ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-164/2023 от 19.09.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-7999/2023

Судья первой инстанции: Кутепов Т.В.

Дело № 2-164/2023

УИД: 91RS0023-01-2022-001511-25

19 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи:

Бондарева Р.В.

судей:

Матвиенко Н.О., Подлесной И.А.

при секретаре:

Плескун А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холодцовой Людмилы Викторовны к администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, перерасчете надбавки, назначении муниципальной пенсии, по апелляционной жалобе представителя администрации <адрес> Республики Крым на решение Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2022 года Холодцова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым, в котором просила включить в стаж муниципальной службы периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Госбанка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Агропромышленного банка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении Республиканского акционерного коммерческого Агропромбанка «Украина» пгт. Черноморское, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе Государственного казначейства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в представительстве Фонда имущества в <адрес>; произвести перерасчет и выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе с ДД.ММ.ГГГГ; признать право на муниципальную пенсию с момента обращения и произвести ее назначение с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым включить Холодцовой Людмиле Викторовне в стаж муниципальной службы периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Госбанка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Агропромышленного банка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе Государственного казначейства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в представительстве Фонда имущества в <адрес>.

Возложил обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым произвести перерасчет и выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом включённых периодов.

Признал за Холодцовой Людмилой Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение муниципальной пенсии и обязать администрацию <адрес> Республики Крым назначить Холодцовой Людмиле Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муниципальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации <адрес> Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, вынесенное решение не соответствует нормам материального права.

В своих возражениях Холодцова Л.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание представители третьих лиц не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело в силу положений ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации <адрес>, Холодцову Л.В., судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение в полной мере не отвечает.

Удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу муниципальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что у Холодцовой Л.В. на этот момент имелся необходимый стаж муниципальной службы в 18 лет.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.

Судом установлено, что распоряжением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-л «Об установлении и выплате ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе за май 2022 года муниципальным служащим отдела по вопросам развития сельского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым» начальнику отдела по вопросам развития сельского хозяйства <адрес> Республики Крым - Холодцовой Л.В., с ДД.ММ.ГГГГ установлен стаж муниципальной службы – 19 лет 9 месяцев 4 дня, а также установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе с ДД.ММ.ГГГГ, которая составила 30 % должностного оклада.

Согласно приложению к указанному распоряжению, стаж работы на муниципальной службе Холодцовой Л.В. составил 19 лет 9 месяцев 4 дня, надбавка за выслугу лет 30%.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Республики Крым вынесено распоряжение -л, согласно которому признано считать утратившим силу распоряжение Администрации -л от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением администрации <адрес> Республики Крым -л от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Холодцова Л.В. освобождена от занимаемой должности начальника отдела по вопросам развития сельского хозяйства администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ Холодцова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, принятом по результатам заседания комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации <адрес> Республики Крым, в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе Холодцовой Л.В. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа муниципальной службы 18 лет, при наличии 11 лет 5 месяцев 19 дней.

Данный период выслуги складывается за счет периодов работы Холодцовой Л.В.: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ном центре занятости главным экономистом (4 года 5 месяцев 29 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей сектором администрации <адрес> (1 год 2 месяца 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела администрации <адрес> (5 лет 9 месяцев 12 дней).

При принятии решения не были учтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Госбанка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Агропромышленного банка СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделении Республиканского акционерного коммерческого Агропромбанка «Украина» пгт. Черноморское, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе Государственного казначейства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в представительстве Фонда имущества в <адрес>, в связи с отсутствием подтверждения отнесения данных периодов работы к государственной (муниципальной) службе.

Как следует из трудовой книжки истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность экономиста в Черноморском отделении Госбанка СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность бухгалтера в Черноморском отделении Агропромышленного банка СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность бухгалтера в отделении Республиканского акционерного коммерческого Агропромбанка «Украина» пгт. Черноморское; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должности экономиста и ведущего казначея в отделе Государственного казначейства в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность главного специалиста в представительстве Фонда имущества в <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ закреплено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения, в том числе должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; иных должностей в соответствии с федеральными законами (ч. 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).

Особенности организации муниципальной службы в Республике Крым и правовое положение муниципальных служащих в Республике Крым определяются в соответствии с Законом Республики Крым от 16.09.2014 г. № 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым " (далее - Закон Республики Крым № 76-ЗРК).

В силу ст. 28 указанного Закона Республики Крым № 76-ЗРК в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с законами Республики Крым и муниципальными правовыми актами (ч.3 Закона Республики Крым № 76-ЗРК).

Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28.1 Закона Республики Крым № 76-ЗРК).

Согласно положениям п.2 ст. 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 314-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым" гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", помимо периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, включаются (засчитываются) периоды замещения на постоянной (штатной) основе с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года должностей, определявшихся законодательством о государственной службе, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, по которым предусматривалось присвоение рангов государственных служащих; должностей в органах местного самоуправления, определявшихся законодательством о местном самоуправлении и о службе в органах местного самоуправления, действовавшим до 21 февраля 2014 года, по которым предусматривалось присвоение соответствующих рангов.

Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.1994 №283 предусматривалось, что в стаж государственной службы засчитывалась работа на руководящих должностях и специалистов Госбанка СССР, Внешэкономбанка СССР, Стройбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Сбербанка СССР, их республиканские банки (конторы), краевые, областные (городские) управления, а также городские и районные отделения.

Согласно сведениям архивного сектора (муниципальный архив) администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Отделения Государственного казначейства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л Холодцова Л.В. назначена на должность экономиста первой категории отдела бухгалтерского учета и отчетности без конкурсного отбора, как зачисленная в кадровый резерв в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Отделения Государственного казначейства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л уволена с должности экономиста 1 категории отдела бухгалтерского учета и отчетности по соглашению сторон согласно п.1 ст.36 КЗоТ Украины.

Также, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Отделения Государственного казначейства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л - зачислена на стажировку в отдел учета лимитов расходов и контроля за исполнением смет. Приказом Отделения Государственного казначейства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л Холодцова Л.В. назначена на должность ведущего казначея отдела учета лимитов расходов и контроля за исполнением смет по конкурсному отбору, как успешно прошедшая стажировку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке стажировки в государственных органах». Стаж государственной службы составил 7 лет 2 месяца 15 дней, 13 ранг (приказ 54 л/с от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Отделения Государственного казначейства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-л. Холодцова Л.В. уволена с должности ведущего казначея отдела учета лимитов расходов и контроля за исполнением смет, на основании статьи 38 КЗоТ Украины по собственному желанию.

Приказом представительства Фонда имущества АРК в <адрес>-К от ДД.ММ.ГГГГ Холодцова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность главного специалиста представительства Фонда имущества АРК в <адрес>, присвоен очередной 13 ранг государственной службы (седьмая категория), на основании записей в трудовой книжке стаж государственной службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 7 лет 10 месяцев 62 дня.

Стаж работы Холодцовой Л.В. подтверждается представленной в материалы дела копиями ее трудовых книжек серии БТ-I от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается ответчиком.

Принимая решение о включении в стаж муниципальной службы периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Госбанка СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Черноморском отделении Агропромышленного банка СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе Государственного казначейства в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в представительстве Фонда имущества в <адрес>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того факта, что указанные периоды трудовой деятельности подлежат зачету в специальный стаж согласно Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2016.

При этом суд пришел к правомерному выводу о не включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истца в отделении Республиканского акционерного коммерческого Агропромбанка «Украина» пгт. Черноморское к работе на государственной службе, исходя из перечня государственных органов бывшей УССР и других республик, а также бывшего СССР, периоды работы в которых засчитывается в стаж государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом зачтенных судом периодов 4 года 9 месяцев 13 дней, общий стаж муниципальной службы Холодцовой Л.В. по состоянию на день увольнения ДД.ММ.ГГГГ составил 16 лет 3 месяца 1 день (11 лет 5 месяцев 18 дней + 4 года 9 месяцев 13 дней).

Согласно ч.1 ст. 3 Законом Республики Крым от 28.06.2016 г. № 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению к настоящему Закону, и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5 (за исключением перевода работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю), с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.

Абзацем вторым ст. 3 Законом Республики Крым от 28.06.2016 г. № 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" предусмотрено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, при увольнении с муниципальной службы по основаниям 3, 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее двенадцати полных месяцев.

Согласно Приложению к настоящему Закону для назначения пенсии за выслугу лет в 2022 году необходимо иметь стаж муниципальной службы 18 лет.

Правильно сославшись на указанные нормы права, суд первой инстанции в решении суда не привел расчета стажа муниципальной службы Холодцовой Л.В., вследствие чего выводы о наличии у неё необходимого стажа в 18 лет не соответствуют представленным и исследованным судом доказательствам.

В суде апелляционной инстанции Холодцова Л.В. также не смогла обосновать наличие у неё необходимого 18 летнего стажа мцниципальной службы.

Принимая во внимание, что на момент увольнения Холододцова Л.В. не имела необходимого стажа муниципальной службы 18 лет, судом неправомерно возложена на работодателя обязанность назначить ей муниципальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Рассматривая исковые требования о перерасчете и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу истца с учетом включенных по решению суда периодов работы, суд первой инстанции не указал из какой надбавки необходимо исходить, определяя данный размер с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как в период трудовых отношений ей выплачивался размер данной надбавки, установленный на основании распоряжений главы местной администрации (в 2015 г. – 10 %, в 2017 г. – 15 %, в 2021 г. – 20 %) и данные распоряжения ею оспорены в установленном порядке не были. Также суд не обратил внимания на невозможность исполнения данного неконкретного требования, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Холодцова Л.В. уволена с занимаемой должности и исключена из списочного числа работников Администрации. Каких-либо исковых требований о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате истец не заявляла.

Принимая во внимание изложенное, решение суда в данной части также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу администрации <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.

Решение Черноморского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на администрацию <адрес> Республики Крым обязанности произвести перерасчет и выплату Холодцовой Людмиле Викторовне ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, а также признания за ней право на получение муниципальной пенсии и возложения обязанности назначить муниципальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять в данной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации <адрес> Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи