ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-167/20 от 07.07.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-2042/2020 Докладчик Бондаренко Е.И.

Суд 1 инстанции № 2-167/2020 Судья 1 инстанции Гудимов А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Кутовой И.А.,

судей Бондаренко Е.И., Никулина П.Н.,

при секретаре Евдокимовой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 7 июля 2020 года дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федерального казенного учреждения Исправительной Колонии-10 УФСИН России по Владимирской области на решение Судогодского районного суда Владимирской области от 18 марта 2020 года, которым по иску Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России возложена обязанность в срок до 1 января 2021 года обеспечить изолированное содержание осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-10, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от других осужденных, содержащихся в исправительном учреждении.

Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., объяснения представителя ответчиков УФСИН России по Владимирской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России - ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, помощника Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст.39 ГПК РФ, к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: обеспечить изоляцию осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-10, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных.

В обоснование иска указано, что по результатам проведенной в январе 2020 года проверки были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании отдельных категорий осужденных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области. Представления об устранении выявленных нарушений, вынесенные прокуратурой в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области, оставлены без удовлетворения. Прокурор полагает, что раздельное содержание осужденных является одним из необходимых условий реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Оно служит, в том числе, целям исключения отрицательного влияния опытных преступников на других осужденных, облегчения работы с осужденными и оказания на них эффективного исправительного воздействия. Целью раздельного содержания осужденных является недопущение такой ситуации, при которой осужденные со стойкими антисоциальными установками могли бы оказывать негативное воздействие на основную массу осужденных, передавать им преступленный опыт.

В судебном заседании помощник Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2 заявленные требования поддержал.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что изолированное содержание осужденных женщин при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от общей массы осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях для женщин, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы, было бы нарушением принципов справедливости и гуманизма. Принцип изолированности осужденных женщин осужденных при опасном и особо опасном рецидивах в настоящее время в законодательстве не реализован, единый порядок создания изолированных участков для содержания осужденных имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений от основной массы осужденных не разработан.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федерального казенного учреждения Исправительной Колонии-10 УФСИН России по Владимирской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование приводят доводы, аналогичные изложенным представителем ответчиков в суде первой инстанции.

Владимирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях принесены возражения на доводы апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

В соответствии с частью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно статье 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В силу статьи 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Согласно Положению об УФСИН по Владимирской области утвержденному приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 последнее является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Из пункта 5.8 устава ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области следует, что источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.12 устава ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области всего содержатся 293 осужденные, из них с опасным рецидивом 55 человека, с особо опасным рецидивом – 36 человек. Осужденные с опасным и особо опасным рецидивом содержатся совместно с другими осужденными.

По результатам прокурорской проверки в адрес УФСИН России по Владимирской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области.

В ответе на представление УФСИН России по Владимирской области указало на то, что в настоящее время обеспечить раздельное содержание осужденных с опасным и особо опасным рецидивом от основной массы осужденных не представляется возможным, ввиду отсутствия в ФКУ ИК-10 изолированных помещений и наличия в регионе единственного исправительного учреждения соответствующего вида режима.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области не обеспечивает раздельное, изолированное содержание лиц, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных, в связи, с чем правомерно обязал ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России в срок до 01.01.2021 обеспечить изоляцию осужденных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных.

При этом судом верно были отклонены как основанные на неверном токовании норм права доводы ответчиков о нарушении положениями части 2 статьи 80 УИК РФ принципов справедливости и гуманизма, а также об отсутствии законодательной базы для раздельного содержания осужденных к лишению свободы женщин.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Не является основанием для отмены постановленного решения довод жалобы о возможности изолированного содержания осужденных, имеющих опасный и особо опасный рецидив путем их размещения в общежитиях, поскольку судом сделан законный вывод о необходимости изолирования таких осужденных от основной массы осужденных, а не порядок данной изоляции.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных в материалы дела доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Судогодского районного суда Владимирской области от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федерального казенного учреждения Исправительной Колонии-10 УФСИН России по Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий И.А. Кутовая

Судьи Е.И. Бондаренко

П.Н. Никулин