ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1697/2023 от 29.08.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Толмачева С.С. Дело 33-11649/2023

№ 2-1697/2023

УИД 52RS0007-01-2022-006894-55

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 29 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Елагиной А.А.

судей: Маркиной О.Е., Леваневской Е.А.,

при секретаре: Любимцевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе ФИО3

на решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 13 апреля 2023 года

по иску ФИО3 к Приволжскому таможенному управлению о признании решения незаконным,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Маркиной О.Е., объяснения истца ФИО3, представителя ответчика ФИО9, третьего лица ФИО15

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в Советский районный суд г. Н. Новгорода с иском к Приволжскому таможенному управлению о признании решения незаконным. В обоснование своих требований указал следующее.

ФИО3, 11.10.1975 года рождения проходит службу в таможенных органах, с мая 2004 года по настоящее время.

С 02.06.2010 г. по настоящее время ФИО3 зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: [адрес], общей площадью 59,6 кв.м., в которой совместно с ним, с [дата] зарегистрированы: супруга ФИО13, сын ФИО14, дочь ФИО15

Приказом Приволжского таможенного управления от 14.04.2011 № 206 «О постановке (отказ в постановке) на учет федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Приволжского региона для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» ФИО3 был поставлен на учет для предоставления единовременной субсидии по подпункту «а» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63.

Приказом Приволжского таможенного управления от 06.04.2012 № 239 изменено основание постановки ФИО3 на учет с подпункта «а» пункта 2 на подпункт «б» пункта 2 Правил [номер].

С действиями ответчика по изменению основания постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ФИО3 не согласен.

Просил суд признать незаконным решение, формализованное в подпункте 5 пункта 1 приказа Приволжского таможенного управления от 06.04.2012 № 239 об изменении основания постановки ФИО3 на учет с подпункта «а» пункта 2 на подпункт «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

В период рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц привлечены ФИО13, ФИО14, ФИО15, Центральная почтовая таможня.

В судебном заседании истец ФИО3, его представитель (посредством ВКС) исковые требования поддержали.

ФИО15 поддержала позицию истца.

Представитель ответчика Приволжского таможенного управления и третьего лица Центральной почтовой таможни (по доверенностям) ФИО10 по иску возражала, поддержала представленный в дело отзыв, письменные пояснения.

Решением Советского районного суда г. Н. Новгорода от 13 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Приволжскому таможенному управлению о признании решения незаконным отказано.

В апелляционной жалобе ФИО3 поставлен вопрос об отмене вынесенного решения. Заявитель указывает, что ни он, ни члены его семьи владельцами жилых помещений не являлись и не являются, в приватизации не участвовали, договора социального найма не заключали, жилые помещения не приобретали и не отчуждали, проживают в арендованной квартире, родственниками собственнику и членом его семьи собственника арендованной квартиры не являются.

Заявка истца на проведение судебного заседания апелляционной инстанции посредством ВКС дважды отклонена принимающим судом.

В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы, третье лицо поддержала позицию истца, представитель ответчика считала решение суда законным и обоснованным.

В суд апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО3, 11.10.1975 года рождения проходит службу в таможенных органах, с мая 2004 года по настоящее время.

С 02.06.2010 г. по настоящее время ФИО3 зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: [адрес], общей площадью 59,6 кв.м., в которой совместно с ним, с [дата] зарегистрированы: супруга ФИО13, сын ФИО14, дочь ФИО15

Приказом Приволжского таможенного управления от 14.04.2011 № 206 «О постановке (отказ в постановке) на учет федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Приволжского региона для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» ФИО3 был поставлен на учет для предоставления единовременной субсидии по подпункту «а» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63.

Приказом Приволжского таможенного управления от 06.04.2012 № 239 изменено основание постановки ФИО3 на учет с подпункта «а» пункта 2 на подпункт «б» пункта 2 Правил № 63.

С действиями ответчика по изменению основания постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ФИО3 не согласен.

Разрешая спор, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что истец, а также супруга и дети истца вселены в квартиру по адресу: [адрес] собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи, о чем свидетельствовали регистрация по месту жительства в спорной квартире, длительное пользование жилым помещением безвозмездно. Поскольку отсутствовали законные основания для постановки истца на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по подпункту «а» пункта 2 Правил, ответчик Приволжское таможенное управление Приказом от 06.04.2012 № 239 изменило основание постановки ФИО3 на учет с подпункта «а» пункта 2 на подпункт «б» пункта 2 Правил № 63, в связи с чем в удовлетворении требований истца было отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания на основании следующего.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определив основные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), предусмотрел в ст. 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий, в частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила), которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

В соответствии с п. 6 Правил (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия), в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: а) выписка из домовой книги; б) копия финансового лицевого счета; в) копия свидетельства о браке; г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей); д) копия трудовой книжки; е) копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов); ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

На основании п. 10 Правил представленные в соответствии с п. 6 Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией (территориальной подкомиссией).

В соответствии с п. 17 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63, решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного п. 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.

В соответствии с пп. "а" п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

Согласно пп. "б" п. 2 Правил, гражданский служащий может быть принят на учет при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, если общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.

Гражданский служащий принимается на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "а" или подпункту "б" Правил в зависимости от того, является ли он нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно ч. 1 статьи 69 ЖК РФ, с учетом разъяснений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02 июля 2009 года N 14 к кругу лиц, являющихся членами семьи нанимателя, относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, по смыслу указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, понимать наличие у нанимателя.

В соответствии с п. 4 "Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители.

Согласно приказа Приволжского таможенного управления N 206 от 14.04.2011 года ФИО3 поставлен на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федерального государственного служащего по пп. а п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63.

Ответчик при рассмотрении вопроса об изменении основания постановки на учет ФИО3 с пп. а п. 2 на пп. б п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63 исходил из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.12.2011 года №17-4/2383 (органа уполномоченного в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63) и Методических рекомендаций по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённых Минтрудом России, согласно которым гражданский служащий может быть принят на учет для получения единовременной выплаты по пп. а п.2 Правил №63 в случае предоставления в Комиссию документов, подтверждающих, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. Таким документом может быть решение суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи (п.2.3 Методических рекомендаций).в указанных методических рекомендациях указано, что гражданский служащий, зарегистрированный по месту жительства в жилом помещении, в котором общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв.м. метров, и не имеющий в собственности иных жилых помещений, ставится на учет для предоставления единовременной выплаты на основании пп. б п.2 Правил №63.

С учетом указанных Методических рекомендаций и письма ФТС России от 21.03.2012 года №01-11/13231 о необходимости рассмотрения вопроса об изменении оснований постановки гражданских служащих на учет, учитывая непредставление ФИО3 в подкомиссию документов, подтверждающих, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, либо документов, подтверждающих временный характер пользования жилым помещением, управлением было принято решение об изменении основания постановки на учет.

Приказом Приволжского таможенного управления от 06.04.2012 года №239 изменено основание постановки ФИО3 на учет с пп. а п. 2 на пп. б п.2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 года №63.

Пунктом 5 названного Постановления Минтруд России наделен полномочием давать разъяснения по применению Правил.

Подпунктом "а" пункта 2 Правил предусмотрено, что гражданский служащий может быть поставлен на учет в случае, если он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

К членам семьи собственника жилого помещения в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Правил содержится перечень документов, представляемых гражданским служащим в Комиссию (территориальную подкомиссию) в целях постановки на учет для получения единовременной выплаты.

Комиссия (территориальная подкомиссия) в силу подпункта "а" пункта 14 Правил уполномочена проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

Для постановки на учет с целью получения единовременной выплаты государственному гражданскому служащему необходимо подтвердить его соответствие необходимым условиям путем предоставления соответствующих документов, обозначенных в пункте 6 Правил. При этом Правила не содержат нормативных предписаний, ограничивающих возможность предоставления заявителем иных документов в целях подтверждения такого соответствия.

Акты рекомендательного характера (например, методические рекомендации) не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.

Анализ Методических рекомендаций, позволяет сделать вывод о том, что данный акт не имеет признаков акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. Согласно введению Методические рекомендации разработаны Минтрудом России в целях единообразного применения Правил, оказания методической помощи в организации работы по предоставлению единовременной выплаты.

Указание в абзаце пункта 2.3 Методических рекомендаций на то, что гражданский служащий может быть поставлен на учет для получения единовременной выплаты на основании подпункта "а" пункта 2 Правил в случае, если им представлено в Комиссию (территориальную подкомиссию) решение суда, в котором указано, что собственник жилого помещения, в котором гражданский служащий зарегистрирован по месту жительства, не является членом его семьи, не влияет на сущность и понимание разъясняемых правовых норм, в связи с чем его нельзя считать выходящим за рамки адекватного толкования положений законодательства, влекущим изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений и порождающим неправомерную практику применения Правил.

Методические рекомендации текстуально изложенные как пособие, адресован исключительно федеральным государственным органам (территориальным органам федерального государственного органа), носит рекомендательный, а не обязательный характер, о чем в том числе указывают используемые в нем формулировки, не возлагает на граждан дополнительных обязанностей.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в квартире по адресу: [адрес] зарегистрированы и проживают с 2010 года истец, его супруга и дети.

Как следует из материалов дела, собственником указанной квартиры являлась ФИО1, которая умерла 13 мая 2022 года.

Как следует из пояснений истца, квартира предоставлена истцу собственником за плату и с условием оплаты коммунальных услуг, при этом истец в качестве члена семьи собственника ФИО1 в данную квартиру не вселялся, договор аренды жилого помещения заключался только в первые годы и не сохранился.

После смерти ФИО1 открылось наследство в виде указанной квартиры. Наследником и впоследствии собственником квартиры, расположенной по адресу: [адрес] стала дочь ФИО1 – ФИО2.

С учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", положений п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63, вывод суда о том, что ФИО3 является членом семьи собственника квартиры, принадлежащей ФИО11 и вселен в нее как член семьи не находят своего подтверждения.

Согласно положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, отнесение гражданина к членам семьи собственника урегулировано законодательно и не требует от заявителя дополнительных документальных подтверждений.

Письмо Минздравсоцэкономразвития России от 15.12.2011 N 17-4/2383, на которое ссылался ответчик, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку из его содержания не усматривается, что оно содержит императивное указание, обязывающее государственного служащего предоставить для постановки на учет для получения единовременной выплаты по подпункту "а" пункта 2 Правил решение суда об установлении юридического факта, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В рассматриваемом случае ФИО3 членом семьи ФИО1 не являлся, совместно с ним не проживал, после смерти собственника квартиры ФИО1 новый собственник квартиры в письменном виде потребовал освободить занимаемое жилое помещение.

ФИО3 и члены его семьи супруга и двое детей, согласно представленным в материалы документам, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения, либо членами семьи собственника жилого помещения.

Оснований, предусмотренных законом для изменения основания постановки на учет для получения единовременной выплаты в 2012 году у ответчика не имелось. Кроме того об указанных изменениях истцу стало известно в 2022 году, документов, свидетельствующих об изменении основания учета истцу не предоставлялось, документы не запрашивались.

Доводы ответчика о том, что права ФИО3 на получение единовременной субсидии не нарушены изменением основания постановки на учет, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку комиссией при рассмотрении вопроса об изменении основания постановки на учет нарушен принцип законности, решение об изменении основания постановки на учет принято по непредусмотренным законом основаниям.

Согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В целях исправления судебной ошибки и в соответствии со ст. 330 ГПК РФ решение районного суда следует отменить и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 13 апреля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО3 к Приволжскому таможенному управлению о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение, формализованное в подпункте 5 пункта 1 приказа Приволжского таможенного управления от 06.04.2012 № 239 об изменении основания постановки ФИО3 на учет с подпункта «а» пункта 2 на подпункт «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 сентября 2023 года.