Судья Губина Е.Л. Дело № 2-1699/2008
35RS0010-01-2007-004058-53
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 февраля 2022 года № 33-809/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Репман Л.Ю., при секретаре Топорковой И.В., рассмотрев гражданское дело по частной жалобе представителя Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО1 на определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года,
установила:
Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее –УФК по Вологодской области) обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения заочного решения Вологодского городского суда Вологодской области по гражданскому делу № 2-1699/2008, просило заменить Минфин России на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган – Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона от
26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872).
В обоснование заявления указано, что на исполнении в Минфине России находится исполнительный лист о взыскании в пользу ФИО2 с Минфина России за счет казны Российской Федерации возмещения вреда здоровью по 4044 рубля 73 копейки ежемесячно, начиная взыскание с <ДАТА> пожизненно, увеличивая указанную сумму в сроки и согласно коэффициентов индексации, определенных Правительством Российской Федерации для Фонда социального страхования Российской Федерации. С 01 января 2020 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 государственным органом, уполномоченным производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года изменен способ и порядок исполнения заочного решения Вологодского городского суда Вологодской области от 12 мая 2008 года по гражданскому делу № 2-1699/2008 по исковому заявлению ФИО2 к Минфину России в лице УФК по Вологодской области о взыскании индексации по возмещению вреда здоровью, Минфин России заменен на Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872.
В частной жалобе представитель Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности ФИО1, просит определение отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что выплаты в пользу ФИО2, взысканные заочным решением Вологодского городского суда Вологодской области от 12 мая 2008 года по гражданскому делу № 2-1699/2008, не являются капитализированными повременными платежами, не регламентируются Правилами исполнения Российской Федерацией обязательств должника в связи с чем не могут быть переведены с Минфина России на Фонд социального страхования Российской Федерации, удовлетворение заявления приведет к перерасходованию средств федерального бюджета и, как следствие, причинению ему ущерба. При рассмотрении гражданского дела № 2-1699/2008 фонд к участию в деле на привлекался, судебный акт получен <ДАТА>, преюдициального значения не имеет.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены определения суда.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 (далее – Правила), разъяснениями, данными в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», и исходил из того, что с 01 января 2020 года установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей, согласно которому в случае перехода обязательств по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от должника к Российской Федерации финансовое обеспечение данных расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанные выводы суда первой инстанции сделаны на основании действующего законодательства, соответствуют обстоятельствам дела и являются правильными.
Согласно пункту 1 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при рассмотрении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику в размере капитализированных платежей (пункт 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается.
Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Минфина России, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872 «О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которое вступило в силу с 01 января 2020 года, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Указанным Постановлением также утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Из приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что Минфин России временно исполняло за счет средств казны Российской Федерации судебные акты по выплате гражданам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью до определения Правительством Российской Федерации в постановлении от 09 июля 2019 года № 872 государственного органа, уполномоченного производить эти выплаты, которым в настоящее время является Фонд социального страхования России.
Пунктом 13 Правил установлено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Минфина России к Фонду социального страхования Российской Федерации, Минфин России передает Фонду социального страхования Российской Федерации находившиеся на исполнении в Минфине России исполнительные листы (с отметкой о произведенных Минфином России выплатах).
В случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Минфином России в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется (пункт 4 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации).
Из указанных положений норм действующего законодательства следует, что Минфин России обязан передать Фонду социального страхования России находившиеся у него на исполнении исполнительные документы (с отметкой о произведенных выплатах), но только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Минфина России к Фонду социального страхования России.
Несогласие заявителя с переводом обязательства основанием для отмены оспариваемого судебного акта не является, поскольку с 01 января 2020 года обязанность по исполнению решения суда в отношении обязательств по выплате гражданам капитализированных повременных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации в силу прямого указания действующего законодательства.
Вопреки доводам жалобы, выплаты, производимые Минфином России имеют статус капитализированных повременных платежей, что следует из существа правоотношений, которые были предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, в связи с чем на данные правоотношения распространяется действие указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 872.
То обстоятельство, что Фонд социального страхования Российской Федерации не являлся лицом, участвующим в данном деле, не отменяет обязательный характер судебных постановлений. В соответствии частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах доводы частной жалобы о незаконности заочного решения, которым установлена выплата повременных платежей пожизненно, без учета требований законодательства, устанавливающего исполнение обязательств Российской Федерации до достижения гражданами возраста 70 лет, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя о неправомерности применения механизма последующей индексации к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются не обоснованными.
Размер выплат и порядок их последующей индексации установлены вступившими в законную силу судебными постановлениями. При разрешении вопроса об изменении способа и порядка исполнения судебного акта суд не вправе проверять законность этих судебных постановлений. Данные доводы жалобы фактически направлены на оспаривание вступивших в законную силу постановлений.
Поскольку доводов, которые бы могли повлиять на правильность вынесенного судом определения, частная жалоба не содержит, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Репман