ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1635/2021 от 13.07.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

УИД 54RS0010-01-2020-010965-17

Судья Коцарь Ю.А. №2-1635/2021

Докладчик Рукавишников Е.А. №33-6629/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рукавишникова Е.А.,

судей Зиновьевой Е.Ю., Плужникова Н.П.,

при секретаре Косаревой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 13.07.2021 гражданское дело по иску Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» о возложении обязанности принять на хранение документы,

по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24.03.2021.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Рукавишникова Е.А., выслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

установила:

Сибирское ТУ Минобрнауки России обратилось в суд с иском к ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», в котором просило обязать ответчика принять документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания Проектная организация «ГИПРОНИИ» Сибирского отделения Российской академии наук на хранение.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано ФГБУ ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН, в связи с чем с целью передачи документов указанной организации по личному составу истцом направлены письма в ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», а также в Управление государственной архивной службы Новосибирской области.

Однако в принятии документов на хранение было отказано, при этом указано на отсутствие полномочий у ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» по приему архивных документов учреждений федеральной формы собственности, а также на отсутствие необходимого финансирования.

Вместе с тем, хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных учреждений, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти и за судебной защитой. В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 24.03.2021 исковые требования Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» о возложении обязанности принять на хранение документы, удовлетворены.

Возложена обязанность на Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного учреждения научного обслуживания Проектная организация «ГИПРОНИИ» Сибирского отделения Российской Академии наук.

С указанным решением суда не согласилось ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», в апелляционной жалобе с учетом дополнений просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН, прекратившая свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в результате ликвидации, являлась организацией федеральной формы собственности, а именно, федеральным государственным бюджетным учреждением научного обслуживания, учредителем ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН являлась Российская Федерация, ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН находилось в ведомственном подчинении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Таким образом, при ликвидации федеральных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии подлежат передаче на государственное хранение в соответствующий федеральный государственный архив, а именно в Государственный архив Российской Федерации.

До настоящего времени Российской Федерацией в соответствии с п. 7 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ не переданы полномочия по организации хранения документов по личному составу федеральных организаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая Новосибирскую область, соответственно субвенции из федерального бюджета на хранение, комплектование, учет и использование документов территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации и организаций федерального уровня в областной бюджет не поступают, при этом бюджетом Новосибирской области не предусмотрены расходы по приему и хранению в ГКУ НСО ГАНО документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций.

Учитывая вышеизложенное, Новосибирская область не может нести расходы в отношении организации федеральной формы собственности, соответственно документы по личному составу ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН не могут быть приняты на государственное хранение в ГКУ НСО ГАНО.

Помимо того, что ГКУ НСО ГАНО не имеет законных оснований для принятия документов по личному составу организации федеральной формы собственности, также не имеет и технической возможности (отсутствие свободных площадей) принять на государственное хранение документы по личному составу ПО «ГИПРОНИИ» СО РАН, являвшейся организацией федеральной формы собственности.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно приказу руководителя ФАНО России от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации ФГБУ научного обслуживания проектной организации «ГИПРОНИИ» Сибирского отделения Российской академии наук (л.д. 56-61).

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ научного обслуживания проектная организация «ГИПРОНИИ» СО РАН было ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.69-70).

В процессе ликвидации указанной организации документы по личному составу учреждения на хранение в государственный или муниципальный архив переданы не были.

В связи с чем истцом были направлены письма в ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области», а также в Управление государственной архивной службы Новосибирской области с просьбой о принятии на хранение документов по личному составу ФГБУ научного обслуживания проектная организация «ГИПРОНИИ» СО РАН, в связи с ликвидацией указанной организации (л.д. 71-72, 73-74).

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области» ФГБУ научного обслуживания проектная организация «ГИПРОНИИ» является организацией федеральной формы собственности, таким образом, при ликвидации такой организации, документы по личному составу подлежат передаче на хранение в соответствующий государственный архив, а именно Государственный архив РФ. Кроме, того указано на отсутствие необходимого финансирования со стороны бюджета Новосибирской области, поскольку в компетенцию Государственного архива Новосибирской области не входит принятие и хранение документов ликвидируемых федеральных учреждений (л.д. 75-76).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной архивной службы Новосибирской области указало, что документы по личному составу ФГБУ научного обслуживания проектная организация «ГИПРОНИИ» не подлежат передаче и хранению в ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области», поскольку указанная ликвидированная организация относилась к собственности федерального уровня, следовательно, документация подлежит хранению в соответствующем архиве федерального уровня, подлежит передаче правопреемнику реорганизуемого лица или же подлежит передаче в архив вышестоящей организации (л.д. 77-78).

Суд первой инстанции, рассмотрев данный спор со ссылками на ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», п.2.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 18 Конституции РФ, удовлетворил исковые требования Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования РФ, обязав Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» принять на хранение документы по личному составу ликвидированного Федерального государственного учреждения научного обслуживания Проектная организация «ГИПРОНИИ» Сибирского отделения Российской Академии наук.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.

Действующее законодательство под государственным архивом понимает федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).

В Российской Федерации в форме федеральных казенных учреждений созданы и действуют следующие федеральные государственные архивы: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фонодокументов, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.

Ни один из упомянутых федеральных государственных архивов не предназначен для хранения документов по личному составу ликвидируемых федеральных государственных бюджетных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области.

Так, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1995 N 64 Государственный архив Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В состав этого архива входят фонды высших органов власти, контроля и управления Временного правительства России, правительств периода гражданской войны, Российской Советской республики, РСФСР, СССР, а также федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и непосредственно подчиненных им учреждений, находящихся в городе Москве.

Государственный архив Российской Федерации технически не может обеспечить хранение всего массива документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций, дислоцированных в разных субъектах Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об архивном деле документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.

Отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.

В такой ситуации, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по приему и хранению данных документов на ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидированной организации).

В тоже время, ответственность за состояние дел в этой сфере перед гражданами Российской Федерации - бывшими работниками возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Новосибирская область в лице областного архивного учреждения, приняв документы федерального государственного образовательного учреждения, архивное хранение которых отнесено к полномочиям Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 части 1 статьи 4 Закона об архивном деле) и полагая, что соответствующие расходы не компенсируются в рамках межбюджетных отношений, вправе обратиться к Российской Федерации с заявлением о выплате справедливой, соразмерной компенсации. Спор о размере такой компенсации при недостижении согласия подлежит рассмотрению судом.

Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что при ликвидации федеральных организаций документы по личному составу подлежат передаче на государственное хранение в соответствующий федеральный государственный архив, бюджетом Новосибирской области не предусмотрены расходы по приему и хранению в ГКУ НСО ГАНО документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций, подлежат отклонению.

Иные доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений не содержат каких-либо фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи