ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-166/20 от 09.12.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-3581/2020 судья Ткаченко И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2020 года г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

судей Иваниной Т.Н., Крыловой Э.Ю.,

при секретаре Шляховой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-166/2020 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Иваниной Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области (далее ГУ – УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области) о назначении досрочной страховой пенсии, указав, что 14.01.2020 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.09.2020 года. Решением от 28.02.2020 года ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в специальный стаж не были включены следующие периоды: с 18.04.2003 года по 18.04.2003 года – командировка, с 21.12.2006 года по 21.12.2006 года – участие в заседании ОМО преподавателей в г.Туле, с 29.03.2007 года по 29.03.2007 года – участие в метод объединении в г.Туле, с 23.12.2009 года по 23.12.2009 года – участие в заседании членов ОМО, с 04.03.2010 года по 04.03.2010 года – участие в заседании членов ОМО, с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года – командировка, с 22.04.2010 года по 22.04.2010 года – участие в олимпиаде в г.Туле, с 31.03.2011 года по 31.03.2011 года – командировка, а также периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: с 28.07.2012 года по 03.08.2012 года, с 30.07.2013 года по 05.08.2013 года, с 18.08.2014 года по 24.08.2014 года, с 17.08.2015 года по 23.08.2015 года, с 15.08.2016 года по 21.08.2016 года, с 26.06.2017 года по 02.07.2017 года, с 25.06.2018 года по 01.07.2018 года. Считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку направление в командировки, на олимпиаду, ОМО осуществлялось на основании приказов работодателя и являлось обязательной частью трудовой деятельности; согласно ст.116 ТК РФ, ст.18 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск. При этом расчет отпускных начисляется из расчета получаемой заработной платы, за работником сохраняется место работы и заработная плата. Указанный дополнительный отпуск предоставляется в качестве возмещения вреда и меры социальной поддержки, являющейся расходным обязательством РФ, порядок финансирования которого устанавливается Правительством РФ. С учетом уточнений, просила обязать ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 18.04.2003 года по 18.04.2003 года, с 21.12.2006 года по 21.12.2006 года, с 29.03.2007 года по 29.03.2007 года, с 23.12.2009 года по 23.12.2009 года, с 04.03.2010 года по 04.03.2010 года, с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года, с 22.04.2010 года по 22.04.2010 года, с 31.03.2011 года по 31.03.2011 года, с 28.07.2012 года по 03.08.2012 года, с 30.07.2013 года по 05.08.2013 года, с 18.08.2014 года по 24.08.2014 года, с 17.08.2015 года по 23.08.2015 года, с 15.08.2016 года по 21.08.2016 года, с 26.06.2017 года по 02.07.2017 года, с 25.06.2018 года по 01.07.2018 года; обязать ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 09.09.2020 года; взыскать с ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске просил отказать.

Третье лицо МКОУ «Оленский центр образования» МО Киреевский район, привлеченное к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ, в судебное заседание суда первой инстанции своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось.

Решением Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22.07.2020 года решение Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22.07.2020 года отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда, в связи с чем дело назначено к рассмотрению в суде апелляционной инстанции.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ- УПФ РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонное) по доверенности ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

При разрешении данного спора судом установлено, что 14.01.2020 года ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 28.02.2020 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

В специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, не были включены периоды с 18.04.2003 года по 18.04.2003 года – командировка, с 21.12.2006 года по 21.12.2006 года – участие в заседании ОМО преподавателей в г.Туле, с 29.03.2007 года по 29.03.2007 года – участие в методобъединении в г.Туле, с 23.12.2009 года по 23.12.2009 года – участие в заседании членов ОМО, с 04.03.2010 года по 04.03.2010 года – участие в заседании членов ОМО, с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года – командировка, с 22.04.2010 года по 22.04.2010 года – участие в олимпиаде в г.Туле, с 31.03.2011 года по 31.03.2011 года – командировка, а также периоды дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: с 28.07.2012 года по 03.08.2012 года, с 30.07.2013 года по 05.08.2013 года, с 18.08.2014 года по 24.08.2014 года, с 17.08.2015 года по 23.08.2015 года, с 15.08.2016 года по 21.08.2016 года, с 26.06.2017 года по 02.07.2017 года, с 25.06.2018 года по 01.07.2018 года. По мнению ответчика, специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии ФИО1, на дату обращения за пенсией составил 24 года 2 месяца 3 дня.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований овключении периодов: 18.04.2003 года - командировка; 21.12.2006года - участие в заседании ОМО преподавателей в г. Туле; 29.03.2007года - участие в методобъединении в г. Туле; 23.12.2009 года - участиев заседании членов ОМО; 04.03.2010 года - участие в заседании членовОМО; с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года - командировка; 22.04.2010 года - участие в олимпиаде в г.Туле; 31.03.2011 года - командировка, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации", суд указал на то, что в данные периоды за истцом сохранялосьместо работы, стаж, заработная плата, работодателем производилисьотчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, отвлечениеФИО1 от работы связано с педагогической деятельностью и волейработодателя. Вместе с тем отсутствие у ФИО1 на моментобращения в пенсионный орган права для назначения пенсии являетсяоснованием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции в указанной части основанным на неправильном применении норм материального права и сделанным с нарушением норм процессуального права, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права гражданРоссийской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральнымзаконом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсиюимеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии сФедеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении имиусловий, предусмотренных этим федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховойпенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 годаN 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии постарости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работаопределенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иныхнеблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установлениястраховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленногопенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочноеназначение страховой пенсии по старости, установленной закономпродолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранеедостижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличиивеличины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность вучреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗустановлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которыхназначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 даннойстатьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления всилу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующихвидах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии постарости, при условии признания указанных периодов в соответствии сзаконодательством, действовавшим в период выполнения данной работы(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления всилу названного федерального закона, могут исчисляться с применениемправил, предусмотренных законодательством, действовавшим приназначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности)(часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от29.12.2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принятопостановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств,профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), сучетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, иправилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право надосрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 16.07.2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, чтопри досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам,осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается встаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии постарости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность вучреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей,специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначаетсятрудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федеральногозакона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей правона досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии состатьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации" (далее - Правила N 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу,дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденныйпостановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 годаN 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которыхзасчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи спедагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей(далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги дляназначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью вшколах и других учреждениях для детей", с применением положений абзацатретьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующейдеятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования,педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях длядетей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 ЗаконаРСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463),утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работниковобразования, педагогическая деятельность которых в школах и другихучреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применениемположений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующейдеятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даетправо на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению СоветаМинистров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу летработникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - дляучета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливаяправовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая дляотдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональнойдеятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии постарости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранеедостижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой вопределенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой,выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Разрешая данные требования, суд установил, что с 01.09.1995 года истец была принята на работу в Липковскую среднюю школу № 3, по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей - МКОУ «Оленский центр образования» в должности учителя. 18.04.2003 года ФИО1 находилась в командировке в Новомосковском политехническом колледже для участия в семинаре преподавателей дисциплины «Инженерная графика», 21.12.2006 года – участвовала в заседании ОМО преподавателей дисциплины «Инженерная графика» в Тульском автомеханическом колледже транспортного строительства, 29.03.2007 года – участвовала в методобъединении в Тульском машиностроительном колледже им.Демидова, 23.12.2009 года – участвовала в заседании ОМО преподавателей дисциплины «Инженерная графика» в ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж», 04.03.2010 года – участвовала в заседании ОМО преподавателей дисциплины «Инженерная графика» в ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж», с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года – находилась в командировке на повышении квалификации в ФГОУ СПО «Новомосковский политехнический техникум», 22.04.2010 года – участвовала в олимпиаде в ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж», 31.03.2011 года – участвовала в заседании ОМО преподавателей дисциплины «Инженерная графика» в ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж».

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п.5 Правил).

Принимая во внимание, что в спорные периоды (29.03.2007 года, 23.12.2009 года, 04.03.2010 года, с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года, 22.04.2010 года, 31.03.2011 года) ФИО1 на основании приказов работодателя направлялась в служебные командировки, связанные с ее профессиональной педагогической деятельностью, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды нахождения в командировках являются периодами трудовой деятельности с сохранением места работы, средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем подлежат включению в стаж (в том же порядке, что и соответствующую профессиональную деятельность), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Однако, как следует из резолютивной части обжалуемого решения, суд первой инстанции не разрешил исковые требования ФИО1 о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в данной части и об обязании ГУ-УПФ РФ в Киреевском районе Тульской области включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковыхтребований о включении в специальный стаж дополнительных отпусков,предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиациивследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотренный ЗакономРФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиациивследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд первой инстанцииисходил из того, что предоставление дополнительных оплачиваемыхотпусков не связано с выполнением трудовых обязанностей работником,страховые взносы на данную выплату не начисляются и не выплачиваются, всвязи с чем, данный период не может быть включен в специальный стажистца.

Суд первой инстанции установил, что истцу, работающей в зоне с льготно-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск (7 календарных дней): с 28.07.2012 по 03.08.2012, с 30.07.2013 по 05.08.2013, с 18.08.2014 по 24.08.2014, с 17.08.2015 по 23.08.2015, с 15.08.2016 по 21.08.2016, с 26.06.2017 по 02.07.2017, с 25.06.2018 по 01.07.2018.

В соответствии со ст.116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись истцу в спорные периоды в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 01.12.1997 года № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска являются одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска не связано с выполнением трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым работник в данный момент находится в трудовых отношениях, и, следовательно, страховые взносы на данную выплату не начисляются и не выплачиваются, в связи с чем, дополнительные отпуска, предоставляемые гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, не могут быть включены в страховой стаж.

Принимая во внимание, что ответчиком обоснованно не были включены в педагогический стаж периоды нахождения истца в дополнительных отпусках, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с учетом включенного судом спорного периода нахождения в командировках, на момент обращения с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии (14.01.2020) у истца отсутствовал специальный стаж и право на досрочную пенсию по старости, суд первой инстанции правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на дату подачи заявления о назначении пенсии, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

С 01.01.2019 года пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2020 года составляет 24 месяца и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).

Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года, пенсия им может быть назначена за полгода до истечения установленного срока (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Учитывая выше изложенное и принимая во внимание, что у ФИО1 эти обстоятельства еще не наступили, право на досрочную пенсию она не приобрела, необходимый стаж не выработала ни на момент обращения к ответчику, ни на момент рассмотрения дела ни судом первой ни судом апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно отказал ей в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить пенсию с 09.09.2020 года.

С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года подлежит отмене в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения в командировках и в части отказа во взыскании в пользу ФИО1 понесенных ею расходов по оплате государственной пошлины, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года отменить в части требований ФИО1 об обязании Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж периоды нахождения в командировках, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, принять в указанной части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 18.04.2003 года по 18.04.2003 года, с 21.12.2006 года по 21.12.2006 года, с 29.03.2007 года по 29.03.2007 года, с 23.12.2009 года по 23.12.2009 года, с 04.03.2010 года по 04.03.2010 года, с 19.04.2010 года по 21.04.2010 года, с 22.04.2010 года по 22.04.2010 года, с 31.03.2011 года по 31.03.2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Киреевском районе Тульской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части решение Киреевского районного суда Тульской области от 21.05.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий