Судья Фролова С.Л. № 33-2613/2021
№ 2-1678/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Гузенковой Н.В.,
судей Алексеевой О.Б., Дороховой В.В.,
при помощнике судьи Кондрашовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишова Алексея Валентиновича, Кузьмина Владислава Андреевича к Администрации г. Смоленска об установлении функционального назначения здания, по апелляционной жалобе Никишова Алексея Валентиновича, Кузьмина Владислава Андреевича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., пояснения представителя истца Никишова А.В. – Лебедевой А.А., судебная коллегия
установила:
Никишов А.В., Кузьмин В.А. обратились с иском в суд к Администрации г. Смоленска об установлении функционального назначения здания, расположенного по адресу: ..., общей площадью 807,3 кв.м, с кадастровым номером №, указав в обоснование требований, что являются собственниками указанного здания склада, которое на основании решения суда в 2014 году сохранено в реконструированном состоянии, а именно, узаконены пристроенные к нему помещения, используемые по настоящее время в качестве рыбоперерабатывающего цеха, т.е. соответствующие по назначению производственно – складскому зданию, однако заявление о внесении изменений в функциональное назначение здания оставлены ответчиком без удовлетворения (л.д. 4-7).
В судебное заседание суда первой инстанции истцы Кузьмин В.А. и Никишов А.В. не явились, представитель последнего Берлезова Ю.В., поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация г. Смоленска, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте разбирательства по делу, явку в суд своего представителя не обеспечила, о причинах неявки не сообщила.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в поступившем отзыве на исковое заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что разрешение заявленных требований, оставляет на усмотрение суда (л.д. 88-92).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований Никишова А.В., Кузьмина В.А. к Администрации г. Смоленска об установлении функционального назначения здания, отказано (л.д. 125-127).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцы Никишов А.В., Кузьмин В.А. обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просят обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку считают, что суд не установил юридически значимые обстоятельства по делу, а именно, что реконструкция, произведенная в 2014 году, привела к фактическому изменению функционального назначения спорного здания (л.д. 130-134).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Никишова А.В. – Лебедева А.А., указала на наличие законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец Кузьмин В.А., ответчик Администрация г. Смоленска, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте разбирательства по делу, в суд явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия, с учетом мнения представителя истца Никишова А.В. – Лебедевой А.А., руководствуясь частью 3 статьи 167, статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца Никишова А.В. – Лебедевой А.А., исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим убеждениям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а такое иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу части 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 данного Закона вносятся в уведомительном порядке.
Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования (пункт 11 часть 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом № 218-ФЗ.
Часть 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН.
При этом сведения об изменении наименования объекта недвижимости к таким сведениям не отнесены.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 16 определены вопросы местного значения городского округа и полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. При этом вопрос о переименовании объектов недвижимости для внесения в кадастр недвижимости данной статьей не предусмотрен.
Судом первой инстанции установлено и следует из письменных материалов дела, что Никишову А.В. и Кузьмину В.А. на праве собственности принадлежит здание склада, общей площадью 807,3 кв.м, с кадастровым номером № расположенное по адресу: ..., 7-й км.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем истцам на праве собственности, который имеет следующие характеристики: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под склад.
19.03.2020 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, поступило заявление Кузьмина В.А. № MFC – 0235/2020-49827-1 и Никишова А.В. № MFC – 0235/2020-49827-2 о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении объекта недвижимости с кадастровым №, касающихся функционального назначения здания вместо «Склад» - «Производственно-складское здание».
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлены причины, препятствующие в осуществлении действий, в связи с чем, в адрес заявителей направлены уведомления от 08.04.2020 об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (л.д. 93-96).
Из указанных уведомлений усматривается, что изменение функционального назначения здания влечет за собой и изменение требований, предъявляемых к нему. Изменение функционального назначения здания должно удостоверяться разработанной проектной документацией. В связи с чем, требуется разработка проектной документации и получение разрешения на реконструкцию и разрешение на ввод в эксплуатацию.
12.10.2020 из ответа Администрации г. Смоленска следует, что изменение статуса здания склада на производственно-складское здание, расположенное по адресу: ..., к компетенции Администрации г. Смоленска данный вид деятельности не относится (л.д. 10-11).
Также из ответа усматривается, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденным решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28,02.2007 № 490 (в редакции Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193), земельный участок с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне П5 – зона размещения производственных объектов V класса санитарной классификации, с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительным регламентом данной зоны предусмотрено размещение производственно-складских зданий.
Изменение функционального назначения объекта капитального строительства может осуществляться путем реконструкции объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в орган местного самоуправления – Администрацию г. Смоленска.
Перечень документов, необходимый для получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, указан в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию», утвержденном Постановлением Администрации г. Смоленска от 10.02.2017 № 446-адм, размещенном на сайте Администрации г. Смоленска, а именно:
1. Градостроительный план земельного участка;
2. Результаты инженерных изысканий и следующие материалы:
- пояснительная записка;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, согласованная главным архитектором г. Смоленска;
- разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также фасады, согласованные главным архитектором г. Смоленска;
- проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для реконструкции объекта).
3. Положительное заключение экспертизы, в случае если проектная документация не попадает под действие части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции, если застройщику предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства на реконструкцию.
Изменение функционального назначения здания влечет за собой и изменение требований, предъявляемых к нему, и должно удостоверяться разработанной проектной документацией, получением разрешения на реконструкцию, разрешением на ввод в эксплуатацию.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно части 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения здания, сооружений и отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений. Положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации. От функционального назначения здания зависит его класс пожарной опасности, соответственно противопожарные требования.
В нарушение положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истцами не представлен ни один из вышеперечисленных документов, подтверждающий возможность установления функционального назначения здания вместо «Склад» - «Производственно-складское здание», что и послужило основанием к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений наименования здания.
Проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования об установлении функционального назначения здания.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего дела.
Ссылку истцов в апелляционной жалобе на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.08.2014, которым здание склада, общей площадью 807,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., сохранено в реконструированном состоянии, судебная коллегия находит несостоятельной, в силу следующего.
Из выполненного в 2014 году в рамках рассмотрения названного дела технического заключения ООО «Аршин» «О соответствии здания склада по адресу: ... действующим нормам и правилам» усматривается, что обследуемое помещение относится к комплексной постройке производственно-складской базы и расположено, согласно правил землепользования и застройки г. Смоленска в зоне размещения производственных объектов V класса санитарной классификации – П5.
Здание окончено строительством, в здании ведется хозяйственная деятельность – производственно-складские операции. На момент обследования здание склада имело 25 помещений на 1-м этаже и 21 помещение на 2-м этаже (л.д. 16-49).
Таким образом, предметом исследования суда первой инстанции по названному делу являлась реконструкция именно здания склада, общей площадью 807,3 кв.м, расположенного по адресу: ..., вопрос об изменении его назначения после реконструкции на производственно-складское не ставился и судом не разрешался (л.д. 12-15).
Между тем, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий складов и производственно-складским зданиям, содержащиеся в «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288) (далее – Свод правил) различны.
Так, пунктом 6.3 установлены требования к складским зданиям, из которого усматривается, что положения настоящего раздела распространяются на складские здания и помещения, предназначенные для хранения веществ, материалов, продукции и сырья, в том числе размещенных в зданиях другой функциональной пожарной опасности, и не требующих строительных мероприятий для сохранения заданных параметров внутренней среды, а также оказания складских услуг.
В то же время, к производственным зданиям и помещениям предъявляются совершенно иные требования (пункт 6.2).
Это замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.
Анализ положений вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет судить о том, что требования, в том числе, пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям, напрямую зависят от их функционального назначения, в том числе связанного с характером и степенью нахождения людей на данных объектах, их потенциальным количеством, видами осуществляемой деятельности на объекте.
Из технического заключения ООО «Аршин» 2021 года «По установлению наименования функционального назначения здания, расположенного по адресу: ... на которое ссылается истцы, усматривается, что на основании материалов обследования 2014 года, фактическим функциональным назначением здание склада является производственно-складское. При визуальном исследовании установлено, что в здании, реконструируемом в 2014 году, располагается рыбоперерабатывающий цех, то есть производится трудовая деятельность людей в целях переработки рыбной продукции, а также производится ее складирование с целью хранения (л.д. 111-120).
Однако, учитывая, что спорное здание было построено как склад, впоследствии приведенным выше решением суда от 14.08.2014 узаконена реконструкция именно склада, то оснований полагать, что из-за использования последнего в качестве рыбоперерабатывающего цеха, изменилось его назначение, не имеется.
Более того, в соответствии с письмом Росреестра от 31.12.2020 №13-00543/20 «О возможности изменения в сведениях Единого государственного реестра недвижимости наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса», «Наименование» - это слово или словосочетание, используемое для идентификации какого-либо существа, предмета или класса (пункт 3.1.10. ГОСТ № 7.0-99. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», введен в действие Постановлением Госстандарта России от 7 октября 1999 г. N 334-ст). По мнению Управления, наименованием объекта недвижимости может являться только его уникальное имя собственное.
На основании части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в ЕГРН вносятся, в том числе сведения о такой дополнительной характеристике объекта недвижимости, как наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
Сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении и площади, в том числе и о наименовании здания указываются в техническом плане на основании документов, предусмотренных частями 8, 11, 11.1 статьи 24, частями 1, 4, 5, статьи 71 Закона № 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953.
Таким образом, в отношении производственно-складского здания должны соблюдаться требования пожарной безопасности, соответствующие целевому назначению, указанному в технических и правоустанавливающих документах, то есть как для производственно-складского здания, однако таких документов ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции истцами не представлено. Иное означало бы, что собственниками здания допущено нарушение технических регламентов и противопожарных требований.
Доводы апеллянтов жалобы о том, что фактически на складе соблюдаются требования, установленные для производственно-складского здания, не могут служить основанием для признания законной эксплуатации его помещений в качестве производственно-складских помещений. Самостоятельное изменение целевого назначения объекта, не подтвержденное разрешительными и правоустанавливающими документами, законодательством не допускается. Произвольное изменение назначения здания без учета соблюдения требований к безопасному его использованию создает угрозу причинения вреда.
Кроме того, деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа является муниципальной услугой (функцией), предоставляемой в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административными регламентами. Перечни предоставляемых муниципальных услуг определяются (функций) определяются постановлениями мэрии города.
Перечень таких муниципальных услуг утвержден постановлением Администрации г. Смоленска от 31.07.2019 № 2092-адм (ред. от 24.09.2019) «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) на территории города Смоленска».
Действительно, действующим законодательством не определен порядок изменения наименований зданий, необходимый перечень документов, необходимый для такого решения, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями для принятия решений либо разработке указанного порядка.
В этой связи, в соответствии с действующим градостроительным законодательством изменение назначения здания возможно только в результате произведенной реконструкции.
Однако, ни Никишов А.В., ни Кузьменков В.А., с заявлением о получении разрешения на реконструкцию принадлежащего им здания склада в связи с изменением его назначения на производственно-складское с приложением соответствующей документации в компетентные органы не обращались.
Других доводов, свидетельствующих о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Никишова Алексея Валентиновича, Кузьмина Владислава Андреевича, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: