ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-165/2021 от 09.11.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №33-12688/2021

Судья Опарышева С.В. №2-165/2021 (1 инстанция)

УИД 52RS0040-01-2021-000289-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Нижний Новгород 09 ноября 2021г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Крайневой Н.А., Столбова Е.М.,

при секретаре судебного заседания Безруковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 09 июля 2021г.

гражданское дело по иску ФИО7 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения.

Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО7 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» с заявленными требованиями, указав следующее.

Семья ФИО7, состоящая из пяти человек: она (ФИО6), муж ФИО1, сын ФИО2, [дата] г.р., сын ФИО3, [дата] г.р., сын ФИО4, [дата] г.р., является малоимущей.

Согласно действующему законодательству они имеют право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ранее данную субсидию им предоставляли и расчет совокупного дохода семьи получателя субсидии производили правильно, то есть брали в расчет ее (ФИО7) доходы, доходы детей и мужа. С 2021 года расчет субсидии произведен неверно, так как в совокупный доход семьи включена пенсия матери истца (ФИО5), которая зарегистрирована и проживает в одном доме с ее (ФИО7) семьей. Расчет субсидии, исходя из совокупного дохода семьи, в члены которой включена и мать истца, является неверным в виду следующего. Расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 14.12.2005г. №761. Право на субсидию имеют собственники жилого помещения (жилого дома, части жилого дома), (п.п.г п.3 Правил). Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе: сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи; сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии. (п.п.б, е п.8(1) Правил). Заявитель вправе предоставить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в п.8(1) настоящих Правил, а также копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи – в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье по собственной инициативе. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке (п.8(2) Правил). Пункт 18 Правил указывает на тех, кто может входить в состав семьи заявителя. Но в п.19 Правил содержится положение о том, что: уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии.

В заявлении ФИО7 о предоставлении субсидии истец указывала, что в состав её семьи входят: она (ФИО7), муж и трое детей. Мать (ФИО5) в состав семьи не входит, у нее свой бюджет, в бюджет семьи истца мать полученную пенсию не вкладывает. А пенсию ФИО5 включили в совокупный доход семьи истца, в связи с чем размер субсидии начислен в меньшем размере, чем должен. ЕДК семье истца и ФИО5 возвращается на разные лицевые счета – по отдельности. В случае предоставления субсидии в заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете субсидии, недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующим за месяцем, в котором была обнаружена ошибка (п.50 Правил).

18.03.2021г. она (ФИО7) обратилась к директору ГКУ НО «Управления социальной защиты населения г.о. Навашинский» с заявлением сделать правильный расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вернуть недоплаченные средства.

22.03.2021г. истец получила ответ, в котором ей отказывали в заявленной просьбе. В ответе ответчик делает ссылку на п.33 Правил, указывая, что «При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:...б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей...». Данная ссылка несостоятельна, по той причине, что она (ФИО7) – уже совершеннолетняя и живет своей семьей, а мама истца – своей. ФИО5 от семьи истца не зависит, живет на свою пенсию. Семья истца живет на зарплату мужа и выплаты на детей. Она (ФИО7) не согласна с отказом ответчика сделать перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вернуть недоплаченные средства.

На основании вышеизложенного, с учётом заявления в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации, истец просил суд:

1. Признать отказ ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» сделать правильный расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вернуть ей (ФИО7) недоплаченные средства, незаконным;

2. Обязать ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ее семьи (ФИО7, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2) и сделать правильный расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и вернуть ей (ФИО7) недоплаченные средства.

Определением Навашинского районного суда Нижегородской области от 11.05.2021г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО5 и ФИО2, достигший 14-летнего возраста.

В судебном заседании истец ФИО7 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при определении состава ее семьи специалист ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» неверно использовал положения ч.1 ст.31 ЖК РФ, который нельзя трактовать буквально. Понятия «родители» и «дети» следует трактовать с учетом норм СК РФ, согласно положениям которого семья – это сообщество, основанное на браке супругов, а дети – это несовершеннолетние дети своих родителей. В настоящее время по адресу [адрес] зарегистрировано 6 человек: она (ФИО7), ее муж ФИО1, их дети ФИО2, ФИО3 и ФИО4, а также мать истца – ФИО5, при этом последняя в состав семьи истца не входит и ведет свой бюджет. В связи с этим включение пенсии ФИО5 в совокупный доход семьи является незаконным.

Представитель ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» в судебном заседании исковые требования ФИО7 не признал и пояснил, что 15.05.2020г. ФИО7 обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, 21.05.2020г. было вынесено решение о предоставлении данной субсидии, согласно которому таковая была установлена на срок 6 месяцев начиная с 01.05.2020г. и до 01.11.2020г. Из решения о назначении субсидии видно, что ФИО5 изначально включена в состав семьи ФИО7 В дальнейшем в связи с пандемией коронавируса срок выплаты субсидии был автоматически продлен на 6 месяцев. В период выплаты субсидии были внесены изменения в законодательство, предусматривающие выплату пособия на детей, что привело к изменению размера среднедушевого дохода семьи истца. В связи с этим ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» осуществлен перерасчет субсидии начиная с 01.11.2020г. По данному вопросу ответчик обращался за разъяснениями в Министерство социальной политики Нижегородской области, откуда получен ответ, что в рассматриваемом случае состав семьи истца подлежит определению с учетом положений ст.31 ЖК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, ФИО2 и ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, требования ФИО7 поддержали.

Решением Навашинского районного суда Нижегородской области от 09.07.2021г. в удовлетворении исковых требований ФИО7 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения - отказано.

В апелляционной жалобе ФИО7 поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что включение в состав семьи ФИО5 (мать истца) является неверным, поскольку она ведет свой отдельный бюджет.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, либо их представители, не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания; извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления судебных извещений. Кроме того, информация о деле и о режиме работы суда размещена на официальном интернет-сайте суда.

В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3, 4 ст.167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.05.2020г. ФИО7 обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу [адрес].

Согласно Протоколу №500105 от 21.05.2020г. данная субсидия предоставлена семье ФИО7 на период с 01.05.2020г. до 01.11.2020г.

Согласно протоколу расчета субсидии по факту обращения 15.05.2020г. №500105 от 21.05.2020г., ФИО5 изначально была включена в состав семьи истца. При расчете среднедушевого дохода семьи ФИО7 были учтены доходы: ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, а также ФИО5 (л.д.77).

Субсидия ФИО7 продлевалась на основании Постановления Правительства РФ №1703 от 19.10.2020г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020г. №420».

Впоследствии при изучении документов о доходах семьи ФИО7 установлен факт изменения размера доходов семьи истца.

ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» осуществлен перерасчет субсидии, выплаченной в пользу ФИО7, начиная с ноября 2020 года.

Из Протокола расчета субсидии по факту обращения 15.11.2020г. №030759 от 11.06.2021г. следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО7 были учтены:

1) доход ФИО7 в размере 1 000 рублей в месяц;

2) доход супруга истца ФИО1 в размере 11 193 руб. 98 коп. в месяц;

3) пособие, выплачиваемое на ФИО4, в размере 5 329 руб. 00 коп. в месяц;

4) пенсия ФИО5 в размере 22 751 руб. 46 коп. в месяц.

18.03.2021г. ФИО7 обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» с заявлением, которым просила ответчика выполнить расчет субсидии на оплату жилого помещения, исключив из состава семьи истца ФИО14. (л.д.7).

На данное заявление 22.03.2021г. ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» дан ответ, согласно которому ФИО15. является членом семьи истца, в связи с чем пенсия последней подлежит учету при расчете среднедушевого дохода семьи (л.д.8).

Судом также установлено, что в жилом доме по адресу [адрес] зарегистрировано и проживает 6 человек: 1) Истец ФИО7; 2) Супруг истца ФИО1 (л.д.10); 3) Сын истца ФИО12, [дата] года рождения (л.д.13); 4) Сын истца ФИО3, [дата] года рождения (л.д.11); 5) Сын истца ФИО4, [дата] года рождения (л.д.12); 6) Мать истца ФИО5, [дата] года рождения.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации, в том числе объяснения сторон, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО5, зарегистрирована совместно с истцом в доме по адресу [адрес], является матерью ФИО7, при этом ФИО5 не только зарегистрирована, но и постоянно проживает по вышеуказанному адресу вместе с истцом ФИО7 и иными членами указанной семьи, и пришел к обоснованному выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку считает их основанными на правильном применении норм материального права, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы истца, что ФИО5 (мать истца) не является членом семьи истца, поскольку истец и ФИО5 ведут раздельный бюджет, подлежат отклонению ввиду следующего.

Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст.159 ЖК Российской Федерации.

В силу ч.1 данной нормы субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 ст.159 этого кодекса, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (ст.5 - 12 Федерального закона от 05.04.2003г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Согласно ч.7 ст.159 ЖК Российской Федерации порядок определения размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 утверждены Правила о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В силу п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с подп. «б» п. 18 Правил в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст.31 ЖК Российской Федерации.

Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Анализируя в совокупности положения п. 4, подп. «б» п. 18, п. 41 Правил, ст. 31, ч. 3 ст. 159 ЖК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что при установлении состава семьи получателя субсидии определяющим является факт совместного проживания получателя субсидии и членов его семьи.

В соответствии со ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснено в пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 СК Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

ФИО5 приходится матерью ФИО7, зарегистрирована и постоянно проживает совместно с ФИО7 в доме по адресу [адрес].

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО5 и ФИО7 являются членами одной семьи.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что размер субсидии был начислен меньше, чем должен, поскольку необоснованно включена пенсия ФИО5 (мать истца) в совокупный доход семьи, подлежат отклонению.

При первичном обращении ФИО7 в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО7 учтены доходы как ФИО7, ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, так и ФИО5 Совокупный доход семьи составлял 34 799 руб. 45 коп. (л.д.77).

При этом первоначальный расчет субсидии с учетом дохода ФИО5 истцом не обжаловался.

При повторном обращении в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения г.о. Навашинский» при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО7 были учтены доходы: ФИО7, ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, а также ФИО5 Совокупный доход семьи составлял 40 274 руб. 44 коп. (л.д.80).

Установлено, что изменение размера среднедушевого дохода семьи ФИО7 для расчета субсидии вызвано не включением ФИО5 в состав членов семьи истца, а изменениями в законодательстве, предусматривающими ежемесячную выплату на несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 7 лет, соответствующие сведения отражены в протоколах расчета субсидии.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком правомерно снижена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 09 июля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7 – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2021 года.