ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-166/2023 от 04.10.2023 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

УИД 13RS0003-01-2023-000112-70

Судья Овчинников Б.Б. №2-166/2023

Докладчик Смелкова Г.Ф. Дело №33-1591/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Пужаева В.А.,

судей Дубровиной Е.Я., Смелковой Г.Ф.,

при секретаре Зобниной Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2023 г. в г. Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» о признании незаконным заключения служебной проверки и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания по апелляционной жалобе представителя ММО МВД России «Чамзинский» ФИО2 на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» (далее - ММО МВД России «Чамзинский»).

В обоснование требований указал, что с февраля 2019 года он проходит службу в должности начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский». Приказом от 19 декабря 2022 г. №264л/с ему объявлено замечание за якобы нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований пунктов 38.1 Главы III Положения об ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» от 19 ноября 2015 г. №237 в части осуществлении ненадлежащего руководства отделением на основе единоначалия и персональной ответственности за выполнение возложенных задач, пункт 11.1 Главы III Должностного регламента, утвержденного начальником ММО МВД России «Чамзинский» 22 апреля 2022г. №59/6070, в части ненадлежащего осуществления общего руководства за деятельностью подразделения в пределах полномочий, представленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами, пункт 27 Главы III Должностного регламента, утвержденного начальником ММО МВД России «Чамзинский» 22 апреля 2022 г. №59/6070, в части ненадлежащего систематического контроля за выполнением подчиненными их должностных регламентов, пункты 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 342-ФЗ), в части обязанности знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, знать и исполнять должностной регламент начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский». С данным приказом, как и с заключением служебной проверки, проведенной в отношении него, он не согласен, считает их незаконными и подлежащими отмене. Указывает, что выявленные в ходе проверки недостатки служебной деятельности, допущенные сотрудниками отделения, являются несущественными, не повлекшими каких-либо негативных последствий, не нарушающими прав граждан, а также освобожденных от наказания лиц. Ни один сотрудник отделения за выявленные нарушения не привлечен к дисциплинарной ответственности. Все выявленные недостатки служебной деятельности должностными лицами ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» допускались в моменты, когда он находился в отпусках.

По данным основаниям истец просил суд признать незаконным заключение служебной проверки от 13 декабря 2022 г. №59/19980, отменить приказ ММО МВД России «Чамзинский» от 19 декабря 2022 г. №264 л/с «О наложении дисциплинарного взыскания».

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2023 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ММО МВД России «Чамзинский» ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске. Указывает, что данные при проведении служебной проверки ФИО1 объяснения о причинах нарушения срока внесения сведений в ФИС ГИБДД-М, в частности на С документально не подтверждены. Ссылается на аналогичные нарушения, допущенные по административному материалу в отношении К. Отмечает, что обязанности врио начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» капитан полиции М исполнял в периоды с 12 по 28 октября 2022 г. и с 31 октября по 4 ноября 2022 г. Между тем, административный материал в отношении С.С составлен 26 октября 2022 г., должен быть направлен в суд 29 октября 2022 г., а направлен только 7 ноября 2022 г. В этот период обязанности начальника отделения исполнял ФИО1 Аналогично с нарушением срока 27 октября 2022 г. направлен в суд и административный материал в отношении Т, составленный 8 октября 2022 г. в период исполнения обязанностей истцом, что подтверждается информационными карточками исходящих документов. Делает вывод, что надлежащий контроль за своевременным направлением данных документов должен был осуществлять ФИО1 Отмечает, что решением суда приказ о наложении дисциплинарного взыскания не признан незаконным.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица МВД по Республике Мордовия ФИО3 просит решение суда отменить, апелляционную жалобу представителя ответчика удовлетворить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В судебное заседание истец ФИО1 и прокурор не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, об отложении разбирательства дела не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии указанных лиц.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ММО МВД России «Чамзинский» и МВД по Республике Мордовия ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 г. указано, что неисполнение сотрудником органа внутренних дел законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ является нарушением служебной дисциплины, то есть дисциплинарным проступком, в случае совершения которого на сотрудника согласно статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ может быть наложено дисциплинарное взыскание (вопрос 6).

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть наложено дисциплинарные взыскания в виде замечание.

Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий установлен статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

В соответствии с частью 3 данной статьи дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (часть 8).

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9 статьи 51 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.№ 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Согласно пункту 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 (далее - Порядка), основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, а также заявление сотрудника.

Согласно пункту 15 Порядка решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (пункт 16 Порядка).

Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан, в том числе предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения (подпункты 30.9, 30.14, 30.15 пункта 30 Порядка).

В соответствии с пунктом 34 Порядка заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных

В силу пункта 39 Порядка заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка (пункт 43 Порядка).

Согласно пункту 47 Порядка сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

Из материалов дела следует, что с декабря 2009 года ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел, последняя замещаемая должность с февраля 2019 года начальник отделения ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский».

23 ноября 2022 г. врио министра внутренних дел по Республике Мордовия С.С.Н. поступил рапорт начальника УГИБДД МВД по Республике Мордовия Г. о необходимости направления рапорта начальнику ММО МВД России «Чамзинский» для рассмотрения вопроса о привлечении начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» ФИО1 к дисциплинарной ответственности, а также принятию мер по устранению выявленных недостатков и недопущению подобных фактов в дальнейшем.

На основании рапорта начальника штаба ММО МВД России «Чамзинский» Т.В. от 24 ноября 2022 г. на имя начальника ММО МВД России «Чамзинский» подполковника полиции С.В. назначено проведение служебной проверки в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в отношении майора полиции начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» ФИО1

В ходе служебной проверки ФИО1 дал письменные объяснения по выявленным нарушениям, указанным в рапорте начальника УГИБДД МВД по Республике Мордовия Г.

Согласно заключению служебной проверки от 13 декабря 2022 г. №59/19980 в действиях начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» майора полиции ФИО1 усматриваются нарушения в части осуществлении ненадлежащего руководства отделением на основе единоначалия и персональной ответственности за выполнение возложенных задач, в части ненадлежащего осуществления общего руководства за деятельностью подразделения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами, в части ненадлежащего систематического контроля за выполнением подчиненными их должностных регламентов, в части обязанности знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, знать и исполнять должностной регламент.

По результатам служебной проверки начальнику ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» ФИО1 приказом начальника ММО МВД России «Чамзинский» от 19 декабря 2022 г. №264 л/с объявлено замечание за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований пункта 38.1 Главы III Положения об отделении ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский», утвержденного приказом ММО МВД России «Чамзинский» от 19 ноября 2015 г. №237, в части осуществлении ненадлежащего руководства отделением на основе единоначалия и персональной ответственности за выполнение возложенных задач, пункта 11.1 Главы III должностного регламента, утвержденного начальником ММО МВД России «Чамзинский» подполковником полиции С.В. от 22 апреля 2022 г. №59/6070, в части ненадлежащего осуществления общего руководства за деятельностью подразделения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами, пункта 27 Главы III Должностного регламента, утвержденного начальником ММО МВД России «Чамзинский» подполковником полиции С.В. от 22 апреля 2022 г. №59/6070, в части ненадлежащего систематического контроля за выполнением подчиненными их должностных регламентов, пункта 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3, в части обязанности знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, знать и исполнять должностной регламент.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что, ответчиком не доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка, поскольку из материалов служебной проверки, заключения служебной проверки, приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности не следует, какие конкретно действия истец должен был предпринять и не предпринял, что привело к допущению нарушений. В этой связи, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав незаконным заключение служебной проверки от 13 декабря 2022 г. №59/19980 и отменив приказ от 19 декабря 2022 г. №264 л/с.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ установлено, что сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 38.1 Главы III Положения об отделении ГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» от 19 ноября 2015 г. №237 начальник отделения руководит отделением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач.

В силу пункта 174 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50) должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников, при этом права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, устанавливаются положениями подразделений МВД России, без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).

В соответствии с пунктом 11.1 должностного регламента начальника отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» ФИО1 начальник ОГИБДД осуществляет общее руководство деятельностью подразделения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами.

Из пункта 11.4 должностного регламента следует, начальник ОГИБДД осуществляет организацию приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объёме рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Согласно пункту 11.5 должностного регламента начальник ОГИБДД осуществляет организацию изучения и обобщения практики применения законодательства в области дорожного движения, принятие мер к его единообразному и правильному применению.

В соответствии с пунктом 17 должностного регламента начальник ОГИБДД осуществляет контроль за применением технических средств регулирования дорожного движения на территории обслуживания, их состояние. Принимает меры, направленные на привидение технических средств регулирования дорожного движения в состояние, отвечающее требованиям нормативно-правовых актов.

Пунктом 22 должностного регламента предусмотрено, что начальник ОГИБДД обеспечивает изучение с личным составом поступающих нормативных документов, касающихся вопросов, входящих в компетенцию сотрудников Госавтоинспекции, в системе занятий по служебной подготовке.

Начальник ОГИБДД систематически контролирует выполнение подчиненными их должностных регламентов (пункт 27 должностного регламента).

Согласно разделу IV должностного регламента, начальник ОГИБДД несет персональную ответственность, в частности за: выполнение возлагаемых на подразделение функций, за готовность личного состава к их выполнению, в том числе при осложнении оперативной обстановки, в особых случаях и при чрезвычайных (кризисных) обстоятельствах; ненадлежащий контроль за обоснованностью и законностью, совершенных подчиненными сотрудниками административных процедур при производстве по делам об административных правонарушениях; полноту и обоснованность осуществления действий, предусмотренных административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также должностного регламента.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения служебной проверки при выезде 15 ноября 2022 г. сотрудников УГИБДД МВД по Республике Мордовия в ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» установлено:

- два административных материала в отношении А (по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ) и Т.Д. (по части 3 статьи 28.6 КоАП РФ), находились в ОГИБДД на доработке, хотя согласно сведениям ФИС ГИБДД-М они значатся переданными на рассмотрение в суд 9 августа 2022 г. и 11 июля 2022 г. соответственно;

- по двум административным материалам, направленным для рассмотрения в суды, запросы по принятию судебных решений по истечении 3 месяцев подготовлены лишь во время проверки, то есть 15 ноября 2022 г. (№13АЮ003911 и №13АП223892);

- установлены три факта несвоевременного направления административных материалов для рассмотрения в суд: в отношении К. по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ протокол составлен 16 октября 2022 г., сопроводительное письмо подготовлено 24 октября 2022 г., фактически направлено мировому судье 11 ноября 2022 г.; в отношении Т по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ протокол составлен 08 октября 2022 г., сопроводительное письмо подготовлено 27 октября 2022 г., фактически направлено мировому судье 15 ноября 2022 г.; в отношении С.С по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ протокол составлен 26 октября 2022 г., сопроводительное письмо подготовлено 07 ноября 2022 г., фактически направлено мировому судье 15 ноября 2022 г.;

- выявлены три факта внесения сведений в ФИС ГИБДД-М с нарушением 3-х дневного срока: протокол 13ОВ046966 в отношении С по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ, протокол 13ОВ046971 в отношении К.А. по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ, протокол 13ОВ046975 в отношении И. по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ;

- при проверке алкотектора PRO-100 tach №850395 на наличие сведений в ФИС ГИБДД-М об оформлении административного материала в отношении лиц, управлявших транспортными средствами с признаками алкогольного опьянения, установлен факт 07 июня 2022 г. отсутствия данных о свидетельствуемого лица и лица проводившего освидетельствование;

- в график тематических инструктажей проводимых с сотрудниками ДПС ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» внесены темы для изучения не действующих нормативно-правовых актов (постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», приказ МВД России от 2 марта 2009г. №186дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ»). С личным составом изучаются ошибки по установке и настройке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

- сотрудниками не осуществляется просмотр видеоинформации, полученной в ходе приема теоритических экзаменов на право управления транспортными средствами;

- при просмотре записей с видеорегистратора за 14 октября 2022 г. с учебного автомобиля марки «ЗИЛ», предусмотренного для сдачи экзаменов на категорию «С» установлено, что по имеющейся записи невозможно оценить качество приема практической части экзаменов у кандидатов в водители (звук прерывается, невозможно идентифицировать кандидата в водители, не видно находится ли экзаменатор в автомобиле, не соответствуют дата и время);

- сотрудниками ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» не проводится работа по организации мероприятий, обеспечивающих прием и рассмотрение поступающих в продуктивную среду Платформы государственных сервисов заявлений о возврате излишне уплаченной государственной пошлины заявителем посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Указанные выявленные нарушения в деятельности ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами и материалами служебной проверки.

Доводы ФИО1 о том, что все нарушения были допущены в периоды его нахождения в очередных отпусках, противоречат материалам дела и содержаниям приказов о предоставлении истцу дней отпусков.

Так, М исполнял обязанности начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» в период с 12 по 28 октября 2022 г.

Между тем, административный материал в отношении С.С должен был направлен в суд 29 октября 2022 г., то есть по выходу ФИО1 из отпуска (29 октября 2022 г.), однако, он направлен в суд только 07 ноября 2022 г. Административный материал в отношении Т составлен 08 октября 2022 г. и должен был направлен в суд 11 октября 2022 г., то есть до ухода истца в очередной отпуск, однако, направлен в суд только 27 октября 2022 г.

Кроме того, само по себе нахождение истца в отпуске не снимает с него обязанности по организации работы вверенного ему подразделения должным образом.

При этом утверждение в графике инструктажа тем по изучению прекративших действий нормативно-правовых актов, не просмотр видеозаписей теоритических экзаменов, не организация мероприятий, обеспечивающих прием и рассмотрение поступающих в продуктивную среду Платформы государственных сервисов заявлений о возврате излишне уплаченной государственной пошлины заявителем посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», не надлежащая организация видеозаписей практических части экзаменов у кандидатов в водители не зависят от периодов нахождения начальника ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» ФИО1 в очередных отпусках.

Доводы истца о том, что выявленные недоставки являются несущественными и не повлекли каких-либо негативных последствий выводы служебной проверки относительно выявленных недостатков в организации деятельности ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» не опровергают.

Ссылки истца на то, что ряд выявленных недостатков был устранен в ходе проверки, сами по себе наличие недостатков в его служебной деятельности также не опровергают.

Утверждения ФИО1 о том, что недостатки ведения базы данных ФИС ГИБДД-М связаны с техническими сбоями, достоверными доказательствами не подтверждаются. Показания сотрудников ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский», находящихся в подчинении ФИО1, в качестве бесспорных доказательств не могут быть приняты во внимание.

К тому же вменяемые истцу недостатки служебной деятельности связаны не только с организацией должным образом работы по внесению данных в ФИС ГИБДД-М.

Утверждения истца о том, что он уделял должное внимание контролю за соблюдением законности, организации работы сотрудников вверенного ему подразделения, отклоняются как несостоятельные. В ходе служебной проверки выявлены недостатки в организации ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский», которые подтверждаются объективными письменными доказательствами.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины истца в выявленных недостатках в работе ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский», а также о том, что истцом выполнялись все возложенные на него функции и задачи в полном объеме.

Судебная коллегия полагает, что приведенные в заключении служебной проверки недостатки служебной деятельности ОГИБДД ММО МВД России «Чамзинский» явились результатом невыполнения основных функций и должного контроля со стороны начальника данного отделения ФИО1

Выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют доказательства совершения истцом дисциплинарного проступка, поскольку не указано какие конкретно действия истец должен был предпринять и не предпринял, судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку в заключении служебной проверки и оспариваемом приказе приведены правовым нормы и положения должностной инструкции, которые нарушены ФИО1, в заключении служебной проверки подробно изложены выявленные недостатки его служебной деятельности.

Исходя из характера службы истца, принимая во внимание, что сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение требований законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в действиях истца имеется дисциплинарный проступок, выразившейся в неисполнении локальных нормативных актов и положений его должностной инструкции.

Установленные в ходе служебной проверки факты в их совокупности свидетельствуют о наличии у ответчика оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания с учетом степени допущенных нарушений, характера и тяжести проступка, вина истца в совершении которого установлена.

Анализируя материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком была соблюдена.

В этой связи, по мнению судебной коллегии, не имеется оснований для признания оспариваемых заключения служебной проверки и приказа о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности незаконным.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным заключения служебной проверки и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» о признании незаконным заключения служебной проверки от 13 декабря 2022 г. №59/19980 и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 19 декабря 2022 г. №264 л/с оставить без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Пужаев

Судьи Е.Я. Дубровина

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 октября 2023 г.

Судья Г.Ф. Смелкова