ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-164/2021 от 06.07.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Гафарова А.П.

Дело №2-164/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-7210/2021

г. Челябинск 06 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сакуна Д.Н.,

судей Пашковой А.Н., Беломестновой Ж.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Веретенниковым Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Увельского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года по иску ФИО1 к администрации Увельского муниципального района Челябинской области, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области о признании незаконным сопроводительных писем, возложении обязанности по включению в список граждан-участников ведомственной целевой программы.

Заслушав доклад судьи Пашковой А.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, подержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области – ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Увельского муниципального района Челябинской области, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, в котором просил признать незаконными сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Увельского муниципального района Челябинской области и письмо Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области о возложении на ФИО1 дополнительных обязанностей по предоставлению документов, не предусмотренных действующим законодательством, заявил требования о возложении на Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области обязанности вынести решение о включении ФИО1 в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д. 3-6 том 1).

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрацией Увельского муниципального района ФИО1, зарегистрированный по адресу: <адрес>, дмо , признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) с целью участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории: «граждане, признанные вынужденными переселенцами». После чего ФИО1 подал заявление об участии в ведомственной целевой программе на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, а также представил необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ отделом жилищной политики администрации Увельского муниципального района Челябинской области было направлено письмо за со ссылкой на письмо Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, в котором указано, что ФИО1 не включен в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2021 году по категории: «граждане, признанные вынужденными переселенцами», так как не установлен факт прекращения семейных отношений с супругой, не имеется возможности определить постоянное место жительства ФИО1 в связи с отсутствием судебного акта об установлении данного юридического факта. Истец считает, что данные письма отдела жилищной политики администрации Увельского муниципального района Челябинской области и Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области являются незаконными, так как по результатам проверки документов ФИО1 Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области должно было принять решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. При этом полагает, что оснований для отказа в признании его участником ведомственной целевой программы не имеется, поскольку ФИО1 в соответствии с законом имеет права на включение в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы. Им представлены необходимые документы, требуемые в соответствии с законом, в материалах учетного дела доказательств подложности, недостоверности сведений, содержащиеся в представленных документах, не имеется. ФИО1 указывает, что в настоящее время жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, не имеется. Полагает, что администрация Увельского муниципального района Челябинской области и Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области требует у ФИО1 судебный акт, устанавливающий факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации незаконно, поскольку истец указал и свое место регистрации и место своего фактического жительства, а также предоставил сведения о расторжении брака. Полагает, что в данном случае нарушено право истца как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты, поскольку на него возложены обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Истец ФИО1, его представитель в судебное заседание в суде первой инстанции не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители ответчиков администрации Увельского муниципального района Челябинской области и Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, представителем Министерства представлен письменный отзыв с возражениями относительно заявленных исковых требований (л.д. 75-79 том 1).

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказал.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда признать незаконным, возложить на Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области принять решение о включении истца ФИО1 в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ссылается на то, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не были учтены протоколы осмотра жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, составленные старшим УУП МО МВД России «Южноуральский» ФИО7, которыми подтверждается обстоятельства не проживания в жилых помещениях ФИО1 Указывает, что акт осмотра и рапорт УУП ФИО8, составленные при осмотре жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, подтвердили, что использование осуществляется с целью хранения транспортного средства, принадлежащего ФИО1 Податель апелляционной жалобы указывает, что является вынужденным переселенцем, включен Управлением миграции ГУ МВД России в сводные списки вынужденных переселенцев, состоит в администрации Увельского муниципального района <адрес> на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «граждане, признанные вынужденными переселенцами». Полагает, что наличие указанной совокупности условий наделяет его правом на включение в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Полагает, что им представлены все необходимые документы для включения в программу и ответчики без достаточных оснований требуют с истца предоставление дополнительных документов, а именно судебного акта устанавливающего факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации. Указывает на то, что он на протяжении 20 лет проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Истец не является членом семьи или родственником собственника указанного жилого помещения и членов его семьи.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области полагает доводы жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Истец ФИО1, представитель ответчика администрации Увельского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан вынужденным переселенцем ДД.ММ.ГГГГ, ему было выдано соответствующее удостоверение ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 том 1).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. том 1).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО1 был заключен договор найма жилого дома, согласно которому наймодатель передает нанимателю в найм комнату на первом этаже дома, расположенного по адресу: <адрес>А, сроком на 10 месяцев (л.д. 103 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО10 расторгнут (л.д. 98 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в отдел жилищной политики Администрации Увельского муниципального района <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории: «граждане, признанные вынужденными переселенцами» (л.д. 20, 102 том 1).

Постановлением главы Увельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с целью участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории: «граждане, призванные вынужденными переселенцами» (л.д. 101 том 1).

Как следует из учетного дела истца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе на получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Челябинской области на себя, приложив к указанному заявлению следующие документы: копию паспорта, справку территориального органа федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции о неполучении жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение (справка ГУ МВД России ); копию удостоверения вынужденного переселенца; свидетельство о расторжении брака, договор найма жилого помещения (л.д. 88-108 том 1).

Согласно информационному письму Министерства строительства и инфраструктуры <адрес> по итогам проверки учетное дело было ФИО1 возвращено главе администрации <адрес> с указанием, в частности на то, что ФИО1 зарегистрирован совместно с родителями, а по договору найма проживает по иному адресу, определить фактическое место жительства указанного гражданина при отсутствии судебного акта об установлении юридического факта о постоянном (преимущественном) месте проживания не представляется возможным, в связи с чем у Министерства строительства и инфраструктуры <адрес> отсутствуют законные основания для включения ФИО1 в сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2021 году по <адрес> по категории: граждане, признанные вынужденными переселенцами (л.д. 89 том 1).

Письмом отдела жилищной политики Администрации Увельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о том, что он не включен в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2021 году по категории: «граждане, призванные вынужденными переселенцами» (л.д. 21-22 том 1).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом предоставлены противоречивые сведения о своем фактическом месте жительства, в то время как указанные сведения имеют существенное значение, поскольку при выдаче ГЖС в рамках ведомственной целевой программы необходимо устанавливать состав семьи вынужденного переселенца, при этом данный факт устанавливается, в том числе, сведениями о лицах, проживающих совместно с вынужденным переселенцем в связи с чем при наличии противоречивых сведений о фактическом месте жительства истца, установить состав его семьи ответчику при рассмотрении документов не представлялось возможным.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда выводами суда первой инстанции.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.

Подпунктом «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы российской федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее по тексту – Правила № 153), предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 20 апреля 2011 года № 108-П на Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области возложена обязанность обеспечить формирование и утверждение сводных списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной программе по Челябинской области, и граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году по Челябинской области по каждой категории граждан из числа предусмотренных пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п. 6 Порядка формирования сводных списков граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» формирование сводных списков осуществляют уполномоченные органы, в том числе Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области - в отношении категорий граждан, указанных в подпунктах «ж» - «з» пункта 5 Правил.

Пунктом 19 Правил № 153 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителями для участия в основном мероприятии, где в соответствии с подпунктом «д» для участия в программе вынужденный переселенец обязан предоставить:

- копию удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи, имеющего указанный статус;

- справка органа по контролю в сфере миграции о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение;

- выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

- копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

- копию документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

При этом предоставление дополнительных документов заявителем по требованию органа, уполномоченного на рассмотрение заявления, не предусмотрено.

Соответственно, у Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области не имелось оснований требовать с заявителя дополнительные документы, обязанность по предоставлению которых вышеуказанными положениями Правил на ФИО1 не возложена.

Исходя из ответа администрации Увельского муниципального района Челябинской области, представленного в ответ на запрос суда апелляционной инстанции ФИО1 до настоящего времени состоит на учете в качестве нуждающегося по категории «вынужденные переселенцы», с 13 февраля 2020 года на основании постановления администрации Увельского района Спискок граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», подтвердившим свое участие в основном мероприятии в 2021 году по Увельскому муниципальному району от 01 июля 2020 года и учетное дело было направлено в Министерство строительства Челябинской области с целью включения в областной реестр. Из предоставленного администрацией Списка граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденного главой Увельского муниципального района 01 июля 2020 года, следует что в данный ФИО1 включен в него по номером 2, в подраздел 2 как гражданин, не имеющий право на внеочередное предоставление сертификата, с даты постановки на учет 13 февраля 2020 года (л.д. том 2).

Доводы представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области о невозможности установить членов семьи ФИО1 и место его жительства не состоятельны, поскольку при подаче заявления им был указан адрес своего фактического места жительства.

Более того, нормативными актами, регламентирующими порядок включения граждан в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», не предусмотрена дополнительная проверка нуждаемости гражданина в предоставлении ему жилого помещения при наличии постановления органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся. Такое постановление незаконным не признано, в установленном законом порядке не оспорено.

Поскольку ФИО1 признан в установленном порядке вынужденным переселенцем и включен территориальным органом Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, то есть наличествует совокупность условий, предусмотренная подпунктом «ж» п. 5 Правил , оснований для отказа во включении ФИО1, в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» у Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области также не имелось.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы в части незаконности отказа во включении истца в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» заслуживают внимание, а решение суда в данной части подлежит изменению в соответствии с выводами судебной коллегии.

Кроме того, представленное ответчиком в судебном заседании апелляционной инстанции решение Увельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет. Представленное решение принято в рамках рассмотрения заявления ФИО11 в порядке особого производства по правилам главы 28 ГПК РФ, в связи с чем установление факта, имеющего юридическое значение по заявлению ФИО11, не может повлечь последствий в виде установления обстоятельств места жительства ФИО1, либо состава семьи последнего.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признании незаконными письма от ДД.ММ.ГГГГ администрации Увельского муниципального района Челябинской области и письма Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, поскольку данные документы не влекут правовых последствий для ФИО1, не возлагают на него обязанностей. Письмо администрации Увельского муниципального района Челябинской области фактически являются уведомлением о возврате материалов учетного дела Министерством. А в свою очередь письмо Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области адресовано главе администрации Увельского муниципального района.

Руководствуясь статьями 326-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Увельского районного суда Челябинской области от 17 марта 2021 года отменить в части отказа в возложении обязанности на Министерство строительства и инфраструктуры <адрес> о включении ФИО1 в список граждан-участников ведомственной целевой программы. В данной части принять новое решение.

Возложить на Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области обязанность включить ФИО1 в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2021 года.