ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1673/2022 от 06.04.2023 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2-1673/2022 Председательствующий - судья Евлоев Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-280/2023

гор. Магас 6 апреля 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – Кориговой М.М.,

судей – Арчакова А.М. и Плиевой И.М.,

при секретаре Анташкиевой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и Евлоева Ильяса Муслимовича к Конституционному Суду Республики Ингушетия в лице Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия и Министерству финансов Республики Ингушетия о взыскании выходного пособия при увольнении в связи с уходом в отставку.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Ингушетия Кориговой М.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и Евлоев Ильяс Муслимович обратились в суд с исковым заявлением к Конституционному Суду Республики Ингушетия в лице председателя Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия о взыскании выходного пособия при увольнении в связи с уходом в отставку. Ссылаются на то, что с 1 января 2010 года ФИО1 замещал должность председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия, а Евлоев И.М. – должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия. С 1 марта 2022 года ФИО1 и Евлоев И.М. вышли в отставку, однако выходное пособие им не было выплачено. Просили взыскать с ответчика выходное пособие в связи с выходом в отставку: в пользу ФИО1 - 2056305 рублей, в пользу Евлоева И.М. - 2248474 рубля.

Определением Назрановского районного суда от 7 апреля 2022 года Правительство Республики Ингушетия привлечено в качестве ответчика.

В судебном заседании истцы ФИО1 и Евлоев И.М. поддержали заявленные требования.

Представители Правительства Республики Ингушетия и Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьего лица - Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО4 и ФИО5 исковые требования также не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Решением Назрановского районного суда от 5 декабря 2022 года иски ФИО1 и Евлоева И.М. удовлетворены.

С ответчика в пользу ФИО1 и Евлоева И.М. взыскано выходное пособие в связи с уходом в отставку соответственно в размере 2056305 рублей и 2248474 рубля.

В апелляционных жалобах представитель Правительства Республики Ингушетия ФИО2 и представитель Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО4 просят отменить вынесенное решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

В возражениях на апелляционные жалобы истцы ФИО1 и Евлоев И.М., полагая решение суда законным и обоснованным, просят в удовлетворении обеих жалоб отказать.

Определением от 14 марта 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с принятием судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; привлекла Ликвидационную комиссию по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия к участию в деле в качестве ответчика, исключив из числа ответчиков ее председателя ФИО6

В уточненных требованиях истцы просят изменить статус Министерств финансов Республики Ингушетия с третьего лица на ответчика, взыскать с Конституционного Суда Республики Ингушетия в лице ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия, а при недостаточности средств учреждения - с казны Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия в пользу ФИО1 и Евлоева И.М выходное пособие в соответствующих размерах.

В возражениях на уточненные требования представитель Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО7 просит отказать в удовлетворении иска.

Определением от 23 марта 2023 года судебная коллегия привлекла Министерство финансов Республики Ингушетия в качестве ответчика, исключив его из числа третьих лиц.

Изучив материалы дела, выслушав истцов ФИО1 и Евлоева И.М., поддержавших исковые требования, представителей Правительства Республики Ингушетия, Министерства финансов Республики Ингушетия, Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия, просивших отказать в их удовлетворении, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 с 1 января 2010 года замещал должность председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия на основании постановления Народного Собрания Республики Ингушетия от 26 декабря 2009 года № 288.

Евлоев Ильяс Муслимович с 1 января 2010 года замещал должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия на основании постановления Народного Собрания Республики Ингушетия от 26 декабря 2009 года № 290.

В связи с истечением срока полномочий судей Конституционного Суда Республики Ингушетия 26 декабря 2019 года Конституционным Судом Республики Ингушетия приняты решения № 12 и № 14, в соответствии с которыми датой истечения срока полномочий председателя суда ФИО1 и судьи Евлоева И.М. определена 31 декабря 2019 года и установлено, что на основании пункта 4 части 1 статьи 14 и статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» полномочия судей прекращаются в связи с уходом в отставку после 31 декабря 2019 года с даты назначения новых судей. При этом предусмотрено продолжение исполнения полномочий судей Конституционного Суда до назначения новых судей.

Решением Конституционного Суда Республики Ингушетия от 10 декабря 2020 года в это решение внесены изменения, предусматривающие прекращение полномочий судей в отставку по истечении срока полномочий с даты упразднения Конституционного Суда Республики Ингушетия в установленном порядке и продолжение исполнения обязанностей до этой даты.

Приказом Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия от 15 декабря 2021 года №16-к председатель суда ФИО1 и судья Евлоев И.М. исключаются из штата Конституционного Суда Республики Ингушетия с 1 марта 2022 года в связи с уходом в почетную отставку.

Часть 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает, что ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Часть 3.1 той же статьи предусматривает, что ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия в части, превышающий трехкратный средний размер месячный заработок, умножается на коэффициент 1.15.

Согласно расчетам и справам от 7 февраля 2022 года о размере начисленного, но не выплаченного выходного пособия размер выходного пособия ФИО1 составляет 2056305 рублей, размер выходного пособия Евлоева И.М. составляет 2248474 рубля.

В соответствии с требованиями статьи 140 Трудового кодекса РФ выплата всех причитающихся работнику сумм должна производиться работодателем в день увольнения.

Увольнение истцов с должности судей Конституционного Суда Республики Ингушетия состоялось 28 февраля 2022 года. С 1 марта истцы находятся в отставке, однако выходное пособие им не выплачено.

Согласно письму Министерства финансов Республики Ингушетия, направленному в Конституционный Суд Республики Ингушетия, выходное пособие выплачивается лишь федеральным судьям, а Конституционные законы Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» и «Об упразднении Конституционного Суда Республики Ингушетия» не содержат норм, предусматривающих выплату выходного пособия судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия, соответственно, не приняты подзаконные акты на республиканском уровне.

Указанные доводы, по мнению судебной коллегии, не основаны на действующем законодательстве.

Согласно статье 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Статья 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что конституционные (уставные) суды субъектов входят в судебную систему России.

Таким образом, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает общие требования и гарантии для всех судей в Российской Федерации, включая судей конституционных (уставных) судов.

В соответствии со статьей 13 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением. обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Республики Ингушетия предусмотрены иные нормы, превышающие уровень их правовой защиты материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Статья 2 Конституционного закона Республики Ингушетия от 25 ноября 2021 года №2-РКЗ «Об упразднении Конституционного Суда Республики Ингушетия» также устанавливает, что судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия, действовавшим на день вступления силу настоящего Конституционного закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с настоящим Конституционным законом, а также судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных для судей Конституционного Суда Республики Ингушетия в отставке.

Таким образом, указанные республиканские законы прямо предписывают обеспечение судей Конституционного Суда Республики Ингушетия, в том числе при уходе в отставку на уровне не ниже, чем это предусмотрено федеральным законом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты прав должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного разумного оправдания (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 26 мая 2015 года №11-П, от 18 апреля 2017 года №120-П).

Доводы ответчиков об отсутствии подзаконных актов, регулирующих порядок выплаты выходных пособий, суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства. Отсутствие подзаконного акта не может служить препятствием для исполнения публично-правовым образованием обязательств, возложенных на него законом.

При этом компенсация в связи с упразднением суда судьям выплачена. Министерство финансов Республики Ингушетия избирательно реализовало одну гарантию, установленную законом, несмотря на отсутствие подзаконных актов, но не принимает мер по реализации другой безусловной гарантии, прямо предусмотренной законом.

Кроме того, согласно своду начислений и удержаний за период с января по февраль 2022 года все расходы на содержание Конституционного Суда Республики Ингушетия, включая компенсацию и выходное пособие на 2022 год, составляли 14 068250 рублей. Республиканский бюджет на 2022 год предусматривал расходы на содержание суда в размере 18125500 рублей, то есть даже с учетом выплаты выходного пособия бюджет суда был сформирован с профицитом 4млн. рублей.

Выплата выходного пособия могла быть реализована за счет существующих бюджетных ассигнований и не потребовала бы изыскания дополнительных средств и внесения изменений в бюджет.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показал, что он работал начальником финансово-экономического отдела Конституционного Суда Республики Ингушетия. Расчеты выходного пособия составлял после консультаций с Управлением Судебного департамента по Республике Ингушетия по аналогии с расчетами, которые составлялись Судебным департаментом в отношении судей общей юрисдикции. Расчеты были подготовлены на основании Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и неоднократно, начиная с 2018 года, направлялись в Министерство финансов и Парламент Республики Ингушетия. Те выплаты, которые были при ликвидации Конституционного Суда Республики Ингушетия, это не выходное пособие, а компенсация при ликвидации. Они были выплачены по заявке на сумму 4930000 рублей, которая включает в себя компенсацию при увольнении судей и четырехмесячную компенсацию для работников аппарата. В Министерство финансов Республики Ингушетия направлялись расчеты выходного пособия и компенсации при ликвидации суда. Сначала в Министерстве финансов были согласны с этим, но потом заявили, то выходное пособие не полагается, и направили в Конституционный Суд соответствуюшее письмо. На уровне республиканского бюджета имеется программа «АЦК», куда они выставляют заявки в электронном виде и отправляют в Минфин Республики Ингушетия, который эти заявки согласовывает и выгружает в казначейскую программу. Заявку в АКЦ на выплату компенсации выставлял он сам. Для выплаты выходного пособия такая заявка не направлялась. Они выходное пособие начислили, но не выставляли, так как Минфин отказывался производить оплату, а председатель Ликвидационной комиссии не подписывал заявку. Если сравнить выплаченную сумму с окладами, видно, что это компенсация в размере двенадцати должностных окладов, а не выходное пособие, которое рассчитывается из месячной заработной платы за каждый год работы судьей и там выходит совершенно другая сумма.

Эти показания объективно подтверждается данными, содержащимися в материалах дела.

В соответствии со статьями 2, 15 и 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» статьей 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации», статьями 13 и 19 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» судьям при выходе в отставку должно быть выплачено единовременное выходное пособие. Размер единовременного пособия определяется исходя из стажа судейской работы.

Статьей 2 Конституционного закона Республики Ингушетия «Об упразднении Конституционного Суда Республики Ингушетия» установлено, что судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия гарантий, предусмотренных для судей Конституционного Суда Республики Ингушетия отставке.

Частью 2 статьи 3 этого закона предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Конституционного закона, осуществить за счет средств регионального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание Конституционного Суда Республики Ингушетия.

Доводы представителей Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия о том, что выплаченная сумма является именно выходным пособием, суд оценивает как ошибочные, опровергаемые материалами дела, в частности, платежным поручением №828211 от 28 февраля 2022 года, из которого следует, что деньги в сумме 4930103.20 рубля выплачены как компенсационная выплата при ликвидации.

Также выплаченная сумма соответствует сумме компенсации при ликвидации, указанной в иных документах (письмах Конституционного Суда в Министерство финансов Республики Ингушетия и Ликвидационную комиссию от 9 декабря 2021 года, заявке на кассовый расход №80 от 28 февраля 2022 года, своде начислений и удержаний за январь-февраль 2022 года, расчетных листках за февраль 2022 года).

Данные доводы опровергаются также расчетной ведомостью за февраль 2022 года, согласно которой в счет компенсации при ликвидации выставлена сумма в размере 49300103,20 рубля.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 и Евлоева Ильяса Муслимовича о взыскании с Конституционного Суда Республики Ингушетия в лице Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия выходного пособия при увольнении в связи с уходом в отставку.

Относительно требований истцов о необходимости взыскания выходного пособия с Министерства финансов Республики Ингушетия в порядке субсидиарной ответственности судебная коллегия полагает отметить следующее.

В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пункту 7 статьи 63 Гражданского кодекса РФ в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которые в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Таким образом, одним из обязательных условий привлечения собственника имущества казенного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам казенного учреждения казенного учреждения является недостаточность имущества казенного учреждения.

Доказательством данного факта в отношении ликвидируемого казенного учреждения является промежуточный ликвидационный баланс, который в соответствии с положениями пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами, утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также по результатам их рассмотрения.

По настоящему делу установлено, что промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией по упразднению Конституционного Суда Республики не составлен и его учредителем не утвержден, ликвидация учреждения не завершена, что не оспаривается обеими сторонами судебного разбирательства.

Отсутствие промежуточного ликвидационного баланса не позволяет сделать вывод о недостаточности у ликвидируемого Конституционного Суда Республики Ингушетия имущества для удовлетворения требований истцов и наличии оснований для привлечения собственника имущества казенного учреждения к субсидиарной ответственности по его долгам.

Руководствуясь ч. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Назрановского районного суда от 5 декабря 2022 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 и Евлоева И.М. о взыскании с Конституционного Суда Республики Ингушетия в лице Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия выходного пособия в связи с уходом в отставку отменить.

Удовлетворить исковые требования ФИО1 и Евлоева И.М. частично.

Взыскать с Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия за счет денежных средств Конституционного Суда Республики Ингушетия в пользу ФИО1 выходное пособие в связи с уходом в отставку с должности председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия в размере 2056305 (два миллиона пятьдесят шесть тысяч триста пять) рублей.

Взыскать с Ликвидационной комиссии по упразднению Конституционного Суда Республики Ингушетия за счет денежных средств Конституционного Суда Республики Ингушетия в пользу Евлоева Ильяса Муслимовича выходное пособие в связи с уходом в отставку с должности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия в размере 2248474 (два миллиона двести сорок восемь тысяч четыреста семьдесят четыре) рубля.

Обеспечительные меры, принятые определением Назрановского районного суда от 28 марта 2022 года в виде запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия осуществлять регистрационные действия, направленные на внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации Конституционного Суда Республики Ингушетия, отменить.

В остальной части исковых требований отказать.

Мотивированное определение изготовлено 13 апреля 2023 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья Коригова М.М.