ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1706/2022 от 13.10.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 33-8030/2022

(№ 2-1706/2022)

64RS0047-01-2022-002283-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.

судей Негласона А.А., Бартенева Ю.И.,

при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на страховую пенсию, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 июля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, представителя истца ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями с учетом их уточнений к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ ОПФР по Саратовской области) об установлении факта, имеющего юридическое значение, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на страховую пенсию.

Требования мотивировал тем, что 31 января 2022 года обратился в ГУ ОПФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 25 февраля 2022 года № 220000004850/45770/22 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку период его работы с 10 декабря 1980 года по 04 апреля 1991 года в совхозе «Ростовский» не был включен в страховой стаж по причине отсутствия в трудовой книжке наименования организации при приеме на работу и заверении записи об увольнении нечитаемой печатью. С указанным решением истец не согласен, так как в указанный период работал механизатором в совхозе «Ростовский» Жанадалинского района Тургайской области Казахской ССР, действительно при его приеме на работу в трудовой книжке не было указано наименование работодателя и печати, которыми заверены записи имеют неполную сохранность, однако в остальном записи в трудовой книжке соответствуют требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162. Факт его работы подтверждается записями в трудовой книжке в разделе «сведения о поощрениях». Представить справку, подтверждающую период работы в совхозе «Ростовский» он возможности не имеет, так как совхоза в настоящее время не существует, а документы в архив не были сданы. Кроме того, по причине несохранности документов работодателем, истец не смог представить в пенсионный орган справки о заработной плате для расчета размера пенсии. Однако указывает, что в ноябре 1982 года вступил в коммунистическую партию Советского Союза, куда им уплачивались членские взносы в процентном соотношении от размера ежемесячной заработной платы: до 50 рублей - 10 копеек; от 51 до 100 руб. - 0,5 %; от 101 до 150 руб. - 1,0 %; от 151 до 200 руб. - 1,5 %; от 201 до 250 руб. - 2,0 %; от 251 до 300 руб. - 2,5 %; свыше 300 руб. - 3,0 %. В партийном билете истца содержатся сведения о размере его заработка за 1982 год: ноябрь - 95 руб., декабрь - 319 руб., 1983 год: январь - 271 руб., февраль - 262 руб., март - 257 руб., апрель - 234 руб., май - 250 руб., июнь - 346 руб., июль -125 руб., август - 206 руб., сентябрь - 417 руб., октябрь - 288 руб., ноябрь - 207 руб., декабрь - 238 руб.; 1984 год: январь - 955 руб., февраль -219 руб., март - 119 руб., апрель - 171 руб., май - 386 руб., июнь - 213 руб., июль -139 руб., август - 368 руб., сентябрь - 496 руб., октябрь -299 руб., ноябрь - 141 руб., декабрь -609 руб.; 1985 год: январь - 181 руб., февраль -220 руб., март - 149 руб., апрель - 126 руб., май - 452 руб., июнь -181 руб., июль - 230 руб., август - 57 руб., сентябрь - 283 руб., октябрь - 66 руб., ноябрь - 221 руб., декабрь - 905 руб.; 1986 год: январь - 191 руб., февраль - 237 руб., март - 160 руб., апрель -115 руб., май - 419 руб., июнь - 132 руб., июль -196 руб., август - 453 руб., сентябрь - 525 руб., октябрь - 355 руб., ноябрь - 413 руб., декабрь - 951 руб.; 1987 год: январь - 512 руб., февраль - 543 руб., март - 258 руб., апрель - 360 руб., май - 402 руб., июнь -360 руб., июль - 414 рублей, август - 316 руб., сентябрь - 439 руб., октябрь - 442 руб., ноябрь - 245 руб., декабрь - 1824 руб.; 1988 год: январь - 262 руб., февраль -334 руб., март -770 руб., апрель - 206 руб., май - 240 руб., июнь - 240 руб., июль - 341 руб., август - 240 руб., сентябрь - 240 руб., октябрь - 240 руб., ноябрь - 244 руб., декабрь - 244 руб.; 1989 год: январь - 5844 руб., февраль - 80 руб., март - 240 руб., апрель - 191 руб., май - 253 руб., июль - 506 руб., август - 253 руб., сентябрь - 253 руб., октябрь - 253 руб., ноябрь - 253 руб., декабрь - 253 руб.; 1990 год: январь - 4761 руб., февраль - 253 руб., март - 253 руб., апрель - 253 руб., май - 253 руб., июнь -253 руб., июль - 708 руб., август - 253 руб., сентябрь - 775 руб., октябрь - 978 руб., ноябрь - 353 руб., декабрь - 2860 руб., 1991 год: январь - 253 руб., февраль - 12780 руб., март - 1004 руб. Кроме того, указывает, что в его партийном билете неточно указано его отчество: «Евгеньевич» вместо «Евгениевич», однако исправить ошибку невозможно, так как Жанадалинского райкома Компартии Казахстана Тургайской области не существует.

Считая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который просил установить факт принадлежности ему партийного билета № 19406394; установить факт получения заработной платы с ноября 1981 года по март 1991 года по данным партийного билета; возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 10 декабря 1980 года по 04 апреля 1991 года в совхозе «Ростовский» Жанадалинского района Тургайской области Казахской ССР и с учетом установления факта принадлежности ему партийного билета и получения заработной платы по данным партийного билета за период с ноября 1982 года по март 1991 года назначить страховую пенсию по старости с 12 февраля 2022 года по наиболее выгодному варианту.

Рассмотрев спор, Октябрьский районный суд г. Саратова решением от 01 июля 2022 года исковые требования удовлетворил.

В апелляционной жалобе ГУ ОПФР по Саратовской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с неправильным применением норм материального права, просит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ответчик приводит доводы, аналогичные, изложенным в возражениях на исковые требования.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в суде первой инстанции, просит оспариваемое решение суда оставить без изменения.

Истец ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.

31 января 2022 года ФИО1 обратился в ГУ ОПФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 25 февраля 2022 года № 220000004850/45770/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку период его работы с 10 декабря 1980 года по 04 апреля 1991 года в совхозе «Ростовский» не был включен в страховой стаж по причине отсутствия в трудовой книжке наименования организации при приеме на работу, и заверения записи об увольнении с плохо читаемой печатью.

Как следует из трудовой книжки (запись № 5) 10 декабря 1980 года ФИО1 зачислен в совхоз «Ростовский» в качестве механизатора, также имеется запись об увольнении истца из совхоза по собственному желанию 04 апреля 1991 года (запись № 7). В разделе трудовой книжки о поощрениях имеются четыре записи о награждениях истца за спорный период работы в совхозе.

Также в 23 ноября 1982 года ФИО1 вступил в коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Согласно пунктам 3, 38 Устава Коммунистической партии Советского Союза, утвержденного XXVIII съездом КПСС, члены партии были обязаны ежемесячно уплачивать членские взносы.

В силу пункта 1 Инструкции о членских взносах членов и кандидатов в члены партии КПСС, утвержденной Секретариатом ЦК КПСС 18 сентября 1967 года, определен размер членских взносов в процентном соотношении от размера ежемесячной заработной платы. Согласно пункту 2 указанной инструкции, при приеме членских взносов учитываются все получаемые премии и другие денежные вознаграждения в совокупности. При этом членские взносы уплачивались в процентном соотношении от размера ежемесячной заработной платы: до 50 рублей - 10 копеек; от 51 до 100 руб. - 0,5 %; от 101 до 150 руб. - 1,0 %; от 151 до 200 руб. - 1,5 %; от 201 до 250 руб. - 2,0 %; от 251 до 300 руб. - 2,5 %; свыше 300 руб. - 3,0 %.

В партийном билете № 19406394, выданном на имя ФИО1, содержатся сведения о размере заработка: за 1982 год: ноябрь - 95 руб., декабрь - 319 руб., 1983 год: январь - 271 руб., февраль - 262 руб., март - 257 руб., апрель - 234 руб., май - 250 руб., июнь - 346 руб., июль -125 руб., август - 206 руб., сентябрь - 417 руб., октябрь - 288 руб., ноябрь - 207 руб., декабрь - 238 руб.; 1984 год: январь - 955 руб., февраль -219 руб., март - 119 руб., апрель - 171 руб., май - 386 руб., июнь - 213 руб., июль -139 руб., август - 368 руб., сентябрь - 496 руб., октябрь - 299 руб., ноябрь - 141 руб., декабрь -609 руб.; 1985 год: январь - 181 руб., февраль - 220 руб., март - 149 руб., апрель - 126 руб., май - 452 руб., июнь -181 руб., июль - 230 руб., август - 57 руб., сентябрь - 283 руб., октябрь - 66 руб., ноябрь - 221 руб., декабрь - 905 руб.; 1986 год: январь - 191 руб., февраль - 237 руб., март - 160 руб., апрель -115 руб., май - 419 руб., июнь - 132 руб., июль -196 руб., август - 453 руб., сентябрь - 525 руб., октябрь - 355 руб., ноябрь - 413 руб., декабрь - 951 руб.; 1987 год: январь - 512 руб., февраль - 543 руб., март - 258 руб., апрель - 360 руб., май - 402 руб., июнь -360 руб., июль - 414 рублей, август - 316 руб., сентябрь - 439 руб., октябрь - 442 руб., ноябрь - 245 руб., декабрь - 1824 руб.; 1988 год: январь - 262 руб., февраль -334 руб., март -770 руб., апрель - 206 руб., май - 240 руб., июнь - 240 руб., июль - 341 руб., август - 240 руб., сентябрь - 240 руб., октябрь - 240 руб., ноябрь - 244 руб., декабрь - 244 руб.; 1989 год: январь - 5844 руб., февраль - 80 руб., март - 240 руб., апрель - 191 руб., май - 253 руб., июль - 506 руб., август - 253 руб., сентябрь - 253 руб., октябрь - 253 руб., ноябрь - 253 руб., декабрь - 253 руб.; 1990 год: январь - 4761 руб., февраль - 253 руб., март - 253 руб., апрель - 253 руб., май - 253 руб., июнь -253 руб., июль - 708 руб., август - 253 руб., сентябрь - 775 руб., октябрь - 978 руб., ноябрь - 353 руб., декабрь - 2860 руб., 1991 год: январь - 253 руб., февраль - 12780 руб., март - 1004 руб.

Таким образом, период работы истца в совхозе «Ростовский» в качестве механизатора совпадает с периодом оплаты членских взносов по партийному билету, выданному Жандалинским райкомом Компартии Казахстана Тургайской области.

При этом в партийном билете была допущена описка при написании отчества ФИО1 - указано «Евгеньевич» вместо «Евгениевич», исправить данную ошибку невозможно, так как Жанадалинского райкома Компартии Казахстана Тургайской области в настоящий момент не существует.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принадлежности документов.

Статьей 265 ГПК РФ предусмотрены условия, необходимые для установления в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение - невозможность получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Удовлетворяя требования ФИО1 о включении страховой стаж периода работы с 10 декабря 1980 года по 04 апреля 1991 года в совхозе «Ростовский» Жанадалинского района Тургайской области Казахской ССР, факта принадлежности партийного билета и получения заработной платы по данным партийного билета, суд первой инстанции исходил из того, что записи в трудовой книжке внесены последовательно, без нарушения хронологии, исправлений не содержат, а нарушения правил заполнения трудовой книжки не может служить основанием для отказа в принятии документа к рассмотрению при решении вопроса о назначении страховой пенсии по старости, поскольку обязанность по заполнению и ведению трудовых книжек лежит на работодателе. Установление факта принадлежности партийного билета позволило суду установить факт получения заработной платы за спорный период, суд пришел к обоснованному выводу, что фактический заработок истца в период с ноября 1982 года по март 1991 года может быть подтвержден представленным партийным билетом, поскольку он оформлен в соответствии с требованиями, установленными пунктом 7 Инструкции о членских взносах членов и кандидатов в члены партии КПСС, утвержденной Секретариатом ЦК КПСС 18 сентября 1967 года, записи о заработке и суммах взносов заверены подписью секретаря партийной организации и соответствующим штампом.

Принимая решение о назначении истцу пенсии, суд исходил из того, что у истца имелся необходимый страховой стаж согласно данным трудовой книжки, при наличии необходимого индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Закона, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение).

В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).

Частью 1 статьи 4 Закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные требования о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила № 1015).

Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

К уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;

единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).

Согласно части 1 статьи 21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что истец, как гражданин Российской Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии периоды работы и иной деятельности выполняемой им за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Принимая решение, суд правильно посчитал, что периоды работы истца, прибывшего в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Отклоняя довод апелляционной ответчика, судебная коллегия исходит из того, что справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование при подсчете страхового стажа в обязательном порядке должны быть подтверждены периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения за пределами Российской Федерации, после 1 января 2002 года.

Правильно применив к спорным отношениям положения вышеуказанных норм, суд обоснованно исходил из того, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).

С учетом вышеприведенного правового регулирования в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, выводы суда первой инстанции о возможности учета периода работы истца с 10 декабря 1980 года по 04 апреля 1991 года в совхозе «Ростовский» Жанадалинского района Тургайской области Казахской ССР, в целях оценки его пенсионных прав являются верными. При наличии трудовой книжки, содержащей сведения о спорных периодах работы истца и партийного билета, отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в указанные периоды, не может служить основанием для исключения спорных периодов при подсчете стажа и ограничивать право истца на получение страховой пенсии по старости. Иное противоречит положениям вышеуказанных норм права.

20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01 января 2021 года.

Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.

Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 01 января 2021 года.

Относительно стажа работы до 01 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 01 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 01 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.

Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 01 января 2021 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 года территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.

До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 года.

Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.

Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.

Факт не поступления ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, не зависящим от действий пенсионера, не должен препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж.

Также подлежит отклонению как необоснованный довод апелляционной жалобы о том, что сведения о периодах работы внесены в трудовую книжку с нарушением Инструкции от 20 июня 1974 года № 6162 «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях и организациях», поскольку нарушение правил оформления трудовой книжки не зависит от воли истца и не является его виной, не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, так как неправильное оформление работодателем трудовой книжки не должно ущемлять прав и законных интересов истца (работника).

Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Исходя из приведенных норм закона, с учетом того, что истцом был представлен партийный билет, в котором имеются сведения о размере заработной платы, из которого можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах и соответствует нормам права, подлежащим применению в данном случае.

Доводы жалобы о том, что действующим законодательством исчерпывающим образом определен порядок подтверждения страхового стажа и среднемесячного заработка и отсутствуют основания для расчета размера трудовой пенсии по данным партийного билета, не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, суд им дал надлежащую оценку.

Таким образом, учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: