ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-164/20 от 20.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №33-11229/2020

дело №2-164/2020

г. Уфа 20 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Якуповой Н.Н.

судей Иванове В.В., Ишбулатовой Е.И.

при секретаре Валееве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Изолятору временного содержания ОМВД России по г.Нефтекамск РБ, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания,

по апелляционным жалобам ФИО1 и Отдела МВД России по г.Нефтекамску на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 30 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Изолятору временного содержания ОМВД России по г.Нефтекамск РБ, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания. В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков по делу привлечены ОМВД России по г.Нефтекамск РБ, Министерство внутренних дел России, Министерство внутренних дел России по РБ, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

В обоснование требований указано, что истец с 18 декабря 2018 года по 09 октября 2019 года систематически выезжал в Изолятор временного содержания г.Нефтекамск РБ (далее -ИВС). На протяжении этого времени истец подвергается обращению, которое нормами Международного права, Стамбульским протоколом 1999 года признано пытками. Истец содержался в запертой камере, в которой отсутствует водопровод, нет санузла, помещение не проветривается естественным путем, поскольку окна в камере не открываются, сырость, так как ИВС находится в подвальном помещении. Также истец указывал, что не имеет возможности для общения с родными и иными лицами. Кроме того, истец подвергался транспортировке в бесчеловечных, унизительных условиях. Спецтранспорт не имеет естественной вентиляции, а искусственная - не всегда работает. В отсек для перевозки заключенных не поступает свет. Отсек для перевозки сконструирован таким образом, что при движении провоцирует давку, причиняя боль и страдания. В спецтранспорте отсутствует туалет, в таких условиях истец может находиться 3-4 часа. В суде к нему применяются наручники без основания, содержат в клетках с ограничением из металлических прутов, хотя такой вид содержания законом не предусмотрен. Такое обращение унижает человеческое достоинство и лишает истца права на справедливый суд, так как заведомо обозначает истца как преступника. Также в обоснование иска указано на то, что в ИВС г.Нефтекамска РБ применяют спецсредства, такие как электрошокер, дубинки, наручники без всякой видимой причины, тем самым причиняя боли и страдания, чем унижает честь и достоинство гражданина РФ.

Просил взыскать с ИВС ОМВД России по г.Нефтекамску РБ в свою пользу возмещение морального вреда в размере 1 500 000 рублей.

26 декабря 2019 года в Нефтекамский городской суд РБ поступило уточнение иска в части, период нахождения в ИВС дополнен с 05 ноября 2019 года по 07 ноября 2019 года и с 19 ноября 2019 года по 21 ноября 2019 года.

Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 30 января 2020 года постановлено:

исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамск Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 5 000 (пять тысяч) рублей.

В части взыскания компенсации морального вреда в размере 1 495 000 рублей отказать.

В апелляционной жалобе Отдел МВД России по г.Нефтекамск просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих требований указывает об отсутствии нарушений и правил содержания в ИВС.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование требований приводит доводы, указанные в исковом заявлении. Также указывает, что суд не рассмотрел требования, указанные в дополнениях к исковому заявлению.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОМВД по г.Нефтекамск, МВД России по РБ ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы ОМВД России по г.Нефтекамск и возражавшей против доводов апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

На основании статьи 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В разъяснениях, данных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Из анализа ст. 23 Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно п. п. 42, 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел России от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторе временного содержания, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Камеры изоляторов временного содержания оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 содержался в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамску в период времени с 01 января 2017 года по 16 декабря 2019 года, а именно:

- 15 ноября 2018 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-20 ноября 2018 года убыл в ИВС отдела МВД России по Янаульскому району;

-17 января 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-22 января 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-05 февраля 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-06 февраля 2019 года убыл в ИВС ОП МВД России по г.Агидель;

-05 марта 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-07 марта 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-19 марта 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-21 марта 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

- 11 апреля 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ.

