ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2020 года по делу № 33-10087/2020
Судья в 1-й инстанции Киселевич А.А., дело № 2-1661/2020
УИД 91RS0012-01-2020-003581-89
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Гоцкалюка В.Д. |
Судей | Бондарева Р.В. |
Матвиенко Н.О. | |
при секретаре | Александровой А.А. |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора города Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым в котором просил суд обязать ответчиков в течении 2 месяцев с момент вступления в силу решения суда привести автомобильные дороги общего пользования местного значения по ул. Московская от пересечения с ул. Казакова до пересечения с ул. Пушкаренко протяженностью 585,2 м и шириной 6,3 м в соответствие с пунктами 3.1, 5.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Заявленные требования мотивированы тем, что ответственность по содержанию улично-дорожной сети и состоянию дорожного полотна в г. Керчи возложена на ответчиков. Постановлением Администрации г. Керчи Республики Крым от 22 апреля 2016 года №888/1п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» установлено право собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на дорогу общего пользования местного значения по ул. Московская протяженностью 1,2 км. Прокуратурой г. Керчи проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части ненадлежащего содержания дорожного полотна в ходе которой установлено, что целостность всего дорожного покрытия по ул. Московская в г. Керчи, а именно: участок дороги от пересечения с ул. Казакова до пересечения с ул. Пушкаренко, протяженностью 585,2 м и шириной 6,3 м не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также пунктам 3.1, 5.1 ГОСТ Р 50597-2017, поскольку имеются многочисленные дефекты, выбоины и разрушения дорожного покрытия. Выявленные нарушения составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц и принадлежащему им имуществу.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года иск заместителя прокурора города Керчи Республики Крым – удовлетворен.
На Администрацию города Керчи Республики Крым, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести участок автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Московская от пересечения с ул. Казакова до пересечения с ул. Пушкаренко протяженностью 585,2 м и шириной 6,3 м в соответствие с пунктами 3.1, 5.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В апелляционной жалобе Администрация г. Керчи просит решение уда первой инстанции отменить, принять по делу новое, об отказе в удовлетворении иска в части возложения обязанностей на Администрацию г. Керчи. Обжалуемое решение считает незаконным и необоснованным.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым также определены государственные гарантии его осуществления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10 Федерального закона №131- ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлен «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05 ноября 2014 года №38-1/14 (в редакции решения Керченского городского совета от 27 августа 2015 года №518-1/15) принят Устав муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Устав).
Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Устава определено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация города Керчи. Функции и полномочия по осуществлению муниципального контроля от лица администрации города Керчи исполняют отраслевые органы администрации города Керчи. Организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов и их полномочия осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Решением 5 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 октября 2019 года №20-2/19, в соответствии со статьями 3,10 Федерального закона, Уставом, утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Положение).
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Положения под муниципальным контролем понимается деятельность органа местного самоуправления города Керчи, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования городской округ Керчь контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами города Керчи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также обязательных требований, установленных федеральными законами и законами Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Органом местного самоуправления города Керчи, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, указанного в пункте 2 настоящей статьи, является Администрация города Керчи в лице Управления жилищно- коммунального хозяйства.
Решением 16 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 февраля 2015 года №234-1/15 утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым согласно пункту 9.2 которого определено, что Управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Керчь, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22 апреля 2016 года №888/1-п утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым согласно Приложению, в котором под №461 указана ул. Московская, протяженностью 1,2 км.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 09 июня 2020 года выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: на участке ул. Московская от пересечения с ул. Казакова до пересечения с ул. Пушкаренко протяженностью 585,2 м и шириной 6,3 м, многочисленные разрушения, дефекты, отдельные выбоины дорожного покрытия размеры которых превышают предельно-допустимые значения и не соответствуют требованиям пунктов 3.1, 5.1 ГОСТ Р 50597-2017 (л.д.7).
Указанные обстоятельства также подтверждаются фототаблицей, составленной в ходе обследования (л.д.8-13).
Факт наличия выявленных нарушений в содержании автодороги на участке ул. Московской от пересечения с ул. Казакова до пересечения с ул. Пушкаренко протяженностью 585,2 м и шириной 6,3 м ответчиками не опровергнут. Материалы дела не содержат доказательств принятия ответчиками необходимых мер для соблюдения требований выявленных прокурором нарушений вышеуказанных требований обязательного к применению государственного стандарта, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы администрации г. Керчи о том, что в настоящее время бюджетом муниципального образования на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности движения автомобилей и пешеходов в зависимость от финансовой возможности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных заместителем прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и их удовлетворении.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Гоцкалюк В.Д.
Судьи Бондарев Р.В.
Матвиенко Н.О.