ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1627/2022 от 01.08.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Николаева И.П. № гражданского дела 2-1627/2022

Поступило ... 33-2704

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 01 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богдановой И.Ю., при секретаре Липиной Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 мая 2022 года (с учетом определения суда от 22 июня 2022 г., которым постановлено:

исковые требования удовлетворить частично;

взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в пользу ФИО2 Е недоплаченную сумму компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания за расчетный период с 01.10.2020 г. по 30.09.2021г. с учетом СМС и ДМС в размере 21 533,32 руб.; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении за расчетный период с 01.10.2020 г. по 30.09.2021 г. в сумме 1119,11 руб.; недоплаченную сумму за период нахождения в ежегодном отпуске в сумме 1752,74 руб. (за 2020-2021г.г.), компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., почтовые расходы в сумме 78,20 руб., итого 28 483,37 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, истец ФИО1 с учетом уточнений (л.д. 119), просила взыскать недовыплаченные суммы:

денежной компенсации в виде четырехмесячного содержания при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в размере 21533,32 руб.;

компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 1119, 11 руб.;

сумму невыплаченных отпускных за 2021 г. в размере 1752, 74 руб.;

а также:

компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.;

почтовые расходы при подаче иска в суд в размере 135 руб.;

судебные расходы на услуги представителя – 10 000 руб.

Иск мотивирован тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия, на момент увольнения 22 октября 2021 г. она замещала должность № 2 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия. Уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона « О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей гражданской службы). При увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы ей рассчитали и выплатили компенсацию в виде четырехмесячного содержания, компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 7 календарных дней без учета выплаченных ей за год сумм средств материального стимулирования, также работодатель не учел выплаченные ей суммы средств материального стимулирования за год при начислении и выплате отпускных в 2021 г.

В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимала, ее представитель по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УФНС России по РБ по доверенности ФИО4 исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, в апелляционной жалобе его представитель по доверенности ФИО5 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права, так как суд, принимая решение, руководствовался разъяснениями, содержащимися в письме Минфина РФ от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, то есть документом, не обладающим признаком обязательного характера и не регулирующим спорные правоотношения. В решении суда первой инстанции не указано, какие нормативно-правовые акты были нарушены работодателем при начислении и выплате истцу спорных сумм. Напротив, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, о чем прямо указано в нормах Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 50), п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 г. (далее Правила № 562), Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утв. Приказом Министерства финансов РФ № 90н от 17.10.2007 г., а потому оснований для взыскания заявленных истцом сумм, в том числе компенсации морального вреда, у суда не имелись, тем более, что истцом не представлены доказательства о причинении ей нравственных страданий. Не согласны с решением суда и в части взыскания судебных расходов в размере 3 000 руб., так как данный размер является завышенным не отвечающим принципам разумности и соразмерности, учитывая, что по делу состоялось только одно судебное заседание.

В суде апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия по доверенности ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала.

В суд апелляционной инстанции истец ФИО2 не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, ее представитель по доверенности ФИО7 возражал против отмены судебного решения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 21.10.2003 г. по 22 октября 2021 г.

К моменту прекращения трудовых отношений истец ФИО2 замещала должность Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия.

22 октября 2021 года истец ФИО2 уволена на основании приказа МРИ ФНС № 1 по Республике Бурятия от 13.10.2021 № ... в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении ФИО2 выплачено выходное пособие в размере 113 197,52 руб. (л.д. 89), компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 7 календарных дней в размере 6 356,63 руб., (л.д. 89), кроме того, ФИО2 в 2021 г. предоставлялся отпуск - продолжительностью 14 календарных дней с 30.09.2021 г. по 13.10.2021 г

В сентябре 2021 г. начислены отпускные в размере 12 309.08 руб. (л.д.89).

Также достоверно установлено, что ФИО2 в 2020 и 2021 г.г. начислены и выплачены средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, которые не были учтены при расчете отпускных в 2021 г. и выплате выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истца.

Заявляя требования о взыскании денежных средств, истец указывает, что при предоставлении ей очередного отпуска в 2021 г., а также при увольнении, ответчик начислил и выплатил суммы без учета начисленных и полученных истцом в 2020-2021 годах сумм средств материального стимулирования.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренное Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной деятельности, тем самым по своей правовой природе отличается от материального стимулирования, предусмотренных нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 г., Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего и должны быть учтены при оплате ежегодного отпуска за период с 30.09.2021 г. по 13.10.2021 г., при расчете выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Суд первой инстанции в пользу истца взыскал с ответчика образовавшуюся разницу при начислении и выплате денежной компенсации в виде четырехмесячного содержания при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в размере 21 533,32 руб.; образовавшуюся разницу при начислении и выплате компенсации за неиспользованный отпуск за 7 календарных дней за вычетом НДФЛ – 1 119,11 руб. (7 642,74 – 6 356,63 - 13 % НДФЛ), образовавшуюся разницу при начислении и выплате отпускных за период с 30.09.2021 г. по 13.10.2021 г. за вычетом НДФЛ в размере 1 752,74 руб. (14 323,82 – 12 309,08 -13 НДФЛ), а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., почтовые расходы в размере 78.20 руб., расходы на представителя в размере 3 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Истцом ФИО2 решение суда не обжаловано, в связи с чем коллегия рассматривает дело в пределах доводов жалобы ответчика.

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»отнесены - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562 (далее – Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил.

Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил - в случаях, предусмотренных подпунктом«д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Тем же пунктом (абзац второй) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» о составе денежного содержания гражданского служащего.

В данном споре выплаты истцу, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил, из чего и исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления компенсаций при увольнении.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в статье 51Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с частью 3 статьи 51Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства РФ от 27.03.2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

На основе анализа нормативных положений суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, компенсации на период трудоустройства.

В подтверждение данного вывода суд указал на приведенные выше положения части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», по смыслу которых фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом учтено содержание письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482, где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.

Выводы суда основаны на правильно примененных нормах материального права, судом первой инстанции подробно дан их анализ, на основе которого суд первой инстанции пришел к выводу, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть при оплате ежегодных отпусков. Выводы суда первой инстанции о правомерности заявленных истцом требований судебная коллегия признает правильными, а доводы апелляционной жалобы ответчика, касающиеся существа спора, аналогичные приведенным в возражении против иска, подлежащими отклонению.

Проверив расчет недоплат в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, арифметическая правильность которых сторонами не оспаривается, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно взыскал суммы указанные в решении суда.

Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482, которое не является нормативным актом и не подлежит применению к спорным правоотношениям, судебной коллегией отклоняется, так как в данном письме фактически содержится толкование положений законодательства о гражданской службе, на основе которого сделан вывод о том, что бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 года № 238-7, подлежат учету при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.

Суд первой инстанции верно указал, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 329 установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Именно на Министерство финансов РФ возложена обязанность обобщать практику применения законодательства Российской Федерации и проводить анализ реализации государственной политики в установленной сфере его деятельности (пункт 5.5).

При этом согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482, подлежали учету при разрешении данного спора.

Доводы жалобы ответчика о том, что в решении суда первой инстанции не указано, какие нормативно-правовые акты были нарушены работодателем при расчете указанных компенсаций, также подлежат отклонению, поскольку в решении содержится подробный анализ норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора.

Довод жалобы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств в подтверждение объема и характера причиненных страданий судебной коллегией отклоняется, так как факт нарушение прав истца при расчете оспариваемых выплат установлен.

Не состоятельны и доводы жалобы о том, что суд взыскал расходы на представителя в размере 3 000 руб. так как данная сумма является завышенной, поскольку по делу состоялось одно судебное заседание.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1) разъяснено, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1).

Из приведенных положений процессуального закона следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Критерии оценки разумности расходов на оплату услуг представителя определены в разъяснениях названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Следовательно, суду в целях реализации одной из основных задач гражданского судопроизводства по справедливому судебному разбирательству, а также обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон при решении вопроса о возмещении стороной судебных расходов на оплату услуг представителя необходимо учитывать, что если сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, то суд не вправе уменьшать их произвольно, а обязан вынести мотивированное решение, если признает, что заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Суд первой инстанции при рассмотрении заявления истца о возмещении судебных расходов, понесенных ею на оплату услуг представителя, сослался на положения статей 94, 98 и 100 ГПК РФ, на договор об оказании юридических услуг от 01.04.2022 г., на принципы разумности и справедливости, объем выполненных работ представителем, категорию дела, фактические затрата истца на представителя, и счел достаточным взыскать с ответчика данные расходы в размере 3 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда. Ответчиком каких-либо доказательств в подтверждение чрезмерности заявленных истцом расходов на оплату услуг представителя не представлено. Напротив, в деле имеется договор об оказании услуг от 01.04.2022 г., в котором указан весь объем работы представителя, начиная с изучения всех документов, подготовки и подачи искового заявления, расчета задолженности, участия в судах первой и апелляционной инстанции.

То обстоятельство, что в производстве суда находится несколько дел с аналогичными требованиями, не является основанием для снижения взысканной судом суммы в пользу истца на основании статей 98 и 100 ГПК РФ.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 мая 2022 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: С.Д.Васильева

Судьи: И.К.Хаыкова

И.Ю.Богданова