Судья Исламова Е.Н. Дело №33-7671/2022 (№2-167/2022)
УИД22RS0026-01-2022-000186-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре | ФИО1, Юрьевой М.А., ФИО2, ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 4 июля 2022 года по делу
по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, отделению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Красногорскому району, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» о прекращении права собственности на оружие и передачу его для утилизации.
Заслушав доклад судьи Юрьевой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор <адрес> Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ФИО4, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Управление Росгвардии по Алтайскому краю), отделению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее – ОМВД России по <адрес>), Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», учреждение), в котором с учетом уточнения требований просил:
- прекратить право собственности ФИО4 на огнестрельное оружие «<данные изъяты>» серии <данные изъяты>***, калибр <данные изъяты>, без указания года выпуска;
- возложить обязанность на ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ОМВД Российской Федерации по <адрес> передать огнестрельное оружие «<данные изъяты>» калибра <данные изъяты>, серии <данные изъяты>***, без указания года выпуска в Управление Росгвардии по Алтайскому краю, осуществляющее в установленном порядке прием, хранение и уничтожение огнестрельного оружия, боеприпасов, патронов к оружию;
- возложить обязанность на Управление Росгвардии по Алтайскому краю, осуществляющее в установленном порядке прием, хранение и уничтожение огнестрельного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, принять оружие - огнестрельное оружие «<данные изъяты>» калибра <данные изъяты>, серии <данные изъяты>***, без указания года выпуска для утилизации (уничтожения).
В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ФИО4 является владельцем огнестрельного оружия «<данные изъяты>» калибра <данные изъяты>, серии <данные изъяты>***, без указания года выпуска. Срок действия разрешения на хранение и ношение соответствующего вида оружия <данные изъяты>*** истек ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> оружие изъято в связи с нарушением правил его хранения, оружие передано на ответственное хранение в ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю». Срок хранения указанного имущества истек. ФИО4 по вопросу возвращения оружия не обращался, мер по устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не принял, в уполномоченный орган заявление о получении разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия не подавал, в связи с чем не имеет законных оснований владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом, поэтому в соответствии с положениями ст.ст.235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для прекращения права собственности последнего на огнестрельное оружие.
Полномочиями по уничтожению изъятого оружия наделено Управление Росгвардии по Алтайскому краю.
Хранение огнестрельного оружия с нарушением установленных требований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность общественного порядка.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Прекращено право собственности ФИО4 на огнестрельное оружие <данные изъяты>» серии <данные изъяты>***, калибр <данные изъяты>, без указания года выпуска.
На ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», ОМВД России по <адрес> возложена обязанность передать оружие - огнестрельное оружие «<данные изъяты>» серии <данные изъяты>***, калибр <данные изъяты>, без указания года выпуска в Управление Росгвардии по Алтайскому краю, осуществляющее в установленном порядке прием, хранение и уничтожение огнестрельного оружия, боеприпасов, патронов к оружию.
На Управление Росгвардии по Алтайскому краю, осуществляющее в установленном порядке прием, хранение и уничтожение огнестрельного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, возложена обязанность принять оружие - огнестрельное оружие «<данные изъяты>» серии <данные изъяты>***, калибр <данные изъяты>, без указания года выпуска, для утилизации (уничтожения).
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» просит решение суда отменить, признать его ненадлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на то, что на него необоснованно возложена обязанность по передаче огнестрельного оружия, поскольку изъятое ружье, переданное в учреждение, находится на временном хранении и числится за территориальным органом МВД России.
В соответствии с положениями ст.ст.886, 892 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» учреждение лишь оказывает услуги по хранению оружия, не имеет полномочий по приему-передаче оружия, хранящегося на складе вооружения; такими полномочиями в соответствии с п.79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 (далее – Правила №814), п.п.306, 312 приказа МВД от 12 января 2009 года №13 «Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее – Приказ №13), п.15 Приказа Росгвардии №54, МВД России №90 от 22 февраля 2019 года «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия» (далее – Приказ №54/90) наделены соответствующие территориальные органы МВД России (уполномоченные должностные лица), которые также ведут учет вооружения и боеприпасов, обеспечивают исполнение решения о возврате изъятого оружия владельцу, осуществляют передачу оружия в территориальные органы Росгвардии со складов вооружения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Росгвардии по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец /прокурор/ ФИО5, представитель ответчика Управления Росгвардии по Алтайскому краю ФИО6 просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Статьей 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 утверждены Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 79 Правил установлено, что оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
В соответствии с п.54 Правил хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу п.83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу пп.27 п.1 ст.9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ Росгвардия наделена полномочиями по исполнению решений судов (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> в ходе проверки у ФИО4 условий сохранности оружия и патронов к нему изъято принадлежащее последнему огнестрельное оружие «<данные изъяты>» калибра <данные изъяты>, серии <данные изъяты>***, в связи с хранением в доступном для посторонних лиц месте, что подтверждается актом проверки условий обеспечения сохранности оружием и патронов от ДД.ММ.ГГ, протоколом изъятия оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГ (л.д.9, 10).
Сотрудником полиции установлен срок устранения недостатков путем обеспечения места для хранения оружия и боеприпасов до ДД.ММ.ГГ. Одновременно в отношении ФИО4 составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оружие изъято и передано на хранение в КХО ОМВД России по <адрес> (л.д.7, 8).
На момент рассмотрения дела оружие хранится в ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», что сторонами по делу не оспаривалось, подтверждается содержанием апелляционной жалобы.
ДД.ММ.ГГ истек срок действия разрешения <данные изъяты>*** на право ношения и хранения ФИО4 вышеуказанного огнестрельного оружия.
ДД.ММ.ГГ ОМВД России по <адрес> в адрес ФИО4 направлено уведомление об истечении срока действия разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия, в котором указано, что срок хранения разрешения истек ДД.ММ.ГГ, в нарушение требований п.67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГ***, ст.9, 13 ФЗ «Об оружии» не позднее месяца до истечения срока действия разрешения не направлены заявление и документы, необходимые для получения разрешения, в связи с чем ФИО4 предложено оформить соответствующее разрешение либо написать заявление об отказе от права собственности на данное оружие и согласие на его уничтожение. При этом указано, что в случае непринятия мер по устранению недостатков, данное оружие будет отчуждено в судебном порядке (л.д.11).
Данное уведомление по сведениям сайта Почты России получено ФИО4ДД.ММ.ГГ, однако мер по его исполнению не принято, в связи с чем ДД.ММ.ГГ в адрес последнего направлено уведомление аналогичного содержания, которое ответчиком также не исполнено, доказательств обратного в ходе рассмотрения дела и апелляционной жалобы не представлено.
Разрешая спор, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что у ФИО4, являющегося владельцем огнестрельного оружия «<данные изъяты>» калибра <данные изъяты>, серии <данные изъяты>***, отсутствует разрешение на право его хранения и ношения, с момента окончания действия разрешения <данные изъяты>*** прошло более года, в связи с чем пришел к выводу о том, что огнестрельное оружие подлежит передаче в Управление Росгвардии Алтайского края для утилизации (уничтожения), с одновременным возложением на ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» и ОМВД России по <адрес> обязанности по передаче спорного огнестрельного оружия в Управление Росгвардии Алтайского края.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» является ненадлежащим ответчиком по делу, лишь оказывает услуги по хранению, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по передаче огнестрельного оружия; изъятое ружье, переданное в учреждение, находится на временном хранении и числится за территориальным органом МВД России, подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГ*** «О порядке выполнения мероприятий по уничтожению изъятого, добровольно сданного оружия и патронов к нему» утверждены Методические рекомендации по реализации в войсках национальной гвардии функций по уничтожению изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия и патронов к оружия (далее – Методические рекомендации).
Данными методическими рекомендациями определены мероприятия, проводимые в целях организации приема оружия, подлежащего уничтожению.
Так, согласно п. 4 Методических рекомендаций прием-передача оружия осуществляется в присутствии сотрудника центра лицензионно - разрешительной работы территориального органа Росгвардии и начальника объединенных складов вооружения и материально-технического обеспечения ФКУ "ЦХиСО У (О) МВД России" (по субъекту) или лица, его замещающего, которые подтверждают правильность приема-передачи.
Таким образом, ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю», наравне с Управлением Росгвардии по Алтайскому краю принимает участие в приеме - передаче оружия для уничтожения.
Приведенные в жалобе положения Приказа ***, Правил ***, Приказа *** не влекут отмену судебного акта, поскольку не исключают обязанности участия ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» в передаче оружия для уничтожения в Управление Росгвардии по Алтайскому краю в вышеуказанном порядке.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе оказание данным учреждением лишь услуг по хранению не исключает обязанности такового по выполнению со своей стороны действий по передаче изъятого сотрудниками полиции огнестрельного оружия в уполномоченный орган для уничтожения.
Более того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно Уставу ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю» целью деятельности учреждения, помимо прочего, является осуществление хранения изъятого в установленном порядке имущества при наличии условий для обеспечения их сохранности. При этом данное учреждение является юридическим лицом, несет обязанности и от собственного имени выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.15, 18).
Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые могли повлиять на правильность выводов суда, и не были предметом судебной оценки, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем в силу принципа диспозитивности не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 06.10. 2022