленное судом решение как незаконное, ссылаясь на отсутствие основания для удовлетворения иска.

Прокурор Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения по доводам письменных возраженеий.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителей апеллянта и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп.

Согласно Региональной программе в период 2017-2019 годов предусмотрен капитальный ремонт:

1) в многоквартирном доме <адрес> – ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;

2) в многоквартирном доме <адрес> – ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных ломах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.

В целях реализации региональной программы постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп утвержден краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, в который заявленные в иске многоквартирные жилые дома не включены.

На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации города Твери от 10 июля 2014 года № 781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», постановлением администрации г. Твери от 8 февраля 2017 года № 129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, в который включены многоквартирные жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 154, 169-170, 178, 180-182 ЖК РФ, исходил из того, что действующее законодательство устанавливает обязанность регионального оператора по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, между тем выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах не обеспечено.

При этом суд первой инстанции отметил, что доказательств принятия собственниками помещений указанных выше многоквартирных жилых домов решений о переносе сроков проведения тех или иных видов работ по капитальному ремонту общего имущества МКД на более поздний период действия региональной программы, что могло бы явиться основанием для внесения соответствующих изменений в программу и формирования краткосрочных муниципальных и региональных планов её реализации иным образом, не представлено.

С такими выводами согласиться нельзя, ибо они основаны на неправильном применении норм материального права.

Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены положения о региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Положениями статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда, деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 10 утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Тверской области.

Аналогичное положение закреплено в статье 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области».

Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения на основании муниципальных краткосрочных планов регионального краткосрочного плана (пункт 15 Порядка).

Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).

Постановлением администрации города Твери от 6 марта 2019 года № 250 внесены изменения в постановление администрации города Твери от 8 февраля 2017 года № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь», которыми приведен перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием, включающий, в том числе, дом <адрес> и дом <адрес>.

В основании иска прокурором приведены доводы о бездействии Фонда, заключающемся в невыполнении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества спорных домов в части проведения работ по ремонту и утеплению фасада, ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения и других.

Позиция прокурора принята судом первой инстанции как правомерная и положена в основу оспариваемого судебного акта.

Между тем судом не учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования само по себе включение того или иного дома в региональную программу капитального ремонта с первоначальным указанием в программе предельных сроков проведения ремонта не означает, что такие сроки не могут быть изменены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, применительно к настоящему делу – Правительством Тверской области.

Соглашаясь с доводами прокурора, суд первой инстанции не принял во внимание, что формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп и от 14 августа 2020 года № 360-пп утверждены краткосрочные планы реализации, соответственно, в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Вышеуказанные МКД в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы не включены.

При этом из объяснений представителей органов исполнительной власти, выступающих на стороне ответчика, следует, что при формировании регионального краткосрочного плана на 2017-2019 года приняты к учету положения муниципального краткосрочного плана города Твери в части, не противоречащей требованиям, установленных Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, то есть в региональный краткосрочный план включены только многоквартирные дома, обеспеченные финансированием.

При таких обстоятельствах следует признать, что Законом № 43-ЗО не предусмотрена обязанность Фонда обеспечивать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план.

На основании изложенного требование прокурора Московского района г.Твери о возложении на Фонд обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не подлежало удовлетворению ввиду отсутствия у ответчика обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Тверской области.

Оспариваемое решение в соответствующей части подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений процессуальных норм права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 7 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования и.о. прокурора Московского района г. Твери в защиту неопределённого круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 апреля 2022 г.

Председательствующий

Судьи