ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1680/2021 от 16.03.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

судья: Тхазаплижева Б.М. дело № 33-585/2022

(дело №2-1680/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2022 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Созаевой С.А.,

судей Кучукова О.М. и Бижоевой М.М. при секретаре Кишевой А.В.,

с участием представителя истца ФИО5- Бударина А.В.,

по докладу судьи Бижоевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», о признании незаконным бездействия жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю по рассмотрению заявления о заключении договора социального найма жилого помещения с ним и членами его семьи, признании за истцом и членами его семьи право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и возложении обязанности на ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» заключить договор социального найма жилого помещения на квартиру,

по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Ставропольскому краю на решение Нальчикского городского суда КБР от 01 июля 2021 года,

установила:

ФИО5 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», в котором истец просил суд признать бездействие жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в отношении заявления ФИО5 о заключении договора социального найма жилого помещения с ним и членами его семьи незаконным. Признать за ФИО5 и членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: КБР, <адрес> - по договору социального найма жилого помещения и обязать ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» заключить с ФИО5 и членами его семьи: сыновьями, ФИО1 2001г.р., ФИО2 2003г.р. и ФИО3 2010г.р.; - договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: КБР, <адрес>.

В обоснование своих требований ФИО5 указал, что он является спасателем и в настоящее время работает в поисково-спасательных формированиях МЧС России.

Состоит на учёте очередников на получение жилья с 23.10.2003 года (выписка из протокола заседания жилищной комиссии КБРПСС от 23.10.2003 ).

26.05.2015 года ему было распределено жилое помещение по адресу: КБР, г Нальчик, <адрес>; - и между ним и балансодержателем, ФГКУ «СКРПСО МЧС России», был заключен договор найма служебного жилого помещения от 26.05.2015 .

20.01.2020 года он обратился в адрес МЧС России, а 24.01.2020 года в адрес председателя жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю с заявлениями, в котором просил заключить с ним и членами его семьи договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: КБР, г Нальчик, <адрес>, которое было распределено ему по договору найма жилого помещения от 26.05.2015 года .

От МЧС России поступил ответ от 04.02.2020 года , что обращение направлено в адрес ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, от ГУ МЧС России поступил ответ от 26.02.2020 года , что в ГУ МЧС России по СК отсутствует учётное дело.

Таким образом, заявление ФИО5 на заседании жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК не рассматривалось, на основании чего истец считает бездействие жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК в адрес своего заявления о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма жилого помещения незаконным и нарушающим его права.

Истец указал, что свидетельств о том, что предоставленное истцу жилое помещение, расположенное по адресу: КБР, г Нальчик, <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду, не имеется. Следовательно, указанное жилое помещение является жилым помещением из фонда социального использования, а в соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения.

Данных о том, что на момент распределения истцу указанного жилого помещения оно было отнесено к специализированному жилищному фонду, не имеется.

Ответчик не располагает данными об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: КБР, <адрес> специализированному жилищному фонду.

Жилое помещение, расположенное по адресу: КБР, <адрес> по мнению истца не являлось на момент предоставления истцу служебным жилым помещением, следовательно, было распределено ему из жилищного фонда социального использования. В настоящее время отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным. Таким образом, указание в договоре найма на статус предоставленного помещения как служебного (без доказательств того, что был соблюден установленный порядок отнесения этого жилья к служебному) не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилья.

В настоящее время у ФИО5 и членов его семьи собственного жилья не имеется, сведения об этом имеются в учётном деле по обеспечению жильём спасателя, в связи с чем, истец полагает, что с ним и членами его семьи необходимо заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: КБР, <адрес>.

Указанное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».

Решением Нальчикского городского суда КБР от 01 июля 2021 года иск удовлетворен.

Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю подало на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указано, что в материалах учетного/жилищного дела отсутствуют какие-либо документы подтверждающие факт постановки на учет истцов, а так же заявления или какие либо документы подтверждающие факт обращения с соответствующим заявлени­ем на предприятие в котором проходили службу.

Следовательно, ФИО5 не мог быть поставлен на учет до 01.03.2005 года, а предо­ставленная копия выписок из протокола датированная 23.10.2003года является фаль­сифицированными.

Так в адрес помощника начальника регионального центра - Началь­ника отдела по вопросам противодействия коррупции Северо-Кавказского регио­нального центра МЧС России (далее - СКРЦ МЧС России) полковника внутрен­ней службы ФИО6 направлен рапорт главного специалиста отдела по вопросам противодействия коррупции СКРЦ МЧС России полковника внутрен­ней службы ФИО7 в котором указывается, что работая совместно с со­трудниками СКРЦ МЧС России в части проверки заявлений, поданных сотрудни­ками Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС Росси (далее - ЭВПСО МЧС России), на правообладание жилой площади (квартиры) за­нимаемыми ими на праве договора социального найма, было выявлено, что заяв­ления в количестве пяти штук были подписаны самими заявителями. Однако про­ект заявления для них был подготовлен бывшим юристом Северо-Кавказского ре­гионального поисково-спасательного отряда МЧС России (далее СКРПСО МЧС России). К заявлению были приложены копии выписки протоколов жилищной комиссии с оттисками печати , принадлежащих ЭВПСО. Датированы эти вы­писки январем-февралем 2005 года. В действительности при опросе лиц, подпи­савших данные протокола было установлено, что протокола ими были подписаны примерно в мае месяце 2016 года, которые принес юрист Бударин.

При опросе заявителей и по просьбе предъявить оригиналы выписок прото­колов, последние заявили, что у них оригиналов нет. При проверке работы жи­лищной комиссии ЭВПСО за 2005 год, личных дел и материалов на указанные протокола обнаружены не были.

На основании рапорта главного специалиста отдела по вопросам противо­действия коррупции СКРЦ МЧС России полковника внутренней службы ФИО7 от 200.07.2016 года было издано распоряжение от 21.07.2016 года о создании рабочей группы по организации проверки порядка изготовления, учета, хранения и использования гербовых печатей и штампов в Эльбрусском высоко­горном поисково-спасательном отряде МЧС России - филиале СКРПСО МЧС России.

В результате проверки выявлены нарушения в виду отсутствия надлежаще­го контроля за выполнением положений приказа МЧС России от 15.11.2004 года руководством Северо-Кавказского РПСО, не своевременным изъятием печатей ответственными за учет и хранение печатей и штампов в Северо- Кавказском РПСО, а также не выполнением руководством Эльбрусского высоко­горного поисково-спасательного отряда МЧС России - филиала СК РПСО МЧС России положений настоящего приказа, в следствии чего рекомендовано провести расследование в Северо-Кавказском РПСО по выполнению положений приказа МЧС России от 15.11.2004 .

Кроме того суд указывая на то, что по состоянию на дату заключения с ФИО5 догово­ра найма служебного жилого помещения спорная квартира в установленном по­рядке не была отнесена к служебному жилищному фонду, не учитывает, что ка­ких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жило­го помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за граж­данами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора со­циального найма, законодательство не содержит.

В соответствии с п. 15 Порядка учета в системе МЧС России спасателей нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.01.2012 года (далее - Порядок), опре­делено - Спасатели МЧС России, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых по­мещений по договорам социального найма. После введение в действие 01.03.2005 года Жилищного кодекса РФ основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма определяются в соответствии с главой 7 Жилищ­ного кодекса РФ, пункт 3 статьи 52 в частности говорит - Принятие на учет граж­дан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Решение жилищной комиссии о распределении истцу квартиры, как состо­ящему на учете подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями ФИО5 не были обжалованы. Истец 26.05.2015г. заключил договор найма слу­жебного жилого помещения .

Согласно пункта 1 указанного договора, жилое помещение предоставлено Истцу для временного проживания.

Согласно пункта 2 указанного договора, жилое помещение предоставлено ФИО5 в связи с прохождением службы.

Согласно пункта 5 указанного договора, договор заключается на время тру­довых отношений с МЧС России.

Подписание истцом договора найма служебного жилого помещения и то, что он ФИО5 никогда не обжаловался, свидетельствует о том, что истец осозна­вал и соглашался с тем, что предоставленное ему жилое помещение является слу­жебным и предоставлено ему на время работы в системе МЧС России.

Тот факт, что спорная квартира была отнесена к фонду служебного исполь­зования, также подтверждается решением Нальчикского городского суда Кабар­дино-Балкарской Республики от 20.06.2019 по делу , а так же апелля­ционным определением Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2019 по делу .

В ранее указанных делах, представитель истца - Бударин А.В. обращался в указанные суды с исковым заявлением к ФГКУ «Северо-Кавказский региональ­ный поисково-спасательный отряд МЧС России», Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, Главному управлению МЧС России по Ростов­ской области, с требованиями о признании незаконным бездействия, признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возло­жении обязанности по заключению договора социального найма.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Бижоевой М.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению Судебной коллегии при разрешении данного спора судом первой инстанции были допущены подобные нарушений.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО5 суд первой инстанции не принял во внимание установленные вступившим в законную силу судебными постановлениями, принятыми по ранее рассмотренному делу, обстоятельства - что спорное жилое помещение как на момент его предоставления истцу и членам его семей, так и на момент разрешения судом спора, наделены статусом служебного жилого помещения, что вступившими в законную силу судебными постановлениями (решением Нальчикского городского суда КБР по делу года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 22 августа 2019 года) доказана необоснованность заявленных им требований, что ФИО5 в удовлетворении требований о возложении на ответчиков обязанности заключить с ним договор социального найма по спорной квартире отказано.

ФИО5 и члены его семьи вселены в спорное жилое помещение и пользуется им на условиях найма служебного жилого помещения. Судами установлено, и это подтверждено материалами дела, что ФИО5 и члены его семьи были вселены в спорные жилые помещения и с ними заключён договор найма служебного жилого помещения в связи с наличием с наймодателем трудовых отношений, что жилое помещение истцу было предоставлено не как лицу, принятому органом местного самоуправления на учёт нуждающихся в жилье, состоящему в очереди на получение социального жилья и подходом очереди, а как работнику системы МЧС, нуждающемуся в жилом помещении.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года .

Из дела следует, что жилое помещение, <адрес> в <адрес>, в <адрес> КБР, находится в собственности Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «СК РПСО МЧС России». В соответствии с приказом Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 марта 2014 года «Об отнесении жилых помещений к служебному (маневренному) фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России» и приказом от 30 июня 2016 года «О внесении изменений в приказ от 26 марта 2014 года» указанная квартира отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду.

В силу требований, содержащихся в части 1 статьи 30 Федерального закона № 151-ФЗ от 02 июля 2013 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов власти (часть 5 статьи 30 Федерального закона ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 января 2012 года утвержден Порядок учета в системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений. Пунктом 18 Приказа установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются спасателям МЧС России и членам их семей в соответствии с требованиями пунктов 11 и 12 настоящего Порядка.

Согласно пункту 11 Порядка спасателям аварийно-спасательных служб и ликвидации последствий стихийных бедствий работодателем предоставляются служебные жилые помещения. Решение о предоставлении служебных жилых помещений спасателям МЧС России принимается соответствующей комиссией в порядке очередности исходя из даты принятия на учет спасателя МЧС России с учетом социальных гарантий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом приведенных обстоятельств, поскольку на момент обращения ФИО5 в жилищную комиссию Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с заявлением о предоставлении ему занимаемого по договору найма служебного жилого помещения по договору социального найма, занимаемое им и членами его семьи жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду, в виду чего Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5

Само по себе то обстоятельство, что на момент заключения с ФИО5 договора найма служебного жилого помещения спорная квартира не была отнесена в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, не свидетельствует о наличии оснований для признания истца и членов его семьи пользовавшимися спорным жильем на условиях договора социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, ФИО5 и членам его семьи на условиях социального найма, уполномоченными органами не принималось. Спорная квартира предоставлена истцу как спасателю, на период его работы на основании его личного заявления, решения жилищной комиссии работодателя и договора найма служебного помещения, то есть на основании документов, которые в установленном порядке ФИО5 не оспорены и недействительными не признаны.

Эти имеющие значение для дела обстоятельства также установлены вступившими в законную силу судебными актами (решением Нальчикского городского суда КБР по делу от 20 июня 2019 года и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 22 августа 2019 года). Установленные этими судебными актами обстоятельства в настоящем деле ФИО5 не вправе оспаривать (ст. 61 ГПК РФ).

Представленная Будариным А.В. нотариально удостоверенная копия выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 23 октября 2003 года, копия которой представлена в дело (л.д. 13), не может быть принята судебной коллегией в качестве доказательства, поскольку наличие самого протокола, из которого сделана выписка, ответчиком оспаривается, место нахождения протокола заседаний жилищной комиссии истец назвать не может, а наличие такого протокола ответчиком отрицается (ст. 67 ГПК РФ). В судебном заседании Бударин А.В. пояснил, что данный протокол истец нашел в сарае покойной сотрудницы МЧС после рассмотрения дела в 2019 году, а потому не может быть признана судом допустимым доказательством.

Учитывая изложенные обстоятельства и признавая, что у истца отсутствуют законные основания для заключения с ним вместо договора найма служебного жилого помещения договора социального найма, что суд, разрешая дело, эти обстоятельства не принял во внимание, вследствие чего неправильно разрешил спор, принял не соответствующее закону и обстоятельствам дела решение, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО5 в иске.

Требования ФИО5 о признании бездействия ответчиков, не рассмотревших в установленном порядка его заявление, незаконным, не могут быть признаны обоснованными и принятыми во внимание, поскольку основаниями, по которым заявленные истцом требования не были рассмотрены послужило не представление им необходимого пакета документов, поскольку удовлетворение этих требований не приведет к удовлетворению заявленного им иска, к возможности заключения с ФИО5 договора социального найма в отношении спорного жилого помещения. Выводы суда первой инстанции о том, что ФИО5 был принят на учет для получения жилья не подтверждены допустимыми доказательствами, как того требует положение ст. 55-56 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 01 июля 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», о признании незаконным бездействия жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю по рассмотрению заявления о заключении договора социального найма жилого помещения с ним и членами его семьи, признании за истцом и членами его семьи право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и возложении обязанности на ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» заключить договор социального найма жилого помещения на квартиру – отказать.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 марта 2022 года

Председательствующий С.А. Созаева

Судьи О.М. Кучуков

М.М. Бижоева