ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-166/20 от 20.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Зуева О.М. 20 июля 2020 года

Дело № 33-3397/2020

Номер дела в суде первой инстанции 2 – 166/2020

УИД 59RS0011-01-2019-005649-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.

судей Гилевой М.Б., Новоселовой Д.В.

при секретаре Шумилиной А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 20 июля 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 16 января 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Тимербаевой Расимы Шаеховны к администрации города Березники об обязании подписать и заключить договор купли-продажи и перечислить социальную выплату, удовлетворить.

Обязать администрацию города Березники заключить договор купли-продажи, согласно которому Мичков Артем Валентинович, Мичкова Юлия Рашидовна (продавцы) передают в собственность Тимербаевой Расимы Шаеховны (покупатель) квартиру № **, расположенную в 1 подъезде на 2 этаже по адресу: г. Березники, пр. Ленина, 57а, состоящую из 2 комнат, общей площадью 50,5 кв.м., площадь лоджии (с коэффициентом 0,5) 5,62 кв.м., кадастровый номер **, покупатель поручает администрации г. Березники перечислить социальную выплату продавцам на условиях договора и обязуется принять квартиру у продавцов, а администрация обязуется перечислить социальную выплату, предназначенную для переселения покупателя продавцам, на условиях договора.

Обязать администрацию города Березники за счет средств социальной выплаты, которая полагается покупателю в соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники, утвержденным постановлением Правительства Пермского края 30 сентября 2015 года № 764-п, перечислить социальную выплату в размере, определенном указанным Порядком на дату заключения договора, за жилое помещение по адресу: **** за Тимербаеву Р.Ш. на расчетный счет продавцов в течение 120 дней с момента заключения договора.

Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения.

Заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., выслушав объяснения представителя администрации г. Березники – Давлетбаевой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимербаева Р.Ш. обратилась в суд с иском к администрации города Березники об обязании подписать и заключить договор купли-продажи и перечислить социальную выплату. Исковые требования мотивировала тем, что является переселенцем из аварийного дома по адресу г. Березники, ул. ****, признанного таковым вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-11 ПАО «Уралкалий». 28 января 2019 года истец обратилась в УИЗО администрации города Березники для включения в список граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и предоставления социальной выплаты, где ей было выдано уведомление о предоставлении социальной выплаты. Общая площадь составляет 42,9 кв.м., согласно уведомлению максимальная жилая площадь жилого помещения, которая будет оплачена за счет средств социальной выплаты составляет 47,9 кв.м. В соответствии с полученным уведомлением истец обратилась к продавцу за приобретением квартиры, которая соответствует ее потребностям и требованиям Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий» (Постановление Правительства Пермского края от 30 сентября 2015 года № 764-п). 22 ноября 2019 года между истцом и продавцом был подписан договор купли-продажи квартиры по адресу: г. Березники, ****. Данный договор был предоставлен в УИЗО администрации г. Березники для подписания. 11 декабря 2019 года истец получила отказ в заключении и подписании договора купли-продажи от УИЗО администрации г. Березники.

Истец просила обязать администрацию города Березники заключить договор купли-продажи от 22 ноября 2019 года квартиры по адресу: г. Березники, ****, перечислить социальную выплату за жилое помещение по адресу **** в размере 2070908 рублей 60 копеек продавцам Мичкову А.В. и Мичковой Ю.Р.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Березники указывая на неправильное применение норм материального права. Поскольку за квартиру по адресу г. Березники, **** была оплачена социальная выплата по договору участия в долевом строительстве от 06 декабря 2017 года № 45, заключенному администрацией г. Березники с Мичковым А.В. и застройщиком, и оплата социальной выплаты за одно и тоже жилое помещение невозможна, Тимербаевой Р.Ш. было отказано в подписании договора купли-продажи от 22 ноября 2019 года. Кроме того, социальная выплата по договору от 06 декабря 2017 года составляла 1803772 рубля, а по договору купли-продажи от 22 ноября 2019 года – 2070908 рублей. Удовлетворяя исковые требования Тимербаевой Р.Ш. суд первой инстанции указал, что предоставленный на рассмотрение спорный договор соответствует названным в главе IV Порядка условиям приобретаемых жилых помещений, запрета заключать договор купли-продажи жилого помещения, если при предшествующей купле-продаже, либо участию в долевом строительстве уже предоставлялась социальная выплата прежнему собственнику, не установлено. В соответствии с пунктом 7.10 Порядка нецелевое использование иных межбюджетных трансферов и (или) нарушение условий их предоставления и расходования влекут применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством. Таким образом, оплата социальной выплаты за одно и тоже помещение дважды невозможна, поскольку это противоречит общим принципам бюджетного законодательства, повлечет нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств (ст.ст. 34, 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации г. Березники Давлетбаева О.Ю. доводы жалобы поддержала. Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации г. Березники № 3586 от 05 декабря 2016 года (с учетом постановления администрации г. Березники Пермского края № 3432 от 26 декабря 2017 года ) многоквартирный дом по адресу: г. Березники, ул. ****, признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма 3 «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1331-п.

Постановлением администрации г. Березники № 3784 от 26 декабря 2016 года указанный дом включен в список домов, признанных аварийными вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники.

28 января 2019 года истец Тимербаева Р.Ш. подала в УИЗО администрации г. Березники заявление о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда, и предоставлении социальной выплаты.

28 января 2019 года Тимербаевой Р.Ш. выдано уведомление о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилищного фонда, и предоставлении социальной выплаты. Согласно уведомлению максимальная жилая площадь жилого помещения, которая будет оплачена за счет средств социальной выплаты составляет 47,9 кв.м.

Между администрацией города Березники и Тимербаевой Р.Ш., переселяемой из непригодного для проживания жилищного фонда, заключено соглашение, в котором указывается срок передачи в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения, земельного участка.

Разрешая заявленные Тимербаевой Р.Ш. исковые требования, суд первой инстанции правильно и полно установив юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст., ст. 421, 445 ГК РФ, Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1331-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды», постановления Правительства Пермского края от 30 сентября 2015 года «Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансферов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества «Уралкалий» в г. Березники» ( далее по тексту – Правила), пришел обоснованному выводу о том, что представленный на рассмотрение договор соответствует требованиям Порядка об условиях приобретаемых жилых помещений, а запрета заключить договор купли-продажи жилого помещения, если при предшествующей купле-продаже, либо участию в долевом строительстве уже предоставлялась социальная выплата прежнему собственнику, не установлено.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается, полагая его правильным должным образом мотивированным, доводами апелляционной жалобы этот вывод не опровергается.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий настоящий закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда по смыслу данного Закона, понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст., ст. 32, 86, ч., ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из правовых позиций, изложенных в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года № 1331-п утверждена государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края». Подпрограммой 3 «Развитие жилищного строительства в Пермском крае» предусмотрены мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.

Правительством Пермского края 30 сентября 2015 года принято Постановление № 764-п, которым утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.

Данным Порядком определены цели, условия предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов; принципы определения размера социальной выплаты; условия предоставления и использования социальных выплат; отчетность, контроль и основания возврата иных межбюджетных трансфертов.

В соответствии с п. 6.2 Порядка приобретаемые жилые помещения должны соответствовать одновременно следующим условиям: находиться на территории города Березники; находиться вне опасной зоны внезапного обрушения пород; находиться в новом законченном строительством многоквартирном доме, дата ввода в эксплуатацию которого не ранее 1 января 2015 года, или строящемся многоквартирном доме.

Проанализировав указанные выше условия предоставления социальной выплаты, суд обоснованно посчитал, что каких-либо препятствий для заключения предложенного стороной истца договора купли-продажи, не имеется. То обстоятельство, что ранее спорная квартира была приобретена на денежные средства, перечисленные из бюджета Пермского края в качестве социальной выплаты 3-им лицам Мичковым, правового значения не имеет, о незаконности предложенного к заключению договора купли-продажи, не свидетельствует. Как правильно отметил суд в решении, Мичков А.В. и Мичкова Ю.Р. при получении социальной выплаты не принимали на себя обязательств не отчуждать приобретаемое по договору долевого участия в строительстве жилое помещение, поскольку иное означало бы ограничение прав собственника, гарантированное Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.

Учитывая изложенное выше, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о необоснованности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений. Поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального закона, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст., ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 16 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Березники – без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи: