ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-169/20 от 26.08.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Шлеверда Н.М.

Дело № 2-169/2020

Дело № 33-542/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2020 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 21.05.2020, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый», муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского ФИО1 Тварковского, муниципальному казенному образовательному учреждению «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Лондоко-завод», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» в срок до 31.12.2021 оборудовать здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый», расположенное по адресу: <...>, и здание филиала муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» в с. Двуречье, расположенное по адресу: <...>, устройствами молниезащиты; обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск» в срок до 31.12.2021 оборудовать здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск», расположенное по адресу: <...>, устройством молниезащиты; обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза ФИО2 в срок до 31.12.2021 оборудовать здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза ФИО2, расположенное по адресу: <...>, устройством молниезащиты; обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур в срок до 31.12.2021 оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, расположенное по адресу: <...>, устройством молниезащиты; обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод» в срок до 31.12.2021 оборудовать здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Лондоко-завод», расположенное по адресу: <...> устройством молниезащиты.

Обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Лондоко-завод», муниципального казенного образовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза ФИО2, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <...>-завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения старшего помощника прокурора ЕАО ФИО4, представителя администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Облученского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исками к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» (далее - МКОУ «СОШ № 9 п. Известковый»), муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск» (далее - МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск»), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского ФИО1 Тварковского (далее - МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье»), муниципальному казённому образовательному учреждению «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Раскопенского» п. Кульдур, муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Лондоко-завод» (далее - МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод»), администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Облученского муниципального района) о понуждении к совершению определённых действий.

15.04.2020 указанные иски объединены в одно производство.

Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности образовательными учреждениями, находящимися на территории Облученского муниципального района Еврейской автономной области, выявлены нарушения, в частности, в зданиях учреждений отсутствуют устройства молниезащиты.

Осуществление деятельности в отсутствие данных устройств не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.

В соответствии с уставами образовательных учреждений их учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» ЕАО в лице администрации Облученского муниципального района.

Просил суд обязать в срок до 01.08.2020 оборудовать здания вышеуказанных образовательных учреждений устройствами молниезащиты. Обязать администрацию Облученского муниципального района произвести финансирование данных учреждений для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Помощник прокурора Облученского района Эрлих К.А. в судебном заседании исковые требования по изложенным в исках доводам поддержала.

Представитель ответчика администрации Облученского муниципального района ФИО5 исковые требования не признала, указав, что некоторые из зданий образовательных учреждений оборудованы устройствами заземления. Кроме того, вблизи зданий находятся многоэтажные здания, вышки, которые могут отвести от указанных зданий удар молнии. Также пояснила, что согласно локальному сметному расчёту стоимость работ по монтажу одного устройства молниезащиты составляет более трёхсот тысяч рублей, учитывая количество образовательных учреждений и обстоятельство, что денежные средства на производство работ по монтажу устройств молниезащиты в образовательных учреждениях на 2020 финансовый год в бюджет района не заложены, полагала, что указанный прокурором срок недостаточен для выполнения требований.

Представители ответчиков МКОУ «СОШ № 9 п. Известковый», МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск», МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье», МКОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Облученского муниципального района просила решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Мотивируя жалобу, указала, что Инструкция по устройству средствами молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённая приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 № 280 (далее - Инструкция по устройству средствами молниезащиты), носит рекомендательный характер. В соответствии с Инструкцией следствием удара молнии в здание по типу образовательных объектов откажет система электроснабжения, что исключает пожар в образовательных учреждениях.

В образовательных учреждениях каждое электрическое устройство оборудовано устройством защитного отключения. Все здания оборудованы защитным контуром заземления, автоматической системой пожарной сигнализации, в том числе противодымной защитой. Актами проверок государственного пожарного надзора подтверждается соблюдение образовательными учреждениями правил пожарной безопасности.

Прокурор не представил доказательств, подтверждающих, что в компетенцию органов прокуратуры входит проверка соблюдения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации установок молниезащиты в образовательных учреждениях.

Не представлено доказательств, что здание школ недостаточно оборудовано молниезащитой и отсутствие устройств молниезащиты нарушает права и законные интересы учащихся, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

В возражение на апелляционную жалобу помощник прокурора Облученского района просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Облученского муниципального района ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Старший помощник прокурора ЕАО ФИО4 просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Представители ответчиков МКОУ «СОШ № 9 п. Известковый», МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск», МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье», МКОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу абзаца второго части 2 статьи 37 Федерального закона Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя среди прочего обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Частью 2 статьи 47 и пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания, в том числе, за счёт устройства молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Согласно уставам МКОУ «СОШ № 9 п. Известковый», МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск», МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье», МКОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» администрация Облученского района является учредителем данных образовательных организаций.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведённой в 2019 году прокурорской проверки выявлено, что здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый», здание филиала МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый» в с. Двуречье, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Хинганск», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Облучье» имени Героя Советского Союза ФИО2, МКОУ «Центр образования имени полного кавалера ордена Славы ФИО3» п. Кульдур, МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» не оборудованы устройствами молниезащиты.

По данному факту прокурором Облученского района 27.09.2019 на имя главы администрации Облученского района внесено представление с требованием оборудовать здания перечисленных образовательных учреждений средствами молниезащиты.

Требования прокурора администрацией Облученского района исполнено не было, что ответчиками не оспаривалось.

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к выводу о том, что оборудование зданий образовательных учреждений системой молниезащиты является обязательным и направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждений, в связи с чем удовлетворил требования прокурора, возложив на образовательные организации обязанность оборудовать здания, в которых они находятся, устройствами молниезащиты, а на администрацию Облученского муниципального района обязанность профинансировать данные мероприятия.

Судебная коллегия с выводом суда согласилась, так как он принят в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, соответствует нормам материального права.

Оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку отсутствие систем молниезащиты в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а также ущерб имуществу.

Доводы жалобы о том, что Инструкция по устройству средствами молниезащиты носит рекомендательный характер, и что следствием удара молнии в здание по типу образовательных объектов является отказ системы электроснабжения, поэтому пожар в образовательных учреждениях исключён, основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 66 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательным является применение требований раздела 1, пунктов 4.14 - 4.22 раздела 4 СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Ныне действующее Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит аналогичное правовое регулирование.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (пункт 1.1.1, пункт 1.1.2).

При этом в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 - Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (далее - Инструкция).

Данная Инструкция распространяется на все виды зданий независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначена для использования при эксплуатации зданий (абзацы первый и второй раздела 1 Инструкции).

Таким образом, Инструкция вопреки доводам жалобы является нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе образовательными учреждениями.

Абзацем вторым пункта 2.2 Инструкции установлено, что непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей, а также повреждения электрического и электронного оборудования.

Кроме того, как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы и детские сады, при этом последствием удара молнии, помимо отказа электроснабжения, является отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.

В связи с чем судебная коллегия не согласилась с доводом жалобы о том, что оборудование зданий школ и детского сада устройствами защитного отключения и системой пожарной сигнализации обеспечит молниезащиту, поскольку учитывая вышеуказанные положения Инструкции возможные последствия удара молнии не исключают необходимость оборудования зданий системой молниезащиты.

Доводы жалобы о том, что все здания оборудованы защитным контуром заземления также не влекут отмену принятого решения, поскольку согласно пункту 2.1 Инструкции устройства защиты от прямых ударов молнии представляет собой комплекс, состоящий из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. Таким образом, заземление является одним из элементов молниезащиты, используется в совокупности с остальными элементами защиты. При этом доказательств наличия других молниезащитных устройств на зданиях образовательных учреждений в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы о том, что в компетенцию органов прокуратуры не входит проверка соблюдения правил пожарной безопасности, правил эксплуатации установок молниезащиты в образовательных учреждениях, статьями 21, 26 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплен предмет прокурорского надзора - исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.

В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств, что здание школ недостаточно оборудовано молниезащитой, что отсутствие устройств молниезащиты нарушает права и законные интересы учащихся, что актами проверок государственного пожарного надзора подтверждается соблюдение образовательными учреждениями правил пожарной безопасности, не влекут отмену принятого решения.

Таким образом, решение Облученского районного суда ЕАО от 21.05.2020 по доводам апелляционной жалобы администрации Облученского муниципального района ЕАО не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 21.05.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи М.Е. Слободчикова

О.А. Конева