-16 апреля 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-08 октября 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-10 октября 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-05 ноября 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-07 ноября 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

-19 ноября 2019 года прибыл в ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамск из ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ;

- 21 ноября 2019 года убыл в ФКУ СИ-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ.

Таким образом, ФИО1 на срок более 10 суток в течение одного месяца в период с 18 декабря 2018 года по 21 ноября 2019 года, в изолятор временного содержания не переводился.

Решением Нефтекамского городского суда от 26 сентября 2011 года по делу №2-1741/2011 удовлетворены частично исковые требования прокурора г.Нефтекамска РБ; признано незаконным бездействие руководства МО МВД России «Нефтекамский», выразившиеся в непринятии необходимых мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и правил пожарной безопасности в деятельности ИВС; возложена на МО МВД России «Нефтекамский» обязанность оборудовать камеры ИВС МО МВД России «Нефтекамский» санузлами, кранами с водопроводной водой, деревянными полами, кнопками экстренного вызова дежурного, оконные проемы выполнить из пулестойких стекол; оборудовать ИВС МО МВД России «Нефтекамский» системой оповещения людей о пожаре, выполнить двери из коридора изолятора, открывающимися по направлению выхода. Решение вступило в законную силу 10 ноября 2011 года.

ИВС расположен в полуподвальном помещении правого крыла двухэтажного кирпичного здания, построенного в 1975 года, имеет 15 камер общей площадью 204 кв.м., вместимостью 44 человек, фактическая площадь на одного человека 4,3 кв.м. Камеры ИВС оборудованы:- одноярусными индивидуальными спальными местами; урнами для мусора; светильниками закрытого типа (с двумя режимами освещения); вешалками для верхней одежды; полками для туалетных принадлежностей; шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; столами и скамейками; бачками для питьевой воды; розетками; рукомойками, ведрами; радиоточками, кнопками для вызова дежурного.

Освещение естественное через окно и искусственное, в камерах лампы накаливания, установленные на стене и на потолке. Камеры обеспечены естественной вентиляцией через форточки, открывающиеся наружу и системой вытяжной принудительной вентиляции с механическим побуждением. Естественное освещение в камерах через оконные проемы 0,8 х 0,4м. Окна в камерах ИВС изнутри закрыты металлическими листами с просверленными в них отверстиями, дополнительно защищены металлической решеткой. Отопление в камерах и помещении ИВС центральное, водяное. Имеется душевая комната для спецконтингента, оборудованная душевой кабиной, умывальником с подводкой горячей и холодной водопроводной воды. В ИВС централизованное холодное водоснабжение поступает в комнату подогрева пищи, туалет и душевую. Комната подогрева пищи оборудована тремя раковинами, двумя электрическими водонагревателями накопительного типа объемом 80 и 100 литров, двумя промаркированными баками для кипячения воды объемом 20 и 30 литров, двумя чайниками по 2,5 литра.

Канализация в ИВС центральная. Туалет оборудован 4 унитазами типа «Чаша Генуя» и 4 раковинами. В камерах санитарные узлы отсутствуют, в связи с чем при приеме-сдаче дежурств осуществляется покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов. В ночное время используются биотуалеты (ведра) для оправления естественных надобностей. Согласно распорядка дня дежурные по камерам во время утренней оправки выливают содержимое биотуалетов в унитаз, после чего осуществляется мытье и дезинфекция биотуалетов с применением 0,1 % раствора део-хлора. ИВС обеспечен необходимым количеством постельных принадлежностей и постельного белья.

Исходя из актов комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по г.Нефтекамску от 30.07.2018, 24.10.2019 установлено частичное соответствие условий содержания требованиям федерального законодательства и размещение ИВС в полуподвальном помещении, имеющуюся необходимость оборудования спецучреждения системой оповещения людей о пожаре, камерных помещений ИВС - оконными проемами из пулестойких стекол, санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, деревянными полами, а также по переустановке дверей камер в соответствии с требованиями приказа МВД России №876-2011, в МВД России направлена заявка о потребности в строительстве нового ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамску с расчетным лимитом наполняемости на 50 мест (исх. №20/7-4329 от 20 декабря 2018 года). При проведении капитального ремонта устранение вышеперечисленных недостатков в полном объеме не представляется возможным (полуподвальное помещение).

Стирка белья, дератизация, дезинфекция и дезинсекция проводились период нахождения истца в ИВС на основании государственных контрактов №5 от 05 февраля 2018 года, №95 от 28 декабря 2018 года с ООО «Дератизация. Дезинсекция. Дезинфекция», государственных контрактов №4 от 05 февраля 2018 года, №94 от 27 декабря 2019 года с ООО «Блеск».

Этапирование спецконтингента из ФКУ СИЗО-5 г.Дюртюли УФСИН России по РБ в ИВС Отдела МВД России по г.Нефтекамску РБ, и обратно, осуществляется на принадлежащих ФКУ ЦХ и СО МВД по РБ автомашинах ГАЗ- ГАЗ- 3309, 2012 года выпуска, государственный номер №..., УАЗ – 396255, 2011 года выпуска, государственный номер Р0131, УАЗ-19729, 2014 года выпуска государственный номер №.... Из актов комиссионного обследования спецавтомобилей установлено, что данные автомобили пригодны для перевозки заключенных под стражу лиц. При этом доводы истца о несоответствии указанного автотранспорта установленным нормам и правилам не подтверждены материалами дела, требование о наличии в спецтранспорте туалета необоснованно.

В суде апелляционной инстанции представитель ОМВД по г.Нефтекамск ФИО2 сообщила, что действие ИВС приостановлено.

Суд первой инстанции правомерно не нашёл оснований для удовлетворения доводов ФИО1 о помещении его сотрудниками ОМВД по г.Нефтекамск РБ в клетки с ограничением из металлических прутов и в аквариумах со стекло-металлическими ограничениями на виду у суда и сторон по делу и посетителей, а также необоснованном применении в отношении истца указанных в иске специальных средств (наручники, электрошоковое устройство и др.) и физической силы («загиб руки за спину»), поскольку они опровергаются материалами дела.

При этом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что надлежащих условий его содержания в изоляторе временного содержания в ОМВД России по г.Нефтекамск не было и доказательств исполнения решения Нефтекамского городского суда РБ от 26 сентября 2011года Министерством внутренних дела Российской Федерации в материалах дела не имеется.

Однако, суд первой инстанции при указании периода нахождения истца в ИВС Отдела МВД по г.Нефтекамску не рассмотрел требование, указанное в уточненных исковых требованиях, и не учёл период нахождения ФИО1 в ИВС с 05 ноября 2019 года по 07 ноября 2019 года и с 19 ноября 2019 года по 21 ноября 2019 года, и не рассмотрел требование о приостановлении деятельности ИВС, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Судебная коллегия полагает необходимым учесть указанный период времени и учитывая степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, определить сумму подлежащую возмещению в пользу истца морального вреда в размере 5 500 рублей.

Согласно распоряжению Министерства внутренних дел по РБ от 24 марта 2020 года №1/1009 деятельность ИВС Отдела МВД России по г.Нефтекамску приостановлена с 06 апреля 2020 года по 07 июня 2020 года, в связи с чем требование ФИО1 о приостановлении деятельности ИВС не подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Согласно п.13 Положения в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В связи с изложенным, Министерство внутренних дел Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Отделу МВД России по г.Нефтекамск.

Таким образом, сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы Отдела МВД России по г.Нефтекамску, поскольку они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Такие доводы повторяют мотивы возражения на исковое заявление и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 30 января 2020 года отменить.

По делу принять новое решение.

Исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамск Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 5 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания и приостановлении деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г. Нефтекамску Республики Башкортостан отказать.

Председательствующий Н.Н. Якупова

Судьи В.В. Иванов

Е.И. Ишбулатова

Справка судья Ханова А.А.