УИД 66RS0003-01-2021-000614-20
Дело № 33-8941/2021
(№ 2-1670/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 23 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Мурашовой Ж.А., Кокшарова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 ( / / )13 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, Министерству социальной политики Свердловской области об оспаривании незаконного бездействия,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 10.03.2021,
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 ФИО2, судебная коллегия
установила:
Истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 об оспаривании незаконного бездействия, в котором просила:
1) признать незаконным бездействие Управления социальной политики №24, выразившееся в неисполнении обязанности по рассмотрению в установленный срок заявления от 21.07.2020 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, поданного с использованием Единого портала государственных услуг.
2) обязать Управление социальной политики №24 устранить допущенные нарушения закона путем рассмотрения заявления с учетом даты его подачи 21.07.2020.
3) взыскать с Управления социальной политики №24 понесенные расходы на оплату юридических услуг в сумме 23 800 руб.
Требования мотивирует тем, что является матерью двоих детей, <дата> года рождения и <дата> года рождения. В июле 2020 года посредством Единого портала государственных услуг (далее по тексту - ЕПГУ) истцом было направлено заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, на младшего сына. Согласно сведениям ЕПГУ заявление было зарегистрировано за номером 849956472 и было получено 21.07.2020 в 15.20 часов Управлением социальной политики №24. Однако решения по заявлению до настоящего времени не принято и до настоящего времени истец не получает полагающихся с января 2020 года выплат на ребенка. При устном обращении к специалистам Управления, никто не мог пояснить, почему заявление до настоящего времени не рассмотрено. Считает, что со стороны Управления социальной политики №24 имеет место бездействие, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок решения по заявлению, в связи с чем нарушены конституционные права и законные интересы, в том числе право на социальную помощь, гарантированную федеральным законодательством и законодательством Свердловской области, в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд, понесла дополнительные расходы на юридическую помощь.
В порядке подготовки по делу в качестве административного соответчика судом привлечено Министерство социальной политики Свердловской области.
В соответствии со ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.03.2021 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом признано незаконным бездействие Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, выразившееся в неисполнении обязанности по рассмотрению в установленный срок заявления ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, поданного с использованием Единого портала государственных услуг, зарегистрированное за номером 849956472 и полученное 21.07.2020 в 15.20 часов Управлением социальной политики №24. На Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, поданного с использованием Единого портала государственных услуг, зарегистрированное за номером 849956472 и полученное 21.07.2020 в 15.20 часов Управлением социальной политики №24. В остальной части требования ФИО1 о возмещении судебных расходов на оплату юридических услуг в сумме 23 800 руб. – оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 указал, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указав, что истцу направлено в личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг 08.07.2020 отказ в приеме заявления на основании пп. 4 п. 8 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возврате с трех до семи лет включительно, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 № 1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка» (в редакции действующей на 08.07.2020) в связи с тем, что в заявлении указаны неполные сведения (отсутствует информация о супруге, либо о размере алиментов). Считает, что данные действия ответчика произведены в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. 21.07.2020 заявление от ФИО1 не направлялось и в Управление не поступало, указание на дату - 21.07.2020 является технической ошибкой, результатом сбоя в работе ЕПГУ. Поскольку истец обратилась в Управление через ЕПГУ 07.07.2020 и ответ ей получен не был, то обратиться повторно у нее не было технической возможности. Считает, факт подачи истцом заявления 21.07.2020 недоказанным. Также решение суда является неисполнимым, поскольку в Управлении и личном кабинете ЕПГУ отсутствует заявление истца от 21.07.2020.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Поддержала доводы представленных письменных возражений, указав, что ответчиком был нарушен установленный порядок и срок рассмотрения ее заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возврате с трех до семи лет включительно. По информации из личного кабинета заявление зарегистрировано на портале ЕПГУ 07.07.2020 за № 849956472, повторная регистрация – 21.07.2020, и только 05.03.2020 пришел отказ в предоставлении государственной услуги.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 ФИО2 в заседании суда апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты и примерный перечень документов, необходимых для ее назначения определены в Постановлении Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - Основные требования).
В соответствии с Основными требованиями (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления) ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п.4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (п. 6).
Согласно п. 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган): а) лично; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал) или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, истец ФИО1 является матерью двоих детей: ( / / )1, <дата> года рождения, и ( / / )2, <дата> года рождения, что подтверждается представленными свидетельствами; зарегистрированы по адресу: <адрес>. Фактически проживают по адресу: <адрес>.
В целях реализации права на дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей, ФИО1 07.07.2020 через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Ответчик не оспаривал факт получения данного заявления 07.07.2020, указывая на то, что 08.07.2020 Управлением отказано в приёме данного заявления на основании пп.4 п.8 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте с трех до семи лет, включительно, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 № 1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка» (в редакции, действующей на 08.07.2020) в связи с тем, что в заявлении указаны неполные сведения (отсутствует информация о супруге, либо о размере алиментов) (л.д. 52). Неполучение данного ответа истцом объясняет установлением технических ошибок на ЕПГУ, связанных с непоступлением в личный кабинет граждан на едином портале финальных статусов о результатах рассмотрения электронных заявлений.
В опровержение доводов ответчика о направлении ответа на заявление, истцом в ходе рассмотрения дела представлены скрин-шоты страниц в сети «Интернет» ее личного кабинета на сайте Госуслуг, из которых следует, что заявление было зарегистрировано на ЕПГУ за номером 849956472 07.07.2020 и 21.07.2020, отметка о получении Управлением также 07.07.2020 и 21.07.2020, сведения о рассмотрении отсутствуют (л.д. 71 «в»).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 № 1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка» (в редакции, действующей на 08.07.2020), Административным регламентом предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно», утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 26.05.2020 г. № 330, исходил из отсутствия доказательств рассмотрения заявления ФИО1 от 21.07.2020, зарегистрированного за номером 849956472, и отсутствия оснований для освобождения ответчика от обязанности рассмотрения данного заявления.
Проанализировав Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП «О Министерстве социальной политики Свердловской области», суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерство социальной политики Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в правоотношения с гражданами по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет не вступает, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении указанной выплаты не принимает.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Из приобщенного истцом в суде апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации скриншота страницы личного кабинета на сайте Госуслуг, следует, что заявление ФИО1 за номером 849956472 было зарегистрировано на ЕПГУ дважды 07.07.2020 и 21.07.2020, отражены сведения о получении Управлением данного заявления также дважды 07.07.2020 в 14:57 часов и 21.07.2020 в 15:20 часов. 05.03.2021 в 10:34 часов внесены сведения об отказе в предоставлении услуги.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что действия по рассмотрению заявления истца произведены в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством, указав, что Управление обязано надлежащим образом оказать услугу по полученному заявлению, что включает в себя, в том числе, и надлежащее уведомление заявителя о результатах рассмотрения либо не рассмотрения полученного заявления.
При этом, технические сбои в работе ЕПГУ, не могут свидетельствовать об освобождении уполномоченного органа от такой обязанности, учитывая то обстоятельство, что фактически истцу 05.03.2021 отказано в предоставлении государственной услуги, что законом не предусмотрено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что заявление ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, зарегистрированное за номером 849956472, подлежит рассмотрению Управлением по нормам законодательства, действующего на момент его регистрации 07.07.2020-21.07.2020. Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда первой инстанции опровергается представленными доказательствами.
Отказывая во взыскании судебных расходов, суд первой инстанции принял во внимание положения ч. 1 ст. 98, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в п. 3, п. 10 Постановления Пленума от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", проанализировал условия представленного договора от 22.01.2021, заключенного между ФИО1 и ООО «...», и пришел к правильному выводу о недоказанности взаимосвязи понесенных истцом судебных расходов с рассматриваемым спором. В этой части решение суда первой инстанции истцом в установленном законом порядке не обжалуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий Т.С. Иванова
Судьи Ж.А. Мурашова
Е.В. Кокшаров