судья Мухтарова Д.Г. дело № 2-1629/2021
№33-2715/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 11 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Ожеговой И.Б.,
при помощнике судьи Максутовой С.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 июня 2021 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Центру установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2 о назначении пенсии,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центру установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2 о назначении пенсии, мотивируя свои требования тем, что 19 октября 2020 года она обратилась в Государственное учреждение - Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2 с заявлением о назначении страховой пенсии по достижении 55 лет и наличием страхового стажа 37 лет. Решением № № от 09 ноября 2020 года ей отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, который, по мнению пенсионного органа, на дату обращения составлял 35 лет 6 месяцев 1 день.
Она считает решение ответчика № № от 09 ноября 2020 года в части незаконным, нарушающие ее конституционные права на пенсионное обеспечение по возрасту, не соглашаясь с исключением из ее страхового стажа истца период работы с 13 октября 1983 года по 09 ноября 1984 года ученицей портной верхней одежды в Учебно-производственном комбинате в Астраханском областном производственном швейном объединении «Облшвейбыт», полагая, что этот период должен быть включен в страховой стаж как период работы, поскольку в это время она получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, просила суд признать решение ответчика № 379 от 09 ноября 2020 года об отказе в назначении пенсии в части незаконным, обязать Государственное учреждение - Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2 включить в страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости период работы ученицей портной верхней одежды в Учебно-производственном комбинате Астраханского областного производственного швейного объединения «Облшвейбыт» с 13 октября 1983 года по 09 ноября 1984 года,
назначить ей пенсию с 21 марта 2021 года.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель адвокат Музафарова Э.Р. иск поддержали.
Представитель Государственного учреждения - Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 июня 2021 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит отменить принятое по делу судебное решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а ее исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав докладчика, объяснения ФИО1 и ее представителя адвоката Музафаровой Э.Р., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 19 октября 2020 года истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Рассмотрев заявление ФИО1, пенсионный орган пришел к выводу о том, что ее страховой стаж на дату обращения составляет 35 лет 6 месяцев 1 день, что является недостаточным для назначения страховой пенсии при требовании наличия страхового стажа продолжительностью 37 лет.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани, правопреемником которого является Государственное учреждение - Центр установления пенсии и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 2, № № от 9 ноября 2020 года ФИО1 в назначении страховой пенсии отказано.
При этом из подсчета ее страхового стажа исключен период работы с 13 октября 1983 года по 9 ноября 1984 года ученицей портной верхней одежды, а также период получения пособия по безработице и отпуска без сохранения заработной платы.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции, указал, что истцом не представлено суду доказательств тому, что она в спорный период с 13 октября 1983 года по 09 ноября 1984 года получала заработную плату, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, тогда как для назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» это - является необходимым условием, поскольку в страховой стаж включаются только периоды работы, за которые производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к Федеральному закону установлено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает через 12 месяцев после достижения указанного возраста.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ N «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 13 Федерального закона).
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона).
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Согласно записям в трудовой книжке истца она до поступления в Облшвейбыт трудового стажа не имела.
13 октября 1983 года была зачислена ученицей портной верхней одежды в УПК Астраханского областного производственного швейного объединения «Облшвейбыт» (пр. № 81 от 4 ноября 1983 г.).
10 ноября 1984 года ей присвоен 3 разряд портной верхней одежды, и она направлена для дальнейшей работы в д/б «<данные изъяты>» в цех верхней одежды.
15 августа 1989 года ФИО1 уволена с работы.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Из пояснений истца установлено, что в спорный период она была принята на работу ученицей портного верхней одежды. Поскольку до поступления на работе у нее профессии не имелось, она работодателем была направлена в учебно-курсовой комбинат, где она проходила обучение профессии портной. Данный комбинат являлся структурным подразделением Астраханского областного производственного швейного объединения «Облшвейбыт», в период обучения профессии портной им не только читали лекции, но и они работали портными, так как принимали от населения заказы на пошив одежды, на период обучения им выплачивалась минимальная заработная плата, и велся табель учета рабочего времени.
Согласно статье 184 КЗоТ РСФСР, действующему в период работы истца ученицей, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Статьям 185, 185, 187 КЗоТ РСФСР установлено, что теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих непосредственно на производстве путем индивидуального, бригадного и курсового обучения проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией).
Работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением.
Порядок подготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве регламентировался Типовым положением о професиональном обучении рабочих на производстве, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 4 марта 1980 г. N 50/4/4-85.
Согласно данному Типовому положению осуществление выдвинутого КПСС курса на повышение эффективности производства и качества работы в условиях научно-технического прогресса требует непрерывного углубления и расширения знаний, роста мастерства рабочих. Решение этой задачи призвана обеспечивать система их профессионального обучения на производстве, которая включает в себя соответствующие отраслевые системы.
Отраслевая система профессионального обучения рабочих на производстве - это сеть учебно-производственных баз, учебно-методических и научных организаций, соответствующих подразделений министерств, ведомств, промышленных и производственных объединений, предприятий и организаций, планомерно осуществляющих профессиональное обучение рабочих.
На производстве применяются следующие виды профессионального обучения рабочих: подготовка новых рабочих;
переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям;
повышение квалификации рабочих.
Пунктами 8, 9 Типового положения предусмотрено, что подготовка новых рабочих на производстве - это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессий, перечень которых утверждается Госпрофобром СССР в установленном порядке.
Подготовка новых рабочих осуществляется из числа лиц, принятых на работу на предприятие.
Подготовка новых рабочих из числа женщин, а также несовершеннолетних производится только по профессиям, а также для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.
Направляемые на обучение должны быть предварительно ознакомлены с требованиями к работе по профессии, с условиями и оплатой труда, правилами внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, санитарными нормами и правилами, производственными (должностными) инструкциями, возможностью повышения квалификации и профессионального продвижения.
Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой, групповой и индивидуальной формам обучения.
Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются до 6 месяцев. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР. Учебные планы и программы предусматривают теоретическое и производственное обучение.
При курсовой и групповой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе численностью от 10 до 30 человек (в учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на организуемых министерствами, ведомствами постоянно действующих курсах - численностью 25 - 30 человек).
При курсовой подготовке производственное обучение рабочих осуществляется в два этапа: на первом этапе - в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебно-курсового комбината (пункта); на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения.
При групповой подготовке производственное обучение рабочих осуществляется индивидуально на рабочих местах предприятия под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. Теоретическое обучение рабочих может проводиться также в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и в вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах по договорам за счет средств предприятий, выделяемых на подготовку кадров, или в учебно-курсовых комбинатах (пунктах).
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей теоретического обучения из числа руководящих, инженерно-технических работников и специалистов, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения на рабочем месте. При теоретическом обучении рабочих, подготавливаемых индивидуально, их следует по возможности объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах обучения по соответствующим профессиям.
При индивидуальной и групповой подготовке каждому обучаемому с начала производственного обучения, а при курсовой - на втором этапе производственного обучения выделяется на предприятии рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
Согласно пунктов 10 -14 данного Типового положения подготовка новых рабочих осуществляется по учебным планам и программам, разработанным и утвержденным:
по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, - Госпрофобром СССР;
по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, - министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;
по остальным профессиям - министерствами и ведомствами на основе рекомендаций Госпрофобра СССР. С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.
Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
При невозможности организовать обучение рабочих на данном предприятии, а также для вводимых в действие новых и реконструируемых предприятий министерства, ведомства, предприятия на договорных началах направляют рабочих для обучения на другие действующие предприятия, в вечерние (сменные) профессионально-технические училища, а также на курсы и в учебно-курсовые комбинаты (пункты) других министерств и ведомств.
В соответствии с пунктом 31 Типового положения Учебно-курсовые комбинаты (пункты) являются учебными заведениями, осуществляющими профессиональное обучение рабочих.
Учебно-курсовые комбинаты (пункты) действуют на основании типового положения, утверждаемого в установленном порядке, и создаются министерствами, ведомствами исходя из нормативов учебно-производственной базы, для одного или нескольких предприятий, расположенных, как правило, в одном регионе, и подведомственных одному или нескольким министерствам и ведомствам. Указанные учебно-курсовые комбинаты (пункты) являются соответственно отраслевыми или межотраслевыми. Межотраслевые учебно-курсовые комбинаты (пункты) создаются министерствами, ведомствами на долевых началах и проводят профессиональное обучение рабочих по договорам.
Межотраслевые учебно-курсовые комбинаты (пункты) подчиняются одному из министерств, ведомств или других органов управления.
Учебно-курсовые комбинаты (пункты) предприятий являются их структурными подразделениями или самостоятельными организациями при предприятиях.
Пунктом 45 Типового положения предусмотрено, что условия оплаты труда учеников и рабочих в период профессионального обучения, квалифицированных рабочих, преподавателей и других работников, осуществляющих профессиональное обучение рабочих на производстве, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. N 1369 «Об оплате труда учащихся средних школ в период производственного обучения, учеников на предприятиях, рабочих за время переквалификации или обучения вторым профессиям, а также об оплате труда квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников по обучению этих учащихся, учеников и рабочих» утверждено Положение об оплате труда учеников за время обучения их и рабочих за время переквалификации или обучения вторым профессиям в отраслях промышленности и на отдельных предприятиях (кроме угольных и сланцевых шахт), где проведено упорядочение заработной платы, согласно которому оплата труда учеников за время обучения их производится в процентом отношении к размеру заработной платы рабочего, имеющего низший разряд по той профессии, которую осваивают обучающиеся.
Таким образом, анализ трудового законодательства, действующего в спорный период, позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 в период с 13 октября 1983 года по 10 ноября 1984 года состояла в трудовых отношениях с Астраханским областным производственным швейным объединением «Облшвейбыт», работая в должности ученицы портной верхней одежды, так как при приеме на работу она была включена в списки работников предприятия, ознакомлена с требованиями к работе по профессии, с условиями оплаты труда, правилами внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, санитарными нормами и правилами, производственными (должностными) инструкциями, возможностью повышения квалификации и профессионального продвижения, в трудовую книжку внесена запись о приеме на работу.
Материалами дела установлено, что истец получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что дает ей право на включение спорного периода в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы представителя пенсионного органа о том, что факт получения заработной платы в спорный период подтверждения не нашел, поскольку в архиве документов о трудовой деятельности ФИО1 не сохранилось, что подтверждается архивной справкой от 2 августа 2021 года № № ГКУ АО «Государственный архив Астраханской области», согласно которой представить сведения о трудовом стаже истца за период с 13 октября 1983 года по 15 августа 1989 года не представляется возможным из - за неполноты архивных документов, находящихся на хранении в архиве относительно Астраханского областного производственного швейного объединения «Облшвейбыт» и д/б «Кристалл», судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка
работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Из буквального толкования приведенных разъяснений следует, что в подтверждение размера заработной платы билеты членов партийных, комсомольских, профсоюзных организаций представляются совместно с учетными карточками членов таких организаций, оформленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда. Учетная карточка члена партии содержит сведения о месте работы, занимаемой должности, начислениях, свидетельствующих об индивидуальном размере заработной платы члена партийной организации, а также сведения о приеме гражданина в члены партийной организации.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу и проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией по ходатайству истца к материалам дела приобщена копия комсомольского билета ФИО1, из которого следует, что в спорный период размер ее заработной составлял 40 рублей в месяц. Таким образом, доказательствами, отвечающими требованиям допустимости и относимости, подтвержден факт получения истцом заработной платы за спорный период работы, с которой в силу законы работодатель обязан производить необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования истца о назначении ей страховой пенсии по старости с 21 марта 2021 года, судебная коллегия руководствуется разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года, 14 июня 2006 года.
Согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года, 14 июня 2006 года дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Истцом представлена трудовая книжка, согласно которой она до настоящего времени является трудоустроенной и работает в должности старшего государственного жилищного инспектора отдела надзора за раскрытием информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере ЖКХ.
Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Истец ставит вопрос о назначении досрочной страховой пенсии с 21 марта 2021 года.
Материалами дела установлено, что она в период работы с 19 октября 2020 года по 20 марта 2021 года продолжает работать в службе <данные изъяты> в должности <данные изъяты> который подлежит включению в ее страховой стаж.
С учетом изложенного, по состоянию на 21 марта 2021 года страховой стаж ФИО1 с учетом периодов работы, включенным судебной коллегией в ее страховой стаж, составит 37 лет, в связи с чем у нее возникло право на назначение страховой пенсии по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда как незаконного с принятием нового решения по делу об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 10 июня 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Включить в страховой стаж ФИО1 период работы ученицей портной верхней одежды в Астраханском областном производственном швейном объединении «Облшвейбыт» с 13 октября 1983 года по 9 ноября 1984 года, период работы в должности <данные изъяты> с 19 октября 2020 года по 20 марта 2021 года, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 21 марта 2021 года.
Председательствующий Костина Л.И.
Судьи областного суда Лапшина Л.Б.
Ожегова И.Б.