УИД 22RS0066-01-2020-000828-33
Судья Рише Т.В. № 33-7016/2020
(№ 2-1667/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Сухаревой С.А., Ромашовой Т.А.
при секретаре Роговой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации по защите прав потребителей «Союз потребителей работ, услуг и товаров» (АКОО «СПРУТ») в интересах Чугуя Р. В. к ООО УК «Перспектива» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца АКОО «СПРУТ» в интересах Чугуя Р. В. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
АКОО «СПРУТ» обратилась в суд с иском в интересах Чугуя Р.В. к ООО УК «Перспектива» (далее общество, управляющая компания), просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. и обязать предоставить информацию (документы), ответ на претензию №88 от 22.05.2019:
1. предоставить в письменном виде посредством почтового направления в адрес потребителя информацию о состоянии расчетов абонента за коммунальные услуги и исполнения обязанностей по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 октября 2015 г. по февраль 2016 г. и №. 9824-Т за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г. или предоставить возможность ознакомления с такими документами, с помощью технических средств, а именно документы, заверенные ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО):
за период с 01 октября 2015 г. по май 2019 г., в частности, по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 октября 2015 г. по февраль 2016 г. и ***-Т за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г. следующую информацию согласно п. 2.2.9 договора теплоснабжения: двухсторонние акты Абонента и РСО либо ежемесячные отчеты о потребленной энергии, теплоносителя и горячей воды за вышеуказанный период;
2. предоставить информацию (документы) (в письменном виде по дому <адрес> в случае, отказа предоставить соответствующие документы предоставить возможность ознакомления с такими документами, с помощью своих технических средств) в отношении исполнения обязанностей Абонента по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 октября 2015 г. по февраль 2016 г., а именно:
2.1. пункт ДД.ММ.ГГ договора теплоснабжения ***-Т, сведения о наличии ИПУ потребителей установленных согласно проектной документации в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
2.2 пункт 3.1.4. сведения о допусках в эксплуатацию (готовности узла учета тепловой энергии в эксплуатацию) по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 октября 2015 г. по февраль 2016 г.;
2.3 предоставить информацию по отчетам о суточных параметрах теплоносителя за период с 01 октября 2015 г. по февраль 2016 г. по договору теплоснабжения ***-Т;
3. предоставить информацию (документы) (в письменном виде по дому <адрес> в случае, отказа предоставить соответствующие документы предоставить возможность ознакомления с такими документами, с помощью своих технических средств) в отношении исполнения обязанностей Абонента по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г., а именно:
3.1. раздел 3, пункты 3.1.26, 3.1.27, 3.1.28, 3.1.29 договора теплоснабжения ***-Т за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г., сведения о наличии индивидуальных приборов учета (далее ИПУ) потребителей установленных согласно проектной документации в многоквартирном доме по адресу: <адрес> – отчеты о суточных параметрах теплоносителя за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г., данные о количестве проживающих граждан в многоквартирном доме и площади жилых и нежилых помещений, показания индивидуальных приборов учета и иные данные в соответствии с Приложением № 11 к договору теплоснабжения, в случае изменения данных – соответствующие документы, предоставить сведения о проводимых совместных проверках Абонента и РСО индивидуальных приборов учета по адресу: <адрес>, за запрашиваемый период, в случае отсутствия таковых проверок, сообщить причину бездействия сторон по договору теплоснабжения, о предоставлении в течение пяти дней с момента заключения договора теплоснабжения (дополнительного соглашения о включении объектов теплоснабжения, а именно МКД по адресу: <адрес>) информации об оснащении МКД ИПУ, заверенных копий паспортов на приборы учета (или иной документ, например, журнал, общий акт на все приборы и т.д.) и документы, подтверждающие проведение поверки, заверенные копии актов ввода в эксплуатацию приборов (акты, подтверждающие факт установки пломб), данные о показаниях прибора учета в расчетном периоде, а именно: за период с 01 октября 2015 г. по май 2019 г.;
3.2 сведения о допусках в эксплуатацию (готовности узла учета тепловой энергии в эксплуатацию) по договору теплоснабжения ***-Т за период с 01 марта 2016 г. по май 2019 г. (ежегодно составляемые перед отопительным сезоном).
Предоставить копии приложений № 6, 7, 9, 10, 11 к договору теплоснабжения ***-Т и 8598-Т за вышеуказанный период с 01.10.2015 г. по 31.05.2019 г. составленные между Абонентом и РСО, в случае отказа предоставить соответствующие документы предоставить возможность ознакомления с такими документами, с помощью технических средств, в том числе согласно п.п. 3.1.4 по договору теплоснабжения 9824-Т;
4. выдать (ознакомить с помощью технических средств) за период с 01,10.2015 г. по 30.05.2019 г. копии заключенных (существующих, существовавших) договоров:
4.1. оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, в том числе домофон, видеонаблюдение, охрана, провайдеры (кабельное телевидение или интернет), ТБО и иные;
4.2. акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при наличии), акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (при наличии);
5. представить копии актов проверки состояния или предоставить возможность ознакомления с такими документами, с помощью своих технических средств в отношении индивидуальных приборов учета (теплосчетчиков), счетчиков горячей и холодной воды (индивидуальных приборов учета воды) электросчетчиков (основание трехстороннее соглашение с АО «Барнаульской горэлектросетью», и нормами Гражданского кодекса РФ), установленных вне жилых (нежилых) помещениях за период с 05.11.2015 г. по 31 мая 2019 г., ранее о составлении таких актов сообщалось Тастан С.Д. (п. е(1) и. 31 Постановления Правительства РФ).
5А. представить копии актов проверки состояния или предоставить возможность ознакомления с такими документами с помощью технических средств в отношении индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, по заявлению потребителей о необходимости проведения проверки в отношении их прибора учета (теплосчетчика), данная информация сообщалась от жителей (потребителей) <адрес> в адрес Управляющей компании «Перспектива» (п. е(2) п. 31 Постановления Правительства РФ);
6. сообщить об исполнении или причинах неисполнения (решения общего собрания) о проведении работ по увеличению земельного участка (т.е. переоформления земельного участка с детской площадкой) в собственность собственников дома по улице <адрес> в <адрес>;
7. предоставить ключ (брелок) или иное отпирающее устройство от шлагбаума при въезде на территорию дома, собственнику <адрес> дома по улице <адрес> в <адрес>, т.к. охранники постоянно, где-то находятся, шлагбаум закрыт, что создает препятствия в пользовании общим земельным участком (проезда), такой способ использования шлагбаума, въезда и выезда с территории дома, как открывание шлагбаума охранниками - собственниками не устанавливался, данное самоуправство создает препятствия в пользовании общей территорией дома (проезда, провоза и т.д.). В случае, очередного игнорирования данной претензии, вынужден будет обратиться за защитой нарушенных прав в суд. По-другому ситуация обстоит с домофоном, выданы чипы для открывания.
В обоснование заявленных требований кроме того указано, что с 01.10.2015 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО УК «Перспектива», потребитель Чугуй Р.В. обратился к ответчику с претензией вх. №88 от 22.05.2019, в которой просил предоставить информацию (документы), в письменном виде, в случае отказа предоставления документов просил предоставить возможность ознакомиться с такими документами. Исполнителем проигнорированы требования потребителя, решение общего собрания (протокол от 29.07.2017 № 1 вопросы 7-8) не исполнено. Управляющая компания не реже раза в 6 месяцев должна осуществлять контроль показаний ИПУ в жилых и нежилых помещениях, однако этого не делает, не исполняет свои прямые обязанности по управлению. 05.11.2015 решением общего собрания территория дома по адресу: <адрес> оборудована шлагбаумом, дом оборудован домофоном, в отношении домофона собственнику выданы чипы (ключи), а в отношении шлагбаума чипы (иные отпирающие средств) не выдали, предлагают приобрести за отдельную плату ключи от шлагбаума, тем самым создают препятствия в использовании общего имущества.
Истец полагает, что ответчиком нарушены права истца на информацию.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, указывая, что ответ на заявление истца был направлен, жалоб и обращений от собственников многоквартирного дома за период с октября 2015 года по май 2019 года об отсутствии тепла в квартирах в адрес управляющей компании не поступало, для осуществления контроля за выполнением обязательств и получения заключенных договоров по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества необходимо предоставить доверенность. Отношения между управляющей компанией и потребителем регулируются договором управления. По условиям договора, потребитель имеет право требовать предоставления информации, а не указанные истцом документы. В рамках рассмотрения гражданского дела по иску о взыскании с истца задолженности по коммунальным платежам управляющей компанией предоставлялся договор 9824-Т, счета-фактуры и акты поставки теплоносителя. Истец просил предоставить документы за период с 01.10.2015 по февраль 2016 года, однако право собственности на квартиру у него возникло 01.03.2016. В рамках рассмотрения дела № 2-92/2020 были разрешены сходные требования, в удовлетворении иска отказано. Истец злоупотребляет своим правом. Вся необходимая информация размещена на официальных сайтах сети Интернет dom.gosuslugi.ru, reformagkh.ru в открытом доступе. Запрошенные Чугуем Р.В. документы не относятся к документам, регулирующим отношения между собственником помещения и управляющей компанией. Управляющая компания ежегодно предоставляет собственникам отчет о выполнении договора за предыдущий год, в том числе путем размещения на информационных стендах, в системе ГИС ЖКХ. Одного желания истца ознакомиться с запрашиваемыми документами не достаточно, так как договором управления не предусмотрены неограниченные права каждого собственника на ознакомление со всей документацией управляющей компании. Ситуация с невыдачей договоров не подпадает под условия, указанные в ст. 1110 ГК РФ, каких-либо доказательств нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ в результате бездействия ответчика не представлено. Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, поскольку периоды, за которые запрашивается информация, находятся за пределами трехлетнего срока.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, мотивируя тем, что суд, в нарушение сложившихся между сторонами правоотношений, отказал в удовлетворении иска, при этом не дал оценку п. 3.1.5 договора управления МКД, согласившись с этой части с позицией ответчика при отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств. Истец просит исключить из решения суда выводы о законности невыдачи ему брелока от шлагбаума, поскольку таких требований истец не заявлял.
Истец полагает, что не основан на законе, противоречит нормам Гражданского кодекса и Жилищного кодекса Российской Федерации вывод суда о том, что истец не вправе запрашивать документы, связанные с управлением домом, так как данная информация не отнесена законодателем к обязательной, а потребитель не является стороной сделок. Выводы суда противоречивы. С одной стороны, как указывает суд, предел обязательств установлен ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в то же время суд исходит из того, что истец вправе запрашивать информацию только обязательную к раскрытию, т.е. не учитывает положения договора управления (п. 3.1.5).
Выводы суда о пропуске срока не основаны на законе. Истец обратился в суд 10 апреля 2016 года, однако иск был возвращен, а потом определение суда отменено, что не было учтено судом первой инстанции при исчислении срока.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, Чугуй Р.В. является собственником жилого помещения - <адрес> жилом доме по <адрес>В в городе Барнауле.
Управляющей организацией, осуществляющей обслуживание данного дома, с ноября 2015 года является ООО УК «Перспектива», ранее именовавшееся ООО «Коммунальная перспектива».
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Жилищный кодекс содержит специальные нормы, регулирующие обеспечение права собственников помещений в жилом доме на информацию о деятельности управляющей организации.
Та, в соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Под «системой» в приведенных нормах понимается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2 ЖК), создание, формирование и использование которой регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Как следует из п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) – это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно ч. 18 ст. 7 данного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 данного Федерального закона.
Указанными пунктами предусмотрена, в числе прочего, информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг; информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг; информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них; информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ; информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единый информационный ресурс (www.dom.gosuslugi.ru) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части (личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка жилищно-коммунального хозяйства).
В соответствии со ст. 39.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Применительно к коммунальным услугам состав и способы доведения информации до потребителя установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с пп. "г" п. 33 этих Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Эта информация предоставляется в платежных документах, может быть размещена на досках объявлений в подъездах, по месту расположения управляющей организации, а также может передаваться посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи (подп. «п» п. 31, п.п. 32, 67 и др. вышеуказанных Правил).
Таким образом, размещение информации на сайте www.dom.gosuslugi.ru не является единственным способом доведения информации до потребителей коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела ответчиком предоставлены доказательства размещения на сайте ГИС ЖКХ вышеуказанной информации (л.д. 135-142).
При таких обстоятельствах требования истца о предоставлении лично потребителю по его специальному требованию информации о состоянии расчетов по заключенным ответчиком с ресурсоснабжающей организацией договорам теплоснабжения ***Т, составленных сторонами этих договоров актов либо ежемесячных отчетов о потребленной энергии, сведений о допусках в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, о суточных параметрах теплоносителя, о наличии всех установленных индивидуальных приборов учета (ИПУ) потребителей в доме, их показаниях, о количестве проживающих граждан и площади жилых и нежилых помещений, а также о предоставлении актов проверок ИПУ, приложений к договорам теплоснабжения №№ *** договоров, которыми было оформлено предоставления услуг третьими лицами в рамках исполнения ответчиком обязанностей по содержанию общего имущества, документов, составленных в ходе исполнения этих договоров – не основаны на законе, поскольку частично такая информация согласно приведенным выше правовым нормам предоставляется другим способом – путем её размещения в системе, а также с использованием иных вышеуказанных средств информирования. Кроме того, как верно указано в оспариваемом решении суда, законом не предусмотрено предоставление любому собственнику помещения в доме первичных документов, составленных при осуществлении управляющей организацией своей деятельности (договоров с контрагентами, актов выполненных работ и т.п.).
Такие документы могут быть, в частности, при необходимости истребованы судом при разрешении требований потребителей, направленных на защиту их нарушенных прав в ходе осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом. Однако истец, заявляя по настоящему делу требования о предоставлении информации и документов, на ненадлежащее исполнение управляющей организацией своих обязанностей, либо на нарушение в связи с этим каких-либо конкретных прав истца не ссылался.
Довод истца о том, что обязанность предоставления информации и документов согласно заявленным требованиям предусмотрена заключенным сторонами договором управления, несостоятелен. Так, согласно п. 3.1.5 договора управления собственник имеет право получать у Управляющей организации любую необходимую информацию, связанную с управлением многоквартирным домом (л.д. 144). Исходя из буквального содержания данного пункта, потребитель уполномочен получать лишь необходимую ему информацию, что предполагает информацию, необходимую для реализации его прав, либо защиты нарушенного права, перечень которой установлен законом. Кроме того этот пункт договора не содержит условий о порядке получения соответствующей информации, следовательно, при определении этого порядка необходимо руководствоваться приведенными выше нормами закона.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на то, что требования о выдаче брелока от шлагбаума им не заявлялись и неправомерно были разрешены судом, противоречит содержанию искового заявления, где такие требования указаны под порядковым номером 7 (л.д. 59-62).
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном данным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
При разрешении указанного требования суд обоснованно исходил из того, что по решению общего собрания от ДД.ММ.ГГ на въезде в придомовую территорию был установлен шлагбаум, работы третьего лица по установке и обслуживанию которого оплачивались за счет средств собственников (л.д. 111 об.). При этом средства на предоставление каждому собственнику устройства для открывания шлагбаума не собирались, поскольку не у всех имеются автомобили. Поскольку изготовление данного устройства требует материальных затрат и осуществлялось не управляющей организацией, собственники имели возможность самостоятельно приобрести его при необходимости. Истец при таких обстоятельствах не вправе требовать предоставления ему ответчиком брелока бесплатно.
Требования истца об обязании ответчика сообщить истцу о причинах неисполнения решения общего собрания о проведении работ по увеличению земельного участка и передаче его в собственность владельцев помещений в жилом доме также являются необоснованными. Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в жилом доме по <адрес> от 29.07.2017 было принято решение увеличить земельный участок путем безвозмездной передачи собственникам территории детской площадки, фактически используемой жильцами дома, для чего поручено ООО «Коммунальная перспектива» провести мероприятия – подготовить проект планировки территории и проект межевания, кадастровые работы и иные необходимые работы (л.д. 46, 47). Согласно возражениям ответчика (л.д. 180), управляющей организацией проводились вышеуказанные мероприятия, о чем Чугуй Р.В., как председатель Совета дома, неоднократно извещался; завершить оформление земельного участка не представилось возможным в связи с несогласием одного из собственников дома явиться в Росреестр. Истец при рассмотрении дела указанные обстоятельства не опроверг, требований о возложении на ответчика конкретных обязанностей, направленных на исполнение вышеуказанного решения общего собрания, не заявил.
Судебная коллегия соглашается с тем, что отказывая в удовлетворении иска в части требований о предоставлении информации и документов о деятельности управляющей организации с октября 2015 по февраль 2016 года, суд исходил из пропуска истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске в силу абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответом управляющей организации от 11.03.2016 (л.д. 182-186) истцу было отказано в удовлетворении требований о предоставлении документов и информации, в связи с чем при предъявлении соответствующих требований в суд 26.11.2019 в рамках настоящего дела истцом пропущен срок исковой давности, так как после отказа ответчика предоставить по требованию истца информацию прошло более 3 лет. Довод истца в апелляционной жалобе о том, что иск предъявлялся им 10.04.2016, но был возвращен, не влияет на течение срока исковой давности.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда о пропуске срока исковой давности по требованиям о предоставлении информации о деятельности управляющей организации за иные периоды до 27.11.2019, поскольку законом не предусмотрена обязанность управляющей организации немедленно предоставлять информацию при отсутствии требования потребителя, следовательно, непредоставление информации непосредственно в ходе осуществления ответчиком своей деятельности не нарушает прав истца и не влечет начало течения срока исковой давности. По отношениям между сторонами, начиная с марта 2016 года истцом были затребованы сведения в заявлении от 21.05.2019, на которое был направлен ответ от 27.05.2019, следовательно, по соответствующим требованиям срок исковой давности не пропущен.
Однако, принимая во внимание, что основания для удовлетворения иска по существу не установлены, указанное обстоятельство не может повлечь отмену решения суда и иное разрешение спора.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для отмены, либо изменения вынесенного судом решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу истца АКОО «СПРУТ» в интересах Чугуя Р. В. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: