ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1702/2021 от 26.04.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мельникова С.П. Дело № 33-2501/2022 (№ 2-1702/2021)

УИД 77RS0021-02-2021-002078-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Попова С.В., Шипунова И.В.,

при секретаре Подлужной А.И.,

с участием прокурора Зязина А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 июня 2021 г. по делу

по иску военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть ***, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пресненский районный суд г.Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в необорудовании здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану *** (<адрес>) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях; возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием вышеуказанных зданий автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В обоснование требований указано, что 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть *** проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства в войсковой части *** (<адрес>), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в зданиях казарм *** отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Вышеуказанные 5-ти этажные здания предназначены для постоянного (круглосуточного) размещения военнослужащих по призыву, организованного несения внутренней службы суточным нарядом, осуществления административно-хозяйственной деятельности военнослужащими по контракту и гражданским персоналом и согласно техническому паспорту имеет в своем составе спальные, канцелярские и подсобные помещения, кабинеты, холлы, комнаты для гигиены и комнаты отдыха. Ежедневно по рабочим дням посещаемость указанного здания составляет не менее 300 человек, а в выходные, праздничные дни и в ночное время – не менее 150 человек. Вместе с тем с момента введения в эксплуатацию в 1983 году по настоящее время здания автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях не оборудовано. Вышеуказанные здания закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Определением Пресненского районного суда г.Москвы от 1 апреля 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть *** в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации передано по подсудности в Новоалтайский городской суд Алтайского края.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 июня 2021 г. исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть *** в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Суд постановил:

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану *** (<адрес>) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану *** (<адрес>) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства обороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 155 создан орган военного управления – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), основными целями деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации; жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; эксплуатация, обслуживание, обеспечение коммунальными услугами военного городка, ведение статистического учета материально-технической базы военного городка, подтверждение предоставленных услуг, а также в иных целях в отношении военного городка коммунально-эксплуатационное обеспечение которого осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2021 г. № 16-КГ21-15-К4.

В апелляционной жалобе также указано, что именно в полномочия командира воинской части, начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также территориальных филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России входит осуществление согласования технических заданий и проектной документации и проведение соответствующих работ, в том числе рассмотрение вопроса финансирования, связанного с выполнением работ по обеспечению автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, что определено Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 860.

Кроме того, ответчик ссылается на то, что представителем Министерства обороны Российской Федерации является ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Минобороны России, которым направлялись письменные возражения на исковое заявление и ходатайство о направлении в их адрес судебного акта, принятого по результатам рассмотрения настоящего спора, при этом судом первой инстанции решение суда своевременно ответчику направлено не было.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и в связи с неправильным применением норм материального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 г. суд апелляционной инстанции, установив, что непривлечение судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела в качестве ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной деятельностью которого является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, повлекло существенные нарушения норм процессуального права, пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению данного гражданского дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 3 статьи 214 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации, является Минобороны, которое закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за подведомственными ему федеральными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав учреждению во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются обязанности по содержанию данного имущества.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. по делу № 304-ЭС15-6285, от 17 февраля 2022 г. № 305-ЭС21-25187, от 29 марта 2022 г. по делу № 305-ЭС21-25187 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.

Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) требования противопожарной безопасности, установленные настоящим федеральным законом, распространяются в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

На основании части 2 статьи 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в частности устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Требования к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию, подлежащим защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, определены Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315 (далее – НПБ 110-03), предписания которых распространяются исключительно на объекты защиты, введенные в эксплуатацию в период до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, в предусмотренных его статьей 4 случаях.

В соответствии с пунктом 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении, в пунктах 6, 9 Таблицы 1, пункте 38 Таблицы 3, в которых указаны жилые здания, здания общественного и административно-бытового назначения, а также помещения иного административного и общественного назначения.

Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323 утверждены Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Согласно положениям названных Норм пожарной безопасности, подлежат защите автоматической пожарной безопасности и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожарах в зданиях и сооружениях штабов, казарм, учебных корпусов, столовых воинских частей.

Как следует из материалов дела, в здании казармы *** по генеральному плану ***, здании казармы *** по генеральному плану ***, здании казармы *** по генеральному плану ***, здании казармы *** по генеральному плану ***, здании казармы *** по генеральному плану *** войсковой части *** отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Согласно актам *** общего весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 30 марта 2020 г. в вышеуказанных казармах отсутствует система охранно-пожарной сигнализации (5 систем по 8 каналов каждая), указано на необходимость проведения капитального ремонта.

В ходе прокурорской проверки исполнения требований противопожарного законодательства в войсковой части *** исполняющий обязанности начальника противопожарной защиты и спасательных работ соединения ФИО 1 пояснил, что с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время указанные казармы не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожарах, в связи с чем командованием соединения – войсковая часть *** неоднократно направлялись письма - заявки на включение объектов войсковой части в перечень объектов, подлежащих установке в них указанных систем. Однако на все заявки и информации от вышестоящих довольствующих органов и от вышестоящих органов управления поступали ответы, согласно которым установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах возможна только на вновь строящихся объектах, либо на объектах, подвергающихся капитальному ремонту При этом указанные выше административные здания в списки для капитального ремонта не включены, но отсутствие пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в казармах создает угрозу возникновения негативных последствий в случае возникновения пожара.

Поскольку сам по себе факт отсутствия в солдатских казармах автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах несет угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях, а также принимая во внимание особое социальное назначение данных объектов, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию указанных строений.

Административные здания (казармы ***), расположенные в <адрес>, находятся в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и передана в эксплуатацию по актам приема-передачи от 31 марта 2017 г. *** ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) ФИО 2

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 860 (далее – Руководство) ФГБУ «ЦЖКУ» относится к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).

В силу пункта 13 Руководства ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета.

Пунктом 14 Руководства установлено, что филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов.

Жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» (ЖКС) на основании пункта 15 Руководства несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.

Согласно пункту 12 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основанными задачами деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

В соответствии с пунктом 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны.

На основании пункта 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Пунктом 9 Устава филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН предусмотрено, что филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 10 Устава филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по РВСН филиал осуществляет, в том числе, электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные, малярные работы и прочие отделочные и завершающие работы.

Таким образом, именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Отсутствие денежных средств не освобождает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от исполнения возложенных на него функций.

Отсутствие процедуры для включения в титул капитального строительства объектов недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, также не является основанием для освобождения от обязанности по обеспечению зданий казарм автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, так как это относится к способу и порядку установки пожарной сигнализации.

Кроме того, возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению оборудованием зданий казарм автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, суд первой инстанции не применил приведенные выше нормы, из содержания которых следует, что такая система представляет собой комплекс стационарных технических средств для тушения пожара и должна монтироваться в здании в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном законом порядке, одновременно с возведением объекта защиты или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом, исходя из технических возможностей, в том числе при согласовании с органами государственного пожарного надзора.

При таких обстоятельствах состоявшееся решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием зданий казарм автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 июня 2021 г. отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части *** в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану *** (<адрес>) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану ***, здания казармы *** по генеральному плану *** (<адрес>) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству обороны Российской Федерации, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2022 г.