Судья Ведерникова Е.Н.
Дело № 33 – 2435/2022
(№ 2-1695/2021, 59RS0028-01-2021-002547-55)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Мухтаровой И.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21.03.2022 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24.12.2021, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в пользу ФИО1 сумму невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 55954 руб. 03 коп., сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 23155 руб. 04 коп., сумму невыплаченного денежного содержания при предоставлении ежегодных отпусков в размере 13926 руб. 75 коп., проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 7797 руб. 86 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., а всего 103 833 руб. 68 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее – МРИ ФНС № 6 по Пермскому краю) о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 55954,03 руб.; недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с государственной гражданской службы в размере 23155,04 руб., компенсации недоплаченного денежного содержания за ежегодные отпуска за период 2021 г. в размере 13926,75 руб.; процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ; компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование требований указал, что он проходил государственную гражданскую службу в МРИ ФНС № 6 по Пермскому краю в должности специалиста 1 разряда аналитического отдела. Приказом МРИ ФНС № 6 по Пермскому краю от 30.06.2021 служебный контракт с ним был расторгнут по основаниям п. 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то есть в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы. При увольнении ответчиком был произведен расчет полагающихся ему выплат, в том числе компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсации за неиспользованный отпуск. При этом в расчет средней заработной платы ответчиком необоснованно не были включены суммы материального стимулирования (СМС) и дополнительного материального стимулирования (ДМС). Более того, указанные суммы материального и дополнительного материального стимулирования не были учтены ответчиком и при расчете отпускных за период 2020-2021 годы. Полагает, что данные действия ответчика противоречат действующему законодательству, поскольку порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских государственных служащих установлен в соответствии с пунктами 8,9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.052012 № 601 Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются постановления, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих. Более того, положения о выплатах материального стимулирования определены в служебном контракте, периодичность выплаты материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования носят системный характер, а соответственно являются составной частью оплаты труда, что также подтверждается фактом включения данных сумм в общую сумму дохода в справки формы № 2-НДФЛ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 6 по Пермскому краю. В обоснование доводов указывает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а выводы суда сделаны без исследования и правовой оценки по существу всех значимых обстоятельств дела. Основанием для удовлетворения требований истца послужили выводы суда о том, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих, выплачиваемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10. ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск. С выводом суда ответчик не согласен, поскольку Приказ Министерства Финансов РФ от 17.10.2007 № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего не отменен, не признан утратившим силу и, соответственно, действует на территории РФ. Материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 данного Федерального закона).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в МРИ ФНС № 6 по Пермскому краю, с 01.08.2018 работал в должности специалиста 1 разряда аналитического отдела на основании приказа МРИ ФНС № 6 по Пермскому краю от 11.01.2021 № **, служебного контракта № ** от 12.08.2005, дополнительного соглашения №** от 01.08.2018 к служебному контракту от 12.08.2005 № **, должностного регламента (л.д. 65, 67-72, 73-74, 75-80).
Приказом УФНС России по Пермскому краю от 21.08.2020 № 02-04/116@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонная ИФНС России № 5 по Пермскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю.
Приказом от 24.06.2021 № 02-1-02/225 МРИ ФНС России № 6 по Пермскому краю трудовой договор (служебный контракт) с ФИО1 был расторгнут с 30.06.2021 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д. 66).
При увольнении по данному основанию ФИО1 была выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания 85171,80 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 33547,74 руб. (л.д. 42, 57, 90-91).
Как следует из расчетных листков за 2018-2021 годы, справок за 2020, 2021 годы формы № 2-НДФЛ, накопительных расчетных ведомостей за 2020, 2021 годы, справок о среднем заработке за последние 3 месяца (л.д. 7-42, 43-44, 45-46, 56-57, 90-91, 92-93, 94-95) ФИО1 начислены средства материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования. Факт начисления средств материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования также следует из приказов МРИ ФНС № 6 по ПК и приложений к ним (л.д. 104-115).
То обстоятельство, что начисленные суммы не были учтены при расчете отпускных за период 2021 года, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении, ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривается. При этом представитель ответчика ссылается, что материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера, а соответственно не входит в состав денежного содержания.
Между тем, как следует из п. 9 служебного контракта № ** и дополнительного соглашения к служебному контракту от 01.08.2018 (л.д. 67-72, 73-74), денежное содержание государственного служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 %, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере 60 % от оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, районного коэффициента в размере 15 %, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Также гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, которые не были выплачены работодателем МРИ ФНС России № 6 по Пермскому краю ФИО1 в период 2021 года.
Принимая во внимание предоставленные ответчиком расчеты, произведенные в соответствии со ст. 139 ТК РФ, суд первой инстанции посчитал, что в пользу истца подлежит взысканию задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 55 954,03 руб., сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 23155,04 руб., а также компенсации по оплате за ежегодные отпуска за февраль 2021 года в сумме 6620,65 руб., за июнь 2021 года в сумме 7306,10 руб.
Взыскивая проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 7797,86 руб., суд первой инстанции исходил из того, что они подлежат взысканию в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Взыскивая компенсацию морального вреда и снижая сумму с 50000 руб. до 3000 руб., суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения трудовых прав истца неправомерными действиями работодателя, с учетом характера допущенных нарушений, требований разумности и справедливости, признав размер заявленной суммы завышенным.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не являются основанием для отмены решения суда на основании следующего.
Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Федеральным законодателем определён состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объёмов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Так как дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, а ссылки апелляционной жалобы на нормы Порядка являются ошибочными.
Нарушений норм материального и процессуального права, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 24.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи