ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2022 г. № 33-1922/2022
(в суде первой инстанции дело № 2-1709/2021, УИД27RS0001-01-2021-001442-72)
город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Пестовой Н.В., Крюк А.А.
при секретаре Зайцеве В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Хабаровска, комитету Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным решение от 16.12.2020 № 2-132, признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения представителя истца ФИО1 – Новомодной Я.В., действующей по доверенности от 27.06.2018, представителя администрации г. Хабаровска ФИО2, действующей по доверенности от 08.11.2020, представителя Комитета правительства Хабаровского края по гражданской защите ФИО3, действующей по доверенности от 10.01.2022, представителя Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4, действующей по доверенности от 09.12.2021, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Хабаровска о признании незаконным решение от 16.12.2020 № 2-132, признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой им имущества.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является собственником квартиры <адрес>. Проживает в указанной квартире. В связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края распоряжениями Правительства Хабаровского края на территории города Хабаровска неоднократно были введены режимы чрезвычайной ситуации. Обратился в администрацию г. Хабаровска с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам и финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости. Однако в выплате материальной и финансовой помощи отказано, со ссылкой на пп.2.13 Порядка, согласно которому граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, и получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 г. № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений. Отказ подтверждается письмом администрации г. Хабаровска от 16.12.2020 № 2-132. Истец не согласен с ответом, поскольку не получал мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнение на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края. Вынужден проживать в жилом доме, поскольку у него отсутствует какое-либо другое жилье. На основании постановления администрации г.Хабаровска от 21.12.2017 № 4294 он принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается письмом администрации г.Хабаровска от 16.04.2018 № 2000. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу на заседании межведомственной комиссии 30.09.2020, что подтверждается ответом администрации г. Хабаровска от 22.10.2020 № 3-8375ж.
С учетом уточненных исковых требований, просит признать право на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей), обязать администрацию г. Хабаровска включить ФИО1 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе–сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596.
Определением суда от 23.03.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального, процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что жилой дом после паводка в 2019 году не обследовался, жилой дом обследовали только в 2020 году на основании заявлений жильцов дома в 2019 году. Судом не указано в решении, по каким причинам затопление жилого дома в августе-сентябре 2020 года не повлияло на его состояние.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 августа 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. № 16 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки сторон неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 – Новомодная Я.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Просила решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители администрации г. Хабаровска ФИО2, Комитета правительства Хабаровского края по гражданской защите ФИО3, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Жилой многоквартирный дом <адрес> в периоды объявления ЧС находился в границах подтопления, утвержденных постановлениями администрации г. Хабаровска:
от 16.09.2013 г. № 3630 «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа «Город Хабаровск», возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури»;
от 19.09.2019 г. № 3086 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года» в редакции постановления администрации города Хабаровска от 25.09.2019 №3164; от 27.10.2020 № 3441 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года».
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями статьи 2 указанного Федерального закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Главой второй Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и ОМС в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом «м» статьи 10 и подпункта «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана, является полномочием Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно.
В связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края распоряжениями Правительства Хабаровского края на территории города Хабаровска неоднократно были введены режимы чрезвычайной ситуации: 09 августа 2013 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края»; с 29 июля 2019 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 г. № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации; с 15.09.2020 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.09.2020 № 962-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 г. № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями», установлено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на следующие цели: в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 № 453-пр «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов, в том числе в целях финансового обеспечения: а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека). Источником финансового обеспечения трансфертов являются бюджетные ассигнования, предоставляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Хабаровского края.Постановлением администрации города Хабаровска от 09.11.2020 г. № 3596 утвержден порядок предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемов уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе–сентябре 2020 года.
В силу пп. 2.1., 2.3., 2.4 данного порядка граждане подают на имя Мэра города заявления с приложением соответствующих документов, и в соответствии с п. 2.10.2 включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 Порядка, и заключений комиссии по факту нарушения условий жизнедеятельности согласно приложению № 7 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 г. № 275.
Согласно п. 2.10.3 Порядка, граждане включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 настоящего Порядка, а также акта по форме согласно приложению № 8 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 № 275.
Исходя из п. 2.12, 2.14 списки пострадавших граждан утверждаются и направляются в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите в порядке, предусмотренном Правилами № 453-пр.
Выплата финансовой помощи осуществляется с момента предоставления бюджету городского округа «город Хабаровск» межбюджетного трансферта на выплату финансовой помощи пострадавшему гражданину.
В указанные списки, в силу п. 2.11 Порядка, не включаются граждане, в отношении которых не подтвержден факт их постоянного проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также факт нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.13 Порядка, граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, и получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений, гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в пункте 4.2 постановления Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 № 453-пр.
Обратившись в комитет администрации г. Хабаровска по управлению Индустриальным районом, истец просил оказать разовую финансовую помощь.
Ответом от 16.12.2020 № 2-132 истцу отказано в предоставлении «разовой финансовой помощи» в соответствии с п. 2.13 Порядка.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает на незаконность ответа, поскольку материальную помощь он не получал, жилой дом находится в зоне подтопления границ зоны чрезвычайной ситуации, соответственно, он имеет право после затопления в 2020 году на получение разовой финансовой помощи.
Согласно заключению межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» от 30.09.2020 № 928 и постановления администрации города Хабаровска от 10.12.2020 № 4110, согласно которым жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В заключении от 2020 года, имеется ссылка на обстоятельства, послужившие основанием для признания жилого дома аварийным, а именно в связи с тем, что данный жилой дом включен в затопленные (подтопленные) границы зон, чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды на реках на территории города Хабаровска в августе 2019 г., утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 19.09.2019 № 3086.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что материалами дела не подтверждается невозможность для истца воспользоваться в настоящее время мерами государственной поддержки, поскольку заявительный характер истцом не соблюден, с просьбой оказания меры государственной поддержки, истец не обращался по собственному волеизъявлению, фактически уклоняясь от получения данной выплаты по критериям её незначительности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд указал, что истец достоверно знал о том, что дом, в котором он проживает, находится в границах затопления и подтопления, после признания в 2020 году дома не пригодным для проживания в результате подтопления в 2019 г., продолжает им пользоваться и проживать в нем, с очевидностью зная, что дальнейшие затопления приведут к значительному ухудшению технического состояния дома и находящегося в нем имущества, тем самым в действиях истца усматривается злоупотребление правом, влекущими в порядке статьи 10 ГК РФ, отказ в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании права истца на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596 (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей), поскольку как следует из материалов дела, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года у истца не установлена утрата имущества первой необходимости, что подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком в августа-сентября 2020 года составленным комиссией, который подписан истцом (л.д. 32).
Таким образом, истец, подписав указанный акт, подтвердил факт отсутствия утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года, в связи с чем за истцом не может быть признано право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возложении на ответчика обязанности включить истца в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596 (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении указанных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия признает неправильным вывод суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения от 16.12.2020 № 2-132 администрации г. Хабаровска об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи, о признании права ФИО1 на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей на человека, возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска включить ФИО1 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596 по тем основания, что материалами дела не подтверждается невозможность для истца воспользоваться в настоящее время мерами государственной поддержки, поскольку заявительный характер истцом не соблюден, с просьбой оказания меры государственной поддержки, истец не обращался по собственному волеизъявлению, фактически уклоняясь от получения данной выплаты по критериям её незначительности.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях истца злоупотребления правом, влекущими в порядке статьи 10 ГК РФ, отказ в удовлетворении требований.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действиями в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 настоящей статьи).
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение данных требований закона, в отсутствие доказательств, подтверждающих злоупотребление истцом правом, вывод суда первой инстанции о злоупотреблении истцом права не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по данному основанию.
Как следует из материалов дела, ФИО5 государственную поддержку на приобретение или строительство жилья в связи с признанием непригодным для проживания жилого дома, попавшего в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2020 года, не получал.
Наличие у истца нереализованного права на данную выплату не является обстоятельством, с которым закон связывает отсутствие права на получение мер единовременной материальной помощи при затоплении дома в условиях паводка 2020 года. Таких ограничений нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, не содержат. Несогласие истца с размером указанной выплаты не является основанием для отказа в предоставлении ему единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Оценив доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
В связи с тем, что права истца на получение единовременной материальной помощи нарушены, то решение от 16.12.2020 № 2-132 подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решение от 16.12.2020 № 2-132, признании права ФИО1 на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей на человека, возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска включить ФИО1 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596, в указанной части решение суда подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении данных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решение от 16.12.2020 № 2-132, о признании права ФИО1 на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей на человека, возложении обязанности на администрацию г. Хабаровска включить ФИО1 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596, принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным решение администрации г. Хабаровска от 16.12.2020 г. № 2-132 об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи.
Признать право ФИО1 на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей на человек.
Обязать администрацию г. Хабаровска включить ФИО1 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 09.11.2020 № 3596.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи