ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-164/20 от 26.08.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Захаров Р.П. №33-8412/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 26 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колгановой В.М.,

судей Гулян Р.Ф., Грымзиной Е.В.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2020 по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Новоаннинскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить единовременное социальное пособие,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 27 мая 2020 г., которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Новоаннинскому району» о признании незаконным решения государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Новоаннинскому району» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении мер социальной поддержки и о возложении обязанности назначить истцу единовременное социальное пособие на покупку стиральной машины – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Новоаннинскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить единовременное социальное пособие.

Исковые требования мотивированы тем, что 14 февраля 2020 г. истец подал документы для получения единовременного социального пособия на приобретение стиральной машины. Однако, истцу было отказано по причине отсутствия сведений о сестре, которая не проживает в г. Новоаннинский и не является членом его семьи.

Полагает, отказ ГКУ «ЦСЗН по Новоаннинскому району» необоснованным и незаконным.

ФИО1 просил суд признать решение ГКУ «ЦСЗН по Новоаннинскому району» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным и обязать ответчика назначить истцу единовременное социальное пособие на покупку стиральной машины.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с данным решением суда, ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В силу ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

В соответствие со ст. 9 Федерального закона № 178-ФЗ, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

В силу ст. 54 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», дополнительные меры социальной помощи предоставляются, в том числе, в виде единовременного социального пособия.

На основании ст. 55 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области», единовременное социальное пособие предоставляется один раз в год малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, на компенсацию части расходов, связанных, в том числе, с ремонтом либо приобретением жизненно необходимых бытовых приборов, перечень и периодичность приобретения которых устанавливается Администрацией Волгоградской области.

Размер единовременного социального пособия на компенсацию части расходов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части, составляет 5000 руб., но не более фактически произведенных расходов.

Предоставление единовременного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам осуществляется при соблюдении следующих условий: ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень которого утверждается Администрацией Волгоградской области; ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя; трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных или не осуществляют трудовую деятельность по независящим от них причинам, указанным в перечне, установленном Администрацией Волгоградской области.

На основании п. 1.7, п. 2.1 и п. 2.2 Приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 апреля 2016 г. № 461 «О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи», социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется при соблюдении следующих условий: ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень которого утвержден постановлением Администрации Волгоградской области; ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя; трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных или не осуществляют трудовую деятельность по независящим от них причинам, указанным в перечне, установленном Администрацией Волгоградской области (не применяется при назначении адресного социального пособия на членов малоимущей семьи, являющихся неработающими лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и малоимущим одиноко проживающим гражданам, являющимся неработающими лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина либо его представителя о предоставлении социальной помощи.

Заявление подается в центр социальной защиты населения либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства заявителя.

Одновременно с заявлением представляются документы, указанные в разделе 3.

Гражданин указывает в заявлении сведения о проживающих совместно с ним членах семьи.

Согласно п. 3.1 и п. 3.4 Приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 апреля 2016 г. № 461 «О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи», для назначения социальной помощи одновременно с заявлением представляются: документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов семьи; документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем заявителя); решение суда, устанавливающее место жительства гражданина, - при наличии; реквизиты лицевого счета в кредитной организации (в случае выбора гражданами соответствующего способа выбора получения социальной помощи).

Для подтверждения наличия среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, заявителем (членами его семьи) представляются, в том числе, документы, содержащие сведения о фактически полученных доходах каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (для малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан).

В соответствии с п. 2.7 Приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 29 апреля 2016 г. № 461 «О Порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи», в предоставлении социальной помощи отказывается в случае: несоответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 1.2, 1.7, 1.8, 1.9 настоящего Порядка; представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений и документов о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; несоответствия заявителя условиям предоставления социальной помощи, установленным настоящим Порядком.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ приобрел стиральную машину за <.......> руб. /л.д. 34-51/.

Будучи зарегистрированным в ГКУ «Центр занятости населения Новоаннинского района» в качестве безработного /л.д. 30-31/, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ «ЦСЗН по Новоаннинскому району» с заявлением об оказании материальной помощи на покупку стиральной машины, в связи с трудным материальным положением /л.д. 18/. При этом, ФИО1, при заполнении заявления установленного образца /л.д. 19-26/, указал о зарегистрированном совместно с ним члене семьи – Ф.И.О..

Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение № <...> об отказе в назначении ФИО1 мер социальной поддержки /л.д. 6/, поскольку им не было предоставлено сведений о сестре.

Суд, анализируя материалы дела и совокупность вышеизложенных правовых норм, приходит к выводу о законности принятого ГКУ «ЦСЗН по Новоаннинскому району» решения, поскольку ФИО1, указав о наличии зарегистрированного с ним члена семьи, не предоставил необходимых и требуемых законом документов в отношении данного члена семьи, для подтверждения наличия среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума.

При этом, ссылка истца на справку от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> /л.д. 32/, согласно которой Ф.И.О. работает в должности учителя в МОУ «Средняя школа № 78 Краснооктябрьского района Волгограда» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также ссылка на его собственное письменное заявление /л.д. 33/, согласно которому с сестрой он не проживает и не общается, совместное хозяйство не ведет, не свидетельствует о незаконности принятого ответчиком решения, поскольку относимых, допустимых и достоверных доказательств тому, что Ф.И.О. не является членом семьи истца, суду не представлено. Более того, при подаче заявления о мерах социальной поддержки, ФИО1 указал в качестве зарегистрированного с ним члена семьи Ф.И.О., в связи с чем, в силу закона, рассчитывая на получение мер социальной поддержки, должен был предоставить требуемые документы в отношении данного члена семьи.

Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с принятым решением, повторяют позицию требований, содержащихся в исковом заявлении, и на правильность решения не влияют.

Всем доводам истца судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, а указанные в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на обстоятельства дела и доказательства, которым суд первой инстанции не дал бы оценку, сводятся к несогласию с постановленным решением и неправильному толкованию норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от
27 мая 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Новоаннинскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить единовременное социальное пособие - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: