ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1679/2021 от 17.08.2021 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Панова Н.А. 49RS0001-01-2021-002256-87

Дело № 2-1679/2021

№ 33-744/2021

17 августа 2021 г. город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.,

судей Бельмас И.Ю., Кречетова А.А.,

при секретаре Вечтомовой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» о взыскании недоплаченных к материальной помощи районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, недоначисленных отпускных, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском к федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» (далее - ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области», Учреждение), указав в его обоснование, что с 21 ноября 2012 г. работает в Учреждении в должности бухгалтера.

Оплата труда работникам Учреждения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 и приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 09.12.2019 № 398.

Утверждала, что материальная помощь, выплачиваемая работникам Учреждения, является составной частью фонда оплаты труда, который формируется с учетом районного коэффициента и процентных надбавок.

В апреле 2021 г. ответчиком ей оказана материальная помощь из фонда оплаты труда в размере двух должностных окладов, которая в нарушение действующего законодательства начислена и выплачена ей без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера (РКС); размер недоплаченной материальной помощи составил 22 968 руб.

Также указывала, что при предоставлении отпуска в мае 2020 г. и расчете среднего заработка ответчиком не была учтена материальная помощь за 2019 г. в размере 14866 руб. и взысканные решением Магаданского городского суда от 18 марта 2020 г. районный коэффициент и процентные надбавки за работу в РКС в сумме 22299 руб., а всего 37165 руб., что привело к недоплате отпускных в размере 12 943 руб. 14 коп.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просила суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченные к материальной помощи районный коэффициент и процентную надбавку за работу в РКС и приравненных к ним местностях в размере 22 968 руб., недоначисленные в 2020 г. отпускные в размере 12 943 руб. 14 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 24 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Настаивает на том, что материальная помощь не входит в состав заработной платы, приказ Росгвардии от 09.12.2019 № 398 «Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации» определяет лишь порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала организаций войск национальной гвардии, а не порядок начисления коэффициентов и надбавок, которые не включаются в состав заработной платы. Данный приказ не связывает выплату материальной помощи работникам с выполнением ими своих трудовых обязанностей, не предписывает руководителям устанавливать размер материальной помощи с учетом показателей, характеризующих трудовую деятельность.

Обращает внимание, что в трудовом договоре от 21 ноября 2012 г. № 21 материальная помощь в составе заработной платы истца не поименована.

Указывает, что к спорным правоотношениям подлежат применению общие условия начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, установленные трудовым законодательством.

Ссылаясь на положения статей 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 10, 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пункт 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, указывает, что процентные надбавки, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, не начисляются на материальную помощь и иные выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

Полагает, что неправомерность включения материальной помощи в состав заработной платы и, как следствие, начисление на нее районного коэффициента подтверждает решение Верховного Суда РФ от 17 июля 2000 г. № ГКПИ00-315, а также постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. № Ф03-А73/05-1/4849.

Отмечает, что согласно разъяснениям Минтруда России от 06.07.2018 № 14-2/В-559, от 27.07.2020 № 14-0-В/879 материальная помощь не относится к заработной плате, не учитывается при расчете среднего заработка.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала. С учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь положениями частей 1, 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие истца.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата работника – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 ТК РФ).

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 ТК РФ).

В соответствии со статьей 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.

В силу положений статей 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов, и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные правовые положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному постановлением данного министерства от 11.09.1995 № 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника.

Из приведенных выше положений ТК РФ и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.

Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений статей 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в статьях 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 работает в ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» в должности бухгалтера с 21 ноября 2012 г.

В соответствии с условиями заключенного с истцом трудового договора от 21 ноября 2021 г. № 47 (с учетом дополнительных соглашений к нему) за выполнение служебных обязанностей работнику (истцу) устанавливается: должностной оклад; компенсационные выплаты (доплаты, надбавки), предусмотренные действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором; премии и выплаты стимулирующего характера (пункт 4.2 договора).

Согласно пункту 4.2.1 договора истцу установлен должностной оклад в размере 5 399 руб. (пункт 4.2.1). Дополнительным соглашением № 3 от 29 января 2018 г. к трудовому договору от 21 ноября 2012 г. должностной оклад истца с 1 января 2018 г. определен в размере 7 126 руб. Впоследствии размер должностного оклада увеличивался, с 1 октября 2020 г. установлен в размере 7656 руб.

Приказом от 14 апреля 2021 г. № 24 л/с истцу предоставлен очередной отпуск на период с 4 мая по 4 июня 2021 г. (л.д. 83).

На основании заявления истца от 10 марта 2021 г. в апреле 2021 г. ей начислена и выплачена материальная помощь в размере двух окладов в сумме 15312 руб. (л.д. 98, 99).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указала, что материальная помощь в апреле 2021 г. выплачена ей без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в РКС, вследствие этого ей недоплачена материальная помощь в сумме 12943 руб. 14 коп. Кроме того, материальная помощь за 2019 г., предоставленная к отпуску в мае 2020 г., выплачена также без учета районного коэффициента и процентной надбавки и не включена в расчет среднего заработка при выплате отпускных.

Данные обстоятельства и расчеты истца ответчиком не оспаривались.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальная помощь входит в систему оплаты труда, учитывается при формировании его фонда, является постоянной выплатой, носит систематический характер, при этом выплата материальной помощи ФИО1, работающей в местности с особыми климатическими условиями (Крайнем Севере), должна производиться с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на верном применении и толковании судом норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Согласно пункту 4.1 трудового договора, заключенного с истцом, оплата труда работника осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583».

Названный приказ принят в целях реализации в системе МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 13.07.2019 № 480.

На основании пункта 8 вышепоименованного постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 и в целях совершенствования системы оплаты труда работников войск национальной гвардии Российской Федерации издан приказ Росгвардии от 09.12.2019 № 398 «Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации».

Приложением № 5 к данному приказу урегулирован Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7.8 Порядка фонд оплаты труда организации войск национальной гвардии формируется исходя из объема денежных средств, направляемых в том числе на выплату материальной помощи - в размере 2 окладов.

Фонд оплаты труда формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (пункт 8 Порядка).

Кроме того, пунктом 7.1.14 Отраслевого соглашения между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, утвержденным 28 августа 2017 г. с учетом дополнительного соглашения от 24 декабря 2020 г., установлено, что работодатели оказывают работникам органов и организаций Росгвардии, наряду с выплатой им заработной платы, материальную помощь (как правило, при уходе в отпуск) в размере двух окладов (должностных окладов).

К денежному содержанию гражданских служащих и заработной плате работников органов и организаций Росгвардии, проходящих службу, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу, работу в высокогорных районах, за службу, работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации для граждан, работающих в этих районах и местностях (пункт 7.2 вышеназванного Отраслевого соглашения).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, из приведенного нормативного регулирования следует, что материальная помощь в данном случае входит в систему оплаты труда, учитывается при формировании его фонда, является постоянной выплатой, носит систематический характер, в связи с чем на нее подлежит начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в РКС и приравненных к ним местностях, при этом указанная материальная помощь подлежит учету при исчислении отпускных выплат.

Разрешая требования о взыскании недоначисленных отпускных, суд обоснованно исходил из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Магаданского городского суда Магаданской области от 18 марта 2020 г., которым с ФГКУ «ОВО ВНГ России по Магаданской области» в пользу ФИО1 взыскана, в том числе недоплаченная к материальной помощи задолженность по районному коэффициенту и процентной надбавке за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 22 299 руб.

Так, в январе 2020 г. истцу начислена и выплачена материальная помощь в размере двух окладов в размере 14 866 руб., в то время как с учетом применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера она должна составлять 37 156 руб.

Вместе с тем материальная помощь, а также взысканные судом недоначисленные на материальную помощь районный коэффициент и процентная надбавка за работу в РКС и приравненных к ним местностям в общей сумме 37 156 руб. ответчиком при расчете истцу отпускных при предоставлении отпусков в 2020 г. в расчет среднего заработка не включались, что, в свою очередь, повлекло недоплату отпускных на общую сумму 12 943 руб. 14 коп.

С учетом вышеприведенных норм права указанная сумма недоплаченных отпускных обосновано взыскана с ответчика.

Суждения ответчика относительного того, что материальная помощь не учитывается при расчете среднего заработка, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.

Ссылки в апелляционной жалобе на решения Верховного суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № АКПИ15-1253 и от 17 июля 2000 г. № ГКПИ00-315 не могут быть приняты во внимание, поскольку в названных судебных актах правомерность начисления районного коэффициента на материальную помощь, входящую в систему оплаты труда, не была предметом рассмотрения.

Размер компенсации морального вреда, взысканной обжалуемым решением суда, сторонами по делу не оспаривается, следовательно в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ судебное постановление в данной части не является предметом проверки в суде апелляционной инстанции.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с решением суда повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, дополнительной аргументации не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда, которые суд апелляционной инстанции находит правильными.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в силу части часть 4 статьи 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Магаданской области» - без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2021 г.

Председательствующий

Судьи