ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1652/2021 от 18.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья г/с Зацепина А.Н. № 33-3-10369/2021

в суде 1-й инстанции № 2-1652/2021

26 RS0012-01-2021-002692-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 18 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Савина А.Н.,

судей Калединой Е.Г.,Трушкина Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Гриб В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей истца Бучаидзе М.Д. - Кузьминовой И.В. и Чуденцевой О.А.

на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 августа 2021 года

по делу по исковому заявлению Бучаидзе М.Д. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения аттестационной комиссии, признании незаконными и отмене приказов, изменении основания (формулировки) увольнения,

заслушав доклад судьи Савина А.Н.,

установила:

Бучаидзе М.Д. обратился в суд с настоящим иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, ссылаясь на то, что с 15 июля 1999 года он состоял на службе в органах внутренних дел ГУ МВД России по СК. 12 мая 2021года в отношении истца был вынесен приказ № 368 л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения на основании результатов заседания аттестационной комиссии Главного Управления МВД России по СК по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по итогам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, реализованной в рамках осуществления контроля за расходами начальника отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д. от 28 апреля 2021 года, в связи с утратой доверия, при этом трудовая книжка истцу была вручена 4 июня 2021 года.

Указывает, что основанием к применению дисциплинарного взыскания послужили, якобы установленные на заседании комиссии обстоятельства, свидетельствующие о непредставлении истцом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей Бучаидзе С.М., Бучаидзе Н.М.

На основании приказа № 387 л\с от 18 мая 2021 истец был уволен из органов внутренних дел ГУ МВД России по СК.

Вместе с тем, как утверждает истец, 13 апреля 2021 года им в адрес начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю Щеткина С.М. был подан рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, в связи с чем полагает, что он подлежал увольнению со службы по данному основанию, поскольку указанный рапорт был направлен им до завершения проверки. При этом истец полагает, что сама процедура увольнения была проведена с грубыми нарушениями норм действующего законодательства.

С учетом изложенного просил признать незаконными результаты аттестационной комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по итогам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, реализованной в рамках осуществления контроля за расходами начальника отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д. от 28 апреля 2021 года; признать незаконными и отменить приказ ГУ МВД России но Ставропольскому краю №368 л/с от 12 мая 2021 года о наложении дисциплинарного взыскания и приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю № 387 л/с от 18 мая 2021года; изменить основания (формулировку) увольнения с пункта 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на пункт 4 части 2 статьи 82 указанного Федерального закона.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4августа 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционных жалобах представители истца Бучаидзе М.Д. - Кузьминова И.В. и Чуденцева О.А. просят решение суда отменить в связи с неправильным определением судом юридически значимых обстоятельств по делу. Также ссылаются на допущенные нарушения в ходе проведения служебной проверки, которые, полагают, необоснованно оставлены без внимания и должной оценки суда. Кроме того, считают, что при наложении дисциплинарного взыскания не были надлежащим образом учтены характер и степень тяжести дисциплинарного проступка, а также предшествующее проступку поведение истца на службе, что повлияло на наложение излишне сурового вида дисциплинарного взыскания.

Возражений на апелляционные жалобы не поступило.

Истец Бучаидзе М.Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, в соответствии со статьями ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей истца Бучаидзе М.Д. – Кузьминову И.В. и Чуденцеву О.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб и просивших их удовлетворить, представителя ответчика ГУ МВД России по СК – Протасевич А.А., а так же прокурора Гавашели Я.З., полагавших жалобы не подлежащими удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению решения, принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В силу пункта 7 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, определяющей требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Согласно части 1 статьи 47 названного федерального закона под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30ноября 2011 года № 342-ФЗ).

При этом в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30ноября 2011года № 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30ноября 2011 года №342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного федерального закона.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30ноября 2011 года № 342-ФЗ на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в ОВД по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 названного Федерального закона.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в ОВД, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования ОВД, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6июня 1995 года № 7-п, Определения от 21 декабря 2004 года № 460-о, от 16апреля 2009 года №566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 21ноября 2013 года №1865-О).

При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30ноября 2011 года № 342-ФЗ, часть 4 статьи 7 ФЗ «О полиции»), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам ОВД как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 года № 1486-О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников ОВД установлены повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету ОВД и государственной власти.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Бучаидзе М.Д. с 15июля 1999 года проходил службу в органах внутренних дел ГУ МВД России но СК на различных должностях. Последняя замещаемая должность истца начальник ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскомуокругу.

Приказом ГУ МВД России по СК от 12 мая 2021 года № 368 л/с Бучаидзе М.Д. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за нарушение пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 30 ноября 2011года № 342-ФЗ, с ним расторгнут контракт по пункту 13 части 3 статьи 82 указанного закона, в связи с утратой доверия по причине предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

Основанием для издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения послужил доклад о результатах осуществления контроля за расходами начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д., а также протокол аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю от 25апреля 2021 года.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 12 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного, характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №1065 утвержден Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами (в том числе, сотрудниками правоохранительных органов), претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение № 1065).

В соответствии с пп. «а» пункта 10 Положения № 1065 основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

26 ноября 2020 года в ГУ МВД России по Ставропольскому краю из прокуратуры Ставропольского края поступило письмо с информацией для проведения мероприятий по контролю за расходами начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д.

На основании данной информации 4 декабря 2020 года, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ начальником ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-лейтенантом полиции Олдаком А.Г., принято решение об осуществлении контроля за расходами начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д., проведение которого поручено УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

В адрес Бучаидзе М.Д. заказным письмом по почте направлено уведомление об инициировании в отношении него контроля за расходами, (исх. УРЛС ГУ от 8 декабря 2020 года № 2/5146), врученное ему 15 декабря 2020года.

При этом проверкой установлено, что членами семьи истца являются супруга - Бучаидзе А.А., дочь - Бучаидзе С.М., дочь - Бучаидзе К.М., сын - Бучаидзе Д.М., дочь - Бучаидзе А.М..

В ходе проведения мероприятий изучены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные подполковником полиции Бучаидзе М.Д. в период с 2014 года по 2019 год на себя, на свою супругу и несовершеннолетних детей.

Установлено, что подполковнику полиции Бучаидзе М.Д. за 2018 год Отделами МВД России по Буденновскому району и Георгиевскому городскому округу выплачена общая денежная сумма - 713 893 рубля 95 копеек, что не соответствует сведениям, указанным в справках о его доходах за отчетный 2018год, поскольку им указана сумма 710 001 рубль 21 копейка, разница составила - 3 892 рубля 74 копейки (письмо из УФНС России по Ставропольскому краю исх. № 20- 15/000103 от 15 января 2021 года).

Кроме того, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих дочерей: Бучаидзе Н.М и Бучаидзе С.М. подполковником полиции Бучаидзе М.Д. за отчетные периоды 2014 - 2019 годы не представлялись.

При этом на основании соответствующего запроса из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поступила информация о том, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о наличии недвижимого имущества у Бучаидзе С.М. (дочь Бучаидзе М.Д.), а именно:

земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (кадастровый номер «…»), расположенный по адресу: «…», площадью 1500 кв.м. (1/5 доли), дата государственной регистрации 15 мая 2015 года, номер государственной регистрации «…», основание: договор купли-продажи квартиры и земельного участка от 14 мая 2015 года, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека в силу закона;

жилое помещение (квартира) (кадастровый номер «…»), расположенное по адресу: «…», площадью 33 кв.м. (1/5 доли), дата государственной регистрации 15 мая 2015 года, номер государственной регистрации «…», основание: договор купли-продажи квартиры и земельного участка от 14 мая 2015 года, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека в силу закона.

Согласно материалам проверки, Бучаидзе М.Д. пояснял, что при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполнял справки на тех членов семьи, которых запрашивали сотрудники кадрового подразделения Отделов. С дочерью Бучаидзе С.М. он общается редко, один раз в год, с дочерью Бучаидзе Н.М. - не общается. С момента развода с бывшими супругами он платит алименты в размере 33 % от заработной платы.

Материал, составленный по результатам проведенного в отношении истца контроля, направлен на рассмотрение аттестационной комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение), регламентирующее порядок и сроки проведения заседаний комиссии.

Согласно пункту 16 Положения (в редакции действовавшей на момент увольнения истца) основаниями для проведения заседания комиссии в том числе являются: сведения о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (абз. 3 пп. "а" п. 16); обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (абз. 2 пп. "б" п. 16).

В соответствии с пунктом 23 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце третьем подпункта "а" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

16 апреля 2021 года в адрес Бучаидзе М.Д. заказным письмом, с уведомлением о вручении, направлено уведомление о проведении в 15-00 час. 28 апреля 2021 года заседания аттестационной комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю, на котором будет рассмотрены результаты проведенного в отношении него контроля.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на заседании аттестационной комиссии Бучаидзе М.Д. присутствовал, был заслушан членами комиссии по вопросу непредставления им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на его несовершеннолетних детей, а также не представлении недостоверных сведений о своих доходах за отчетный 2018 год.

Приказом МВД России от 16 декабря 2016 года № 848 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД РФ, при замещении которых сотрудники ОВД РФ, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД РФ обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; приказом МВД России от 14 декабря 2016 года № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России.

Так, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России, замещавшие по состоянию на 31 декабря отчетного года должности государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусмотренные Перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода и сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии с пунктом 2 перечня должностей, утвержденного Приказом МВД России от 16 декабря 2016 года № 848, должность начальника отдела ГИБДД территориального органа МВД России на районном уровне, замещаемая подполковником полиции Бучаидзе М.Д., обязывала его представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супругу и несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 17 Федерального закона № 79 от 27июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско- правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и в части 1 статьи 12 Федерального закона № 273 от 25декабря 2008 года «О противодействии коррупции».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 273-Ф3 от 25декабря 2008 года «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В Определении от 24 апреля 2018 года № 941-0 Конституционный Суд РФ указал, что одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).

Данная мера была предусмотрена не только для государственных гражданских служащих, но и для работников органов и учреждений прокуратуры, сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, судебных приставов, военнослужащих и др.: в нормативные правовые акты, закрепляющие статус указанных служащих, были введены нормы, согласно которым на них распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы и, следовательно, требует в соответствующем правовом регулировании соблюдения баланса частных и публичных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 14-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009года № 472-О-О, от 19 января 2011 года № 48-О-О и др.).

В Письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526 разъяснено, что увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины. К числу таких нарушений относится и утрата доверия, выразившаяся в предоставлении заведомо неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть деяние, вызывающее сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника органов внутренних дел, наносящее ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащее требованиям.

К числу таких нарушений относится и утрата доверия, выразившаяся в предоставлении заведомо неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть деяние, вызывающее сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника органов внутренних дел, наносящее ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащее требованиям.

С учетом факта непредставления истцом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей Бучаидзе С.М. и Бучаидзе Н.М., а также представлении недостоверных сведений о своих доходах за отчетный 2018 год, аттестационная комиссия ГУ МВД России по Ставропольскому краю рекомендовала применить к истцу за совершенный им проступок дисциплинарное взыскание в виде увольнения.

Со ссылкой на нарушение истцом подпункта 9 части 1 статьи 12Федерального закона № 342-ФЗ, подпункта 3.2 части 3 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 2 Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками внутренних войск, федеральными государственными военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 14декабря 2016 года № 838, пункта 3.29 своего должностного регламента (должностной инструкции), выразившиеся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, руководителем ответчика издан приказ от 12 мая 2021 года № 368 л/с о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде увольнения из службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия.

Данное решение реализовано изданием начальником ГУ МВД России по Ставропольскому краю 18 мая 2021 года приказа № 387 л/с, которым подполковник полиции Бучаидзе М.Д. - начальник отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу уволен из органов внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона).

При этом из дела также следует, что перед увольнением, на основании пункта 5 части 16 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 года инспектором по особо важным поручениям ОК УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю с начальником отдела ГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу Бучаидзе М.Д. проведена беседа, с оформлением Листа беседы, в ходе которой ему разъяснена причина увольнения, порядок увольнения, врио начальника Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу Водолазским Е.В. подписано представление об увольнении, с которым истец ознакомлен, а также выразил свое несогласие с указанным увольнением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 82.1, пунктом 13 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-Ф3 сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Согласно пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-Ф3 контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 данного федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст. 51.1 Федерального закона № 342-Ф3).

Согласно ст. 50.1 Закона о службе за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Закона о службе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 51.1. Закона о службе взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Закона о службе, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел,- его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

Согласно пункту 3 статьи 51.1 Федерального закона № 342-ФЗ, при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.

Согласно пункту 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2020 года № 821, методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, разрабатываемых Минтрудом России ежегодно, при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, служащему следует обратиться с заявлением о невозможности предоставления указанных сведений для рассмотрения данного вопроса на соответствующей комиссии.

Между тем, суд установил, что по учетам ОПКП УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МВД России по Ставропольскому краю подполковник полиции Бучаидзе М.Д. не обращался.

При рассмотрении вопроса о мере юридической ответственности были учтены все обстоятельства. Так, в качестве смягчающего обстоятельства было отнесено отсутствие действующих дисциплинарных взысканий у подполковника полиции Бучаидзе М.Д.

В тоже время, в качестве отягчающего обстоятельства было признано то, что в феврале 2018 года подполковник полиции Бучаидзе М.Д. занимая должность начальника отдела ГИБДД ОМВД России по Буденновскому району, рассматривался на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих по урегулированию конфликта интересов по факту предоставления не достоверных сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. С представлением последним сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги Бучаидзе за 2014, 2015,2016 годы в разделе 3 сведения о денежных средствах находящихся на счетах в банках или кредитных организациях не был указан счет, открытый на имя супруги в ПАО «Сбербанк» отделение №5230, остаток денежных средств на нем на отчетную дату. Кроме того указана недостоверная дата открытия Бучаидзе текущего счета в ПАО «Сбербанк» 15 мая 2012 года в справке за 2014 год, 17 февраля 2015 года справка за 2015-2016 гг. тогда как счет был открыт 20 февраля 2012 года.

Таким образом, исходя из совокупности представленных сторонами в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд обоснованно пришел к правильному выводу о наличии у ответчика правовых оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности и увольнения, поскольку установлена совокупность допущенных истцом нарушений при отражении им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей Бучаидзе С.М., и Бучаидзе Н.М., а также представлении недостоверных сведений о своих доходах за отчетный 2018 год. Несущественными (либо малозначительными) нарушения при заполнении справок о доходах не являются, при том, что нарушения носят не единичный характер.

При это в соответствии с частью 2 статьи 82 Закона о службе, контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

При этом в силу статьи 84 вышеуказанного закона сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

В соответствии с частью 8 статьи 82 Федерального закона №342-Ф3 при наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных пунктами 1,3,4,8,9,11,12 и 16 части 2 и пунктом 3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудников органов внутренних дел.

Из материалов дела следует, что 13 апреля 2021 года Бучаидзе М.Д. в адрес начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю был подан рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Закона о службе.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, на момент подачи Бучаидзе М.Д. указанного рапорта, начальником ГУ МВД России по Ставропольскому 4 декабря 2020 года было принято решение об осуществлении контроля за расходами начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу подполковника полиции Бучаидзе М.Д.

Таким образом, право выбора увольнения при наличии оснований увольнения со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия законом не представлено.

Порядок увольнения истца соблюден. Доклад о соблюдении требований к служебному поведению составлен и утвержден компетентными должностными лицами в соответствии с имеющимися у них полномочиями, нарушений при проведении проверки, влекущих признание ее результатов незаконными, не имеется.

При наложении дисциплинарного взыскания представителем работодателя учтены характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено.

Взыскание наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения, что в полной мере соответствует положениям части 5 статьи 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

При этом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств, опровергающих или ставящих под сомнения указанные выводы суда.

Кроме того, поскольку в силу приведенных выше норм материального права, а также положений статьи 394 ТК РФ изменение формулировки увольнения является правовым последствием незаконного увольнения, а основания для признания увольнения истца незаконным отсутствуют, то у суда не имелось правовых оснований для изменения формулировки и даты увольнения истца со службы в органах внутренних дел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными

Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, а сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной истца Бучаидзе М.Д. при рассмотрении дела в суде, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда первой инстанции.

Выводы суда первой инстанции являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 ноября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: