ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1641/20 от 10.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-17370/2020

по делу № 2-1641/2020

10 декабря 2020 года город Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.

судей Абдрахмановой Э.Я.

Низамовой А.Р.

при ведении протокола секретарем Нафиковым А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о признании права на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, возложении обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья.

В обоснование иска указала, что ФИО2 (девичья фамилия ...) А.Р. дата года рождения, с рождения проживала по адресу: адрес родителями и с семьей бабушки и дедушки.

С 1999 года в возрасте 6 месяцев осталась без попечения родителей в связи с тем, что родители вели разгульный образ жизни, поэтому решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 марта 2016 года, вступившим в законную силу 22 апреля 2016 года, они лишены родительских прав в отношении истицы.

13 января 2008 года квартира по адресу: адрес передана ФИО1 в собственность по договору приватизации №... по инициативе бабушки как законного представителя. ФИО1 находилась на тот момент в 10-летнем возрасте.

Кроме истца на данную квартиру в момент приватизации имели право Ш.З.Ф. (дедушка), Б.З.З. (мать), Ш.З.З. (бабушка), Ш.Р.Г. (брат матери), которые отказались от приватизации в пользу ФИО1

С 2008 года ФИО1 продолжала проживать с бабушкой Ш.З.З. которая занималась ее воспитанием. С 2011 года и по 2015 год после восстановления в 2011 году отца в родительских правах ФИО1 проживала с отцом в его доме, однако вынуждена была вернуться к бабушке, после чего родителей в марте 2016 году обоих лишили родительских прав.

Постановлением администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 13 апреля 2016 года №...Ш.З.З. назначена предварительным опекуном. Постановлением администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 17 июня 2016 года №... ФИО1 передана под опеку бабушке Ш.З.З. при этом за ней сохранено право собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, которая обременена правами третьих лиц. Договор доверительного управления с имуществом несовершеннолетнего в соответствии с постановлением заключен не был.

дата ФИО1 исполнилось 18 лет. 18 июля 2016 года она оформила договор дарения квартиры на имя бабушки, поскольку пользоваться этой квартирой единолично не могла.

В 2008 году ФИО1 была несовершеннолетней и не имела возможность оспорить действия опекуна, тогда как жилое помещение, обремененное правами третьих лиц, не отвечало ее интересам, ограничивало право на реализацию права на получение жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, а опекун должен был принять меры и обратиться с соответствующим заявлением о включении ее в список на получение жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, что сделано не было.

04 февраля 2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список и постановке на учет для получения жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ей было отказано со ссылкой на ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, с чем ФИО1 не согласна.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2020 года постановлено:

...

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в период нахождения под опекой истец в нарушение закона не поставлена на учет и не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением. Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна и органов опеки и попечительства, что свидетельствует о наличии обстоятельств, препятствующих обращению с заявлением о включении в список. Таким образом, до достижения истцом возраста 18 лет опекуном и компетентным органом не было предпринято мер по постановке в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещение. Опекуну не разъяснено о наличии права на обеспечение жилым помещением. В настоящее время ФИО1 собственного жилья не имеет. Суд пришел к необоснованному выводу о намеренном ухудшении жилищных условий. Квартира, приватизированная на имя ФИО1 в ее несовершеннолетнем возрасте, имела обременения и поэтому подарена бабушке по достижении истцом совершеннолетия.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Как следует из материалов дела, с 2003 года ФИО3 находилась под опекой бабушки Ш.З.З. ввиду проживания отца отдельно с иной семьей, злоупотребления спиртными напитками матерью, ее бродяжничеством (л.д. 97).

В 2007 году отец ФИО1 лишен родительских прав, затем в 2011 году в родительских правах восстановлен.

В 2016 году оба родителя истицы по ее иску лишены родительских прав.

В 2008 году ФИО1 через своего опекуна приватизировала двухкомнатную квартиру площадью 50,7 кв.м. по адресу: адрес.

При этом от приватизации отказались бабушка Ш.З.З., мать Б.З., дядя Ш.З.З., дедушка Ш.З.Р.

18 июля 2016 года ФИО1 подарила квартиру бабушке (л.д. 120).

Полагая, что приватизация нарушала права ФИО1, так как квартира обременена правами лиц, отказавшихся от участия в приватизации, ФИО1 сочла необходимым подарить квартиру бабушке и после дарения квартиры бабушке в связи с отсутствием жилья настаивает на наличии у нее права состоять на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Отказывая в иске суд первой инстанции указал, что добровольный отказ от права на квартиру привел к искусственному созданию нуждаемости в жилье и ухудшению жилищных условий, что в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации исключает возможность признания истца нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и постановку на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.

В апелляционной жалобе ФИО1 настаивает на нарушении ее прав при приватизации квартиры.

Между тем, с требованием о расторжении договора приватизации либо о признании его недействительным ФИО1 не обратилась, распорядившись собственной квартирой спустя четыре дня после достижения совершеннолетия путем дарения бабушке.

Доводы о том, что обременения были такими, что лишали права пользования квартой, отклоняются. Действительно, от приватизации квартиры отказалась, в том числе, мать ФИО1 – Б.З.З., и, соответственно, она имела право пользования квартирой в силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Между тем, как это указано выше, ФИО1 не просила признать недействительным договор приватизации квартиры, не просила расторгнуть его.

Мать ФИО1 в марте 2016 года лишена родительских прав.

Сам по себе факт наличия права пользования квартирой у Б.З., лишенной родительских прав, не дает оснований для автоматического признания ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В таком случае у ФИО1 имелся конкретный способ защиты своего права, а именно путем обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в квартире адрес,а не путем дарения квартиры.

Так, согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159 предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).

В Республике Башкортостан действует Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года № 438.

Согласно данному порядку (пункт 2) проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это не противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в частности

- проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

Согласно пункту 6 Порядка орган местного самоуправления в день поступления регистрирует заявление, в течение трех рабочих дней со дня его регистрации осуществляет проверку поступивших документов и передает их на рассмотрение межведомственной комиссии по установлению факта невозможности (возможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, по выявлению наличия (отсутствия) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации, по установлению (неустановлению) необходимости проведения ремонта жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия).

Таким образом, ФИО1, настаивающая на наличии обременений, фактически преследует цель установить невозможность проживания в квартире, однако не обращалась в установленном законом порядке для проверки этого обстоятельства в компетентные органы. Суд не вправе подменять межведомственную комиссию.

При проверке межведомственной комиссией подлежат выяснению все обстоятельства, в том числе факт проживания матери, тем более что из решения о лишении родительских прав от 21 марта 2016 года следует, что Б.З. по месту регистрации не проживает, ее место проживания неизвестно, сама Г.А.Р. проживала только вдвоем с бабушкой (л.д. 10, 11).

В рассматриваемом споре отчуждение по договору дарения принадлежащей ФИО1 квартиры своей бабушке указывает на намеренное ухудшение ею своих жилищных условий.

Оснований для отмены решения суда не имеется. Иск, заявленный по основанию отсутствия в настоящее время в собственности жилого помещения, не может быть удовлетворен.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Д. Вахитова

Судьи Э.Я. Абдрахманова

А.Р. Низамова

Справка: судья Кабирова Л.М.