ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-162/2022 от 22.06.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья: Сергунина И.И. Дело № 33-1321/2022

(№ 2-162/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Второвой Н.Н., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Алешиной В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 2 марта 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома удовлетворить.

Обязать некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части капитального ремонта фасада и ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения».

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» по доверенности ФИО1, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения прокурора Болховского района Орловской области Петракова Константина Игоревича, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

прокурор Болховского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее по тексту – НО «РФКР»; региональный оператор) об обязании обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

В обоснование заявленных требований указывал, что органами прокуратуры Российской Федерации проведена проверка по обращению ФИО7 по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома № <адрес>, в котором она проживает.

В ходе проведения проверки органами прокуратуры Российской Федерации установлено, что указанный многоквартирный жилой дом, площадью 160 кв. м, состоит из двух частей деревянной и кирпичной, двух-, и одноэтажной соответственно, в нем имеется пять квартир, находящихся в собственности граждан. Основная кирпичная часть пристроена к деревянному жилому дому 1917 г. пристройки в 1967 г. Многоквартирный жилой дом находится на непосредственном управлении, муниципальных помещений в нем не имеется.

Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома <адрес> запланирован к проведению в 2018-2020 г. г. и должен включать следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома.

29 июня 2018 г. между НО «РФКР» и муниципальным унитарным предприятием (далее по тексту – МУП) «Городская архитектура» заключен договор , в соответствии с которым последним подготовлена проектная документация только в отношении ремонта кровли многоквартирного жилого дома <адрес>.

Согласно представленной проектной документации, по результатам электронного аукциона 4 февраля 2019 г. НО «РФКР» и обществом с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «Болховское ремонтно-строительное предприятие» заключен договор на капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома <адрес>. Работы сопровождались строительным контролем, проводимым казенным учреждением Орловской области «Орелгосзаказчик» (далее по тексту – КУ ОО «Орелгосзаказчик»).

По окончании работ сторонами подписаны акты выполненных работ, претензий к качеству и полноте заявлено не было, в связи с чем 18 июня 2019 г. договор оплачен заказчиком в полном объеме.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что прокуратурой Болховского района Орловской области в адрес руководителя НО «РФКР» в сентябре 2021 г. внесено представление об устранении нарушений, которое региональным оператором надлежащим образом исполнено не было, уточнив исковые требования, просил обязать НО «РФКР» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части капитального ремонта фасада и ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции к участию в настоящем гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Болховского района Орловской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

НО «РФКР» не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконного и принятии по делу нового судебного акта, поскольку при вынесении решения судом неправильно определены фактические обстоятельства дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 28ноября 2017 г. № 500, которым утвержден «Краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах» (далее по тексту – краткосрочный план региональной программы) все виды работ: ремонт крыши; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома, предусмотренные краткосрочным планом региональной программы, региональным оператором исполнены.

Приводит доводы об отсутствии каких-либо нормативно-правовых актов в соответствии с которыми на НО «РФКР» была бы возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес>, в связи с чем отсутствуют предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации основания для его проведения.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Болховского района г. Орла по заявлению гражданина проведена проверка по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной проверки органами прокуратуры установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес>, площадью 160 кв. м, состоит из двух частей деревянной и кирпичной, двух-, и одноэтажной соответственно, в нем имеется пять квартир, находящихся в собственности граждан. Основная кирпичная часть пристроена к деревянному жилому дому, 1917 г. постройки, в 1967 г.

Указанный многоквартирный жилой дом находится на непосредственном управлении, муниципальных помещений в нем не имеется.

Обращаясь в суд с иском, прокурор Болховского района Орловской области ссылался на то, что постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее по тексту - региональная программа), в соответствии с которой многоквартирный жилой дом <адрес> включен в региональную программу проведения капитального ремонта в 2018-2020 г. и в отношении него предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома.

В свою очередь постановлением Правительства Орловской области от 28ноября 2017 г. № 500, которым утвержден краткосрочный план региональной программы, также был предусмотрен вышеуказанный перечень работ в отношении многоквартирного жилого дома <адрес>.

Вместе с тем постановлением Правительства Орловской области от 21 апреля 2020 г. № 251 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах» внесены изменения, согласно которых из перечня работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома <адрес> исключены работы по ремонту фасада и внутридомовых инженерных сетей.

Указанные работы остались не были исполнены региональным оператором, несмотря на то, что согласно областной адресной программы должны были быть выполнены в 2018-2020 г. г.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 180,182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), пришел к выводам о том, что исключение из краткосрочного плана региональной программы работ по ремонту фасада и внутридомовых инженерных сетей не освобождает НО «РФКР» от возложенной на него законом обязанности по организации и проведению капитального ремонта данного многоквартирного жилого дома в сроки, установленные региональной программой.

Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.

Так, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно пп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Из п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются ст. 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.

Согласно п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. ч. 6 и 7 ст. ст. 168, 170, 172 ЖК РФ).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области области установлены Законом Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» (далее по тексту - Закон Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

Установлено, что в целях реализации положений жилищного законодательства Российской Федерации постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 утверждена региональная программа, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом <адрес> включен в региональную программу проведения капитального ремонта в 2018-2020 г.

Так, в соответствии с указанной региональной программой (в редакции от 31декабря 2013 г.) в целях проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> в период 2018-2020 г. г. предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома.

Для реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», в соответствии с Законом Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ и постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Правительством Орловской области 28 ноября 2017 г. принято постановление № 500, которым утвержден краткосрочный план региональной программы.

Из краткосрочного плана региональной программы (в редакции постановления Правительства Орловской области от 22 апреля 2019 г. № 226 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах») следует, что в отношении многоквартирного жилого дома <адрес> предусмотрены следующие виды работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыши; ремонт фасада; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома; проведение проверки достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома; осуществление строительного контроля; проведение проверки технического состояния многоквартирного жилого дома.

В рамках рассмотрения настоящего спора сторонами не оспаривалось, что 29 июня 2018 г. между НО «РФКР» и МУП «Городская архитектура» на основании выигранного аукциона от 9 июня 2018 г. заключен договор по условиям которого последнее обязалось провести оценку технического состояния и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах.

Из отчета об обследовании технического состояния общего имущества следует, что в результате проведенного комплексного обследования строительных конструкций общего имущества здания, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено и оценено техническое состояние основных конструктивных элементов (фундаменты – ограниченно-работоспособное состояние; стены – ограничено-работоспособное состояние; перекрытия – ограничено-работоспособное состояние; стропильная система – ограничено-работоспособное состояние; кровля – ограничено-работоспособное состояние), которое охарактеризовано как ограничено-работоспособное состояние – «категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации». Кабели питания от щита учета на вводе в многоквартирный жилой дом до щита распределительного, проложены в гофротрубе по стене, этажный распределительный щит в новом исполнении, состояние хорошее, не требует замены, аппарат защиты на вводах в квартиры новые.

Для предотвращения разрушений, продления срока службы здания МУП «Городская архитектура» рекомендовало выполнить следующие мероприятия: устранить причины увлажнения поверхности (восстановить работоспособность кровельного покрытия; заменить карнизные и кровельные панели с соблюдением достаточного карнизного свеса); выполнить комплексный ремонт штукатурного слоя фасада; все неиспользуемые крепежные элементы с поверхностей фасадов удалить; выполнить замену дверей входа в подъезды; выполнить замену всех элементов линейного открытия поясных карнизов, и подоконников и отливов; для дальнейшей нормальной эксплуатации чердачного перекрытия рекомендуется выполнить расчистку чердачного перекрытия от мусора, замену засыпки между балками, просушку и обработку биоцидными составами. Устройство нового утеплителя допускается только после освидетельствования технического состояния деревянных балок. При укладе нового утеплителя предусмотреть слой пароизоляции, а для передвижения по поверхности – предусмотреть ходовые мостки. Работы по укладке утеплителя произвести только после освидетельствования чердачных балок; полностью заменить всю деревянную обрешетку, выполненную из доски 150х25 (h), а стропильную систему, находящуюся в работоспособном состоянии оставить. Установить защитные колпаки из оцинкованной кровельной стали с полимерным покрытием в цвет кровли. При расположении рядом с вентиляционными каналами для предотвращения образования наледи на их поверхностях, трубы вентиляции канализации должны быть выше вентиляционных каналов. Предусмотреть трубчатые снегозадержатели по всей поверхности кровли; предусмотреть замену слуховых окон. Мероприятия нужны для эффективной работы естественной вентиляции; выполнить полную замену кровельного покрытия.

При этом экспертами МУП «Городская архитектура» фиксировалось состояние инженерных сетей здания. По результатам проведенного комплексного обследования строительных конструкций общего имущества здания, расположенного по адресу: <адрес>, не усматривается необходимость проведения ремонтных работ внутридомовых инженерных систем.

Согласно представленной проектной документации, по результатам электронного аукциона 4 февраля 2019 г. НО «РФКР» и ООО «Болховское ремонтно-строительное предприятие» заключен договор на капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома <адрес>. Работы сопровождались строительным контролем, проводимым КУ ОО «Орелгосзаказчик».

По окончании работ сторонами подписаны акты выполненных работ по формам «КС-2» и «КС-3», претензий к качеству и полноте заявлено не было, в связи с чем 18 июня 2019 г. договор оплачен заказчиком в полном объеме.

Постановлением Правительства Орловской области от 21 апреля 2020 г. № 251 внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах», которыми из перечня работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома <адрес> в частности исключены работы по ремонту фасада и внутридомовых инженерных сетей.

Полагая заявленные прокурором Болховского района Орловской области требования необоснованными, НО «РФКР» в возражениях на иск, в апелляционной жалобе и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций ссылалась на то, что требования краткосрочных планов региональной программы, утвержденных Правительством Орловской области, являются обязательными для регионального оператора, в связи с чем проведение ответчиком капитального ремонта в требуемой процессуальным истцом части в настоящее время не представляется возможным, в связи с отсутствием указаний на необходимость проведения работ по ремонту фасада и инженерных коммуникаций в краткосрочном плане региональной программы и израсходованием установленной органом исполнительной власти предельно допустимой стоимости капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (ч. 1 ст. 167 ЖК РФ).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ в целях реализации ч. 2 ст. 178 ЖК РФ, региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Орловской области, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Орловской области.

Статус, цели, функции, полномочия и порядок деятельности регионального оператора определяются ЖК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Орловской области (ч. 2 ст. 13 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

НО «РФКР» в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного бюджета и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Таким образом, основной целью деятельности НО «РФКР» является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии со ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Орловской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области (ч. 2 ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 предусмотрено, что срок реализации региональной программы составляет с 2014 г. по 2044 г.

Постановлением Правительства Орловской области определяется необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме при включении в региональную программу планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч. 2.1. ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

В целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Орловской области обязано утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы в порядке, установленном Правительством Орловской области, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 4 ст. 9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

Постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области (далее по тексту – Порядок утверждения краткосрочных планов региональной программы).

Пунктом 5 Порядка утверждения краткосрочных планов региональной программы предусмотрено, что краткосрочные планы утверждаются с учетом установленного на очередной год реализации региональной программы минимального размера взноса на капитальный ремонт, средств государственной поддержки, муниципальной поддержки (в случае, если указанные средства предусмотрены в областном бюджете, в местных бюджетах).

Прогнозируемая сумма денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту рассчитывается на трехлетний период реализации региональной программы дифференцированно по муниципальным районам (городским округам) пропорционально размеру взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального района (городского округа). Планируемая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включенном в краткосрочный план, определяется с использованием нормативной (предельной) стоимости капитального ремонта многоквартирных жилых домов, установленной постановлением Правительства Орловской области (п. 6 Порядка утверждения краткосрочных планов региональной программы)

В соответствии с п. 7 вышеуказанного Порядка разработка и утверждение краткосрочных планов включают в себя: представление региональным оператором органу исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющему функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства, данных о финансовой устойчивости в соответствии со ст. 18 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ; определение уполномоченным органом прогнозируемой суммы денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту и доли средств на проведение капитального ремонта по отдельным видам услуг и (или) работ в соответствии с п. 10.1 настоящего Порядка; разработку уполномоченным органом проекта краткосрочного плана; утверждение краткосрочного плана постановлением Правительства Орловской области.

Органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющему функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается постановлением Правительства Орловской области на очередной год реализации региональной программы капитального ремонта и определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и настоящим Законом.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, включает в себя: переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу; устройство выходов на кровлю; утепление фасада; установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); разработку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; проверку достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома; проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом; осуществление строительного контроля; ремонт выгребных ям, туалетов, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; ремонт котельных, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома; оценку технического состояния многоквартирного дома; оценку технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты; разработку проектной документации на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; оценку соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, определяется постановлением Правительства Орловской области (ч. 2 ст. 11 Закона Орловской области от 28 июня 2013 г. № 1498-ОЗ).

Установлено, что краткосрочным планом региональной программы (в редакции постановления Правительства Орловской области от 22 апреля 2019 г. № 226 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018 - 2020 годах») было предусмотрено, что стоимость проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> была ограничена <...> руб.

Из ответа МУП «Городская архитектура» следует, что до проведения экспертного исследования НО «РФКР» были предоставлены данные о предельной стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома <адрес> в размере <...> руб.

При этом региональным оператором представлен также протокол внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома от 14 мая 2018 г., где было принято решение об утверждении предельно допустимой стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту в сумме <...> руб., а также перечня работ по капитальному ремонту: ремонт крыши; ремонт фасада; ремонт подвальных помещений; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома и осуществление строительного контроля.

Ремонт внутридомовых инженерных систем решением указанного собрания собственников предусмотрено не было.

Поскольку предельно допустимая сумма по капитальному ремонту была определена собственниками многоквартирного жилого дома <адрес> в сумме <...> руб., то такого размера денежных средств согласно сметному отчету эксперта хватило только на ремонт крыши.

Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 17 июня 2022 г., а также пояснений допрошенной в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве специалиста заместителя начальника управления – начальника отдела правового обеспечения и внутреннего финансового контроля управления бюджетного учета, правового обеспечения и внутреннего финансового контроля Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения ФИО8 к моменту проведения капитального ремонта собственники помещений многоквартирного жилого дома <адрес> не накопили необходимую сумму, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ для финансирования ремонта дома были использованы на возвратной основе средства, полученные региональным оператором от собственников помещений иных многоквартирных домов на территории Орловской области.

На проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> было израсходовано <...> руб., включая строительно-монтажные работы, разработку проектной документации и проверку достоверности сметной документации, услуги строительного контроля и капитальный ремонт кровли, в то время как собственниками помещений указанного многоквартирного жилого дома собрана сумма в размере <...> руб.

Допрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве специалиста ФИО8 также указала, что региональный оператор, как ответственный исполнитель, имеет право расходовать денежные средства фонда в отношении конкретного многоквартирного жилого дома только в соответствии и в пределах, установленных краткосрочным планом региональной программы, утвержденным Правительством Орловской области. Превышение предельной стоимости и выполнение работ сверх указанной стоимости возможно за счет средств и только по решению собственников помещений многоквартирного дома, которые определяют вид работ, предельную стоимость. Краткосрочный план региональной программы был откорректирован органом исполнительной власти на основании проектно-сметной документации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из приведенных доводов и возражений сторон, а также норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора, суду первой инстанции следовало учесть, что выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в части капитального ремонта фасада и ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения были исключены из краткосрочного плана региональной программы постановлением Правительства Орловской области от 21 апреля 2020 г. № 251, и на момент разрешения спора данный вид работ не был предусмотрен краткосрочным планом региональной программы, обязанность по исполнению которого в силу закона возложена на ответчика.

Судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований прокурора Болховского района Орловской области по существу, необоснованно не учтено, что порядок утверждения краткосрочных планов региональной программы, а также постановление Правительства Орловской области от 28 ноября 2017 г. № 500 «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018-2020 годах» в действующей в настоящее время редакции, являются действующими нормативным правовыми актами, которые никем не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами, в том числе и ответчиком.

Собственниками жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома решения об увеличении минимального взноса на капитальный ремонт, переходе дома на специальный счет не принималось. В связи с чем у ответчика правовых оснований для проведения работ превышающих предельную стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома, установленную краткосрочным планом региональной программы не имелось.

Оспариваемым решением суда в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации на регионального оператора, который в силу вышеприведенных норм не производит самостоятельно работы по капитальному ремонту, а осуществляет свои функции в соответствии с решениями органа исполнительной власти, возложена обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> в той части, которая была исключена из краткосрочного плана региональной программы.

Принимая во внимание, изложенное судебная коллегия приходит к выводам об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права и неверного определения фактических обстоятельств дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Болховского района Орловской области, заявленных в интересах неопределенного круга лиц об обязании НО «РФКР» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включающих в себя ремонт фасада и внутридомовых инженерных сетей.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» удовлетворить.

Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 2 марта 2022 г. отменить, принять новое решение.

Исковые требования прокурора Болховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании обеспечить проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включающих в себя ремонт фасада и внутридомовых инженерных сетей, оставить без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 29 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи