Судья Хамитова Г.Р. УИД 16RS0047-01-2021-008374-05
дело №2-162/2022
№ 33-6832/2022
учет № 117 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2022 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Плюшкина К.А. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола помощником судьи Хамитовой А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Казани от 7 февраля 2022 г., которым им отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казань, МКУ «Администрация Кировского и Московского районов муниципального образования г. Казань» о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, ФИО2 и их представителя ФИО3 поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» (далее – Администрация Кировского и Московского районов либо Администрация)) о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование, что с 26 июня 2013 г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие»; вместе с супругом ФИО1 зарегистрированы в жилом помещении по адресу: площадью 30,8 кв.м. Неоднократные обращения к ответчику с просьбой об улучшении жилищных условий оставлены без удовлетворения. В связи с этим просила обязать Администрацию предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение площадью не менее 42 кв.м, взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере 30 320 руб., а также госпошлины в размере 300 руб.
Протокольным определением суда от 9 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве соистца привлечен ФИО1, в качестве соответчика – Исполком г. Казани, приняты изменения исковых требований, согласно которым Г-вы просили признать бездействие Администрации по их перерегистрации в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда во внеочередном порядке незаконным, признать за ними право на внеочередное предоставление жилого помещения и обязать Исполком г. Казани предоставить жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в границах муниципального образования г. Казань по договору социального найма как малоимущим и гражданам, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Представитель Исполкома г. Казани иск не признал.
Администрация Кировского и Московского районов явку представителя в суд не обеспечила.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Г-вы ставят вопрос об отмене решения суда. Выражают несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по мотиву обеспечения их как членов семьи собственника аварийного жилья возможностью проживания в предоставленной взамен жилого помещения (квартиры) в собственность. Указывают на необходимость соблюдения органами местного самоуправления норм предоставления жилых помещений взамен аварийного жилья. Утверждают, что не являются членами семьи собственника аварийного жилья ФИО4, в связи с чем должны быть обеспечены отдельным жилым помещением.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Исполком г. Казани и Администрация Кировского и Московского районов представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что постановлением руководителя Исполкома г. Казани от 12 сентября 2014 г. № 5449 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Квартира № 5 в указанном доме принадлежит ФИО4
Кроме ФИО4 по названному адресу зарегистрированы ее мать – ФИО2, отец – ФИО1, дети – К.Д.Р.П.В.С.. и В.С..
Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов от 26 июня 2013 г. ФИО2 и ФИО1 приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие».
Распоряжением руководителя Исполкома г. Казани от 17 августа 2021 г. № 4322р ФИО4 в собственность, а членам ее семьи - в пользование, в счет возмещения за изымаемое аварийное жилье предоставлена квартира № площадью 48,8 кв.м.
По мнению истцов, поскольку они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживают при этом в аварийном жилом помещении, членами семьи собственника которого не являются, они имеют право на предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцы сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом в порядке очередности по договору социального найма до момента получения жилья, отвечающего требованиям ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по норме предоставления.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку они соответствуют правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что заявители, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при расселении подлежащего сносу дома как разные с ФИО5 семьи должны быть обеспечены во внеочередном порядке отдельным жилым помещением с учетом положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по норме предоставления, не принимаются судебной коллегией.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как разъяснено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, применительно к приведенным разъяснениям внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем, чтобы права граждан при выселении не были ущемлены, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Положения ст. 32, 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не возлагают на орган местного самоуправления обязанность предоставить жилое помещение с учетом требований к составу семьи, родственных отношений. Законом требования предъявляются лишь к предоставлению жилого помещения взамен аварийного, отвечающего критериям равноценности и благоустроенности. При переселении из аварийного жилищного фонда гарантируются условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как отмечено выше, собственник аварийного жилья ФИО4 приходится истцам дочерью, а потому действия по предоставлению им однокомнатной квартиры взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, нельзя признать ограничивающими их права, так как требования о компенсации жилищных условий при этом соблюдены в полной мере.
В то же время права истцов на предоставление отдельных жилых помещений могут быть учтены при реализации их жилищных прав в порядке улучшения жилищных условий согласно очередности.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционной жалобе не приводится, у судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Казани от 7 февраля 2022 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Определение25.05.2022