УИД 58RS0018-01-2020-003144-64 33-3264/2020
Судья Петрова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2020 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
председательствующего Макаровой С.А.,
судей Мисюра Е.В., Усановой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горыниной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1715/2020 по иску ФИО4 к государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности № 89-о от 12 мая 2020 г. в виде замечания и взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 рублей по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 7 сентября 2020 г., которым постановлено:
Иск ФИО4 к государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности № 89-о от 12 мая 2020 г. в виде замечания и взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 рублей – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мисюра Е.В., объяснения ФИО4, представителя государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО4 к обратился в суд с иском к государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности № 89-о от 12 мая 2020 г. в виде замечания и взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб.
Требования мотивированы тем, что с 3 октября 2017 г. он работал в Центре ПФР в Пензенской области в должности главного специалиста-эксперта юридической группы.
Приказом от 12 мая 2020 г. № 89-о был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение дисциплинарного проступка – отсутствие на рабочем месте 28 апреля 2020 г. с 15.56 до 17 часов.
Считает, что дисциплинарное взыскание было применено к нему неправомерно.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1).
Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами было предписано определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов (п. 6).
Согласно п. п. 2, 3 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.04.2020 № 194р «Об организации работы по обеспечению функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» список работников, привлекаемых к работе в период с 4 по 30 апреля 2020 г., определяется руководителем структурного подразделения ПФР ежедневно в соответствии с поставленными задачами в пределах численности, утвержденной настоящим распоряжением.
Руководителям отделений ПФР и подведомственных территориальных органов ПФР поручено утвердить списки работников, которые не могут быть привлечены для выполнения задач, поставленных перед ПФР, в указанный период (так называемая резервная группа работников).
Указанные решения о привлечении к работе и утверждение списков должны были быть оформлены приказом (распоряжением), локальным нормативным актом учреждения, чего сделано не было.
О том, что он привлечен к работе с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно, он не знал, с приказом о привлечении к работе в этот период ознакомлен не был, более того, по его данным (в качестве главного специалиста-эксперта юридической группы в отсутствие руководителя группы, который находится на больничном с декабря 2019 г., он визирует все локальные нормативные акты работодателя) данного приказа не существовало.
Работодатель утверждает, что поскольку он был привлечен к работе в период с 30 марта 2020 г. на период действия Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», он должен был продолжить работу и далее.
Действительно он был привлечен к работе с 30 марта 2020 г. на период нерабочих дней, объявленных Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 (то есть по 3 апреля 2020 г.), о чем ему была выдана справка.
В разъяснениях Минтруда России, изложенных в письме от 26.03. 2020 г. № 14-4/10/П-2696, указано, что введение нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа, в частности: Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам.
Но в его функции не входило обеспечение выплаты пенсий и иных социальных выплат гражданам. Цель привлечения его к работе в этот период не понятна.
С утвержденным списком работников Центра ПФР в Пензенской области, осуществляющих трудовую деятельность в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. он ознакомлен не был. Данный список не упомянут как основание для выдачи ему справки. Других справок он не получал. В период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. работал в обычном режиме, нареканий за данный период от работодателя не имеет.
В приказе о дисциплинарном взыскании от 12 мая 2020 г. № 89-о работодатель указал, что для привлечения его к работе в период с 4 по 30 апреля 2020 г. было достаточно того, что он завизировал проект приказа о создании резервной группы работников Центра ПФР в Пензенской области. Однако это суждение ошибочно. В Центре ПФР Пензенской области ведется безбумажный документооборот с применением программного обеспечения «Подсистемы «Электронный документооборот» АИС ПФР-2 (ПЭД). 7 апреля 2020 г. посредством ПЭД он получил проект приказа версия 1 от 7 апреля 2020 г. под учетным номером 3073 от 7 апреля 2020 г. о создании резервной группы и завизировал его. Данный проект приказа не содержал положения о том, что работники Центра ПФР в Пензенской области, не включенные в резервную группу, работают в обычном режиме рабочего времени согласно Правилам внутреннего трудового распорядка. С приказом от 4 апреля 2020 г. № 23 (по его мнению, издан задним числом) о создании резервной группы работников Центра ПФР в Пензенской области он ознакомлен не был, что подтверждается распечаткой регистрационно-контрольной карточки внутреннего документа. Кроме того, согласно распоряжению Правления ПФР от 3 апреля 2020 г. № 194р невключение его в состав резервной группы не означает привлечение его к работе в течение всего периода с 4 по 30 апреля 2020 г.
В период с 4 по 30 апреля 2020 г. в нарушение распоряжения Правления ПФР от 3 апреля 2020 г. № 194р начальником Центра ПФР в Пензенской области трудовая деятельность работников не была организована. Работники привлекались к работе тогда, когда была срочная работа, то есть по необходимости, руководители структурных подразделений сами определяли порядок работы и необходимое количество работников, привлекаемых к работе в целях обеспечения выполнения стоящих перед подразделением задач.
28 апреля 2020 г. он находился на рабочем месте с 8 часов утра. Примерно в половине четвертого часа дня услышал от работников Центра ПФР по Пензенской области, что их отпустили домой. Предполагая, что будут проводиться дезинфекционные мероприятия, а также ввиду отсутствия срочной работы, он в 16 часов покинул свое рабочее место.
Профилактические и дезинфекционные мероприятия проводились в помещениях Центра ПФР по Пензенской области не реже двух раз в неделю. Комплексная дезинфекционная обработка помещений проводилась раз в неделю, при этом заранее о времени ее проведения сообщалось не всегда, но, как правило, она проводилась в конце рабочего дня за час или два.
Покинув рабочее место, он пошел в аптеку, так как к концу рабочего дня почувствовал себя плохо, у него разболелась голова. Купив лекарство, сразу его принял и поехал домой. Возвращаться на работу не стал, опасаясь, что у него могли проявиться симптомы коронавирусной инфекции (COVID-19).
Кроме того, 28 апреля 2020 г. согласно ст. 112 Трудового кодекса РФ и Закону Пензенской области от 10.04.2015 № 2700-ЗПО «Об объявлении нерабочим (праздничным) днем на территории Пензенской области единого дня поминовения усопших» являлся нерабочим праздничным днем.
Все эти обстоятельства он изложил в своей объяснительной записке, однако работодатель дал им неверную оценку, а некоторым и не дал вовсе. То есть, ставя ему в вину совершение дисциплинарного проступка, работодатель не дал оценки обстоятельствам, приведшим к его совершению в нарушение положений ст. 192 Трудового кодекса РФ. Более того, работодатель в данном случае руководствовался не нормами права, а личной заинтересованностью.
Считает незаконным применение к нему дисциплинарного взыскания ввиду отсутствия его вины в его совершении.
Незаконными действиями работодателя ему был причинен моральный вред, который оценивает в размере 200000 руб.
Ощущение того, что работодателем к нему была допущена несправедливость, постоянные придирки к его работе, связанные с несогласием с приказом № 89-о от 12 мая 2020 г., повлекли для него невозможность оставаться в трудовых отношениях с работодателем и подачу заявления о расторжении трудового договора с 25 июня 2020 г.
Просил признать незаконным применение к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания, отменить приказ № 89-о от 12 мая 2020 г, взыскать с Центра ПФР в Пензенской области компенсацию морального вреда в размере 200000 руб.
В судебном заседании истец ФИО4 заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Центра ПФР в Пензенской области ФИО5, действующая на основании Положения, исковые требования не признала, представил письменные возражения по иску.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит ФИО4
Центром ПФР в Пензенской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
В апелляционной жалобе ФИО4 поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, определяющих порядок распределения бремени доказывания по трудовым спорам. Работодатель не ознакомил его с приказом (распоряжением), локальным нормативным актом, говорящим о том, что он включен в состав работников, обеспечивающих функционирование Центра ПФР в Пензенской области в период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно, а также в списки работников, привлекаемых к работе в названный период, в частности 28 апреля 2020 г.
Помимо того, что Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 28 апреля 2020 г. объявлено нерабочим днем, согласно Закону Пензенской области от 10.04.2015 № 2700-ЗПО «Об объявлении нерабочим (праздничным) днем на территории Пензенской области единого дня поминовения усопших» 28 апреля 2020 г. объявлено нерабочим (праздничным) днем на территории Пензенской области.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ФИО5, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Статьей 193 ТК РФ определен порядок применения дисциплинарных взысканий.
Из материалов дела следует, что 3 октября 2017 г. между государственным учреждением – Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области и ФИО4 заключен трудовой договор № 66, в соответствии с которым ФИО4 принят в юридическую группу на должность главного специалиста – эксперта.
Приказом от 12 мая 2020 г. № 89-о, вынесенным начальником Центра ПФР в Пензенской области, ФИО4 подвергнут дисциплинарному взысканию в виде замечания.
Полагая, что работодателем необоснованно применено дисциплинарное взыскание, ФИО4 обратился в суд с данным иском.
С учетом исковых требований ФИО4, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права обстоятельством, имеющим значение для дела, являлось установление причин (уважительные или неуважительные) отсутствия истца на рабочем месте, а также того, был ли уведомлен работодатель о причинах его отсутствия.
Доводы истца о том, что отсутствие на рабочем месте носило правомерный характер, судебная коллегия отклоняет.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дни с 30 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. объявлены нерабочими с сохранением за работниками заработной платы.
В Указе Президента РФ от 25.03.2020 № 206 приведен перечень организаций, на работников которых не распространяется названный Указ.
В соответствии с п. 4 рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» Минтруда России от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 введение нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа, в частности Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов, обеспечивающих выплату пенсий, а также осуществление иных социальных выплат гражданам.
Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников): … организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам) (п. 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239).
Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов (п. 6 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239).
Согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 03.04.2020№ 194р «Об организации работы по обеспечению функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определено:
Утвердить численность работников руководства ПФР и аппарата при руководстве ПФР, структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, Ревизионной комиссии ПФР, МИЦ ПФР, отделений ПФР (включая подведомственные территориальные органы ПФР), обеспечивающих функционирование и выполнение поставленных перед Пенсионным фондом РФ задач в период с 4 по 30 апреля 2020 г., согласно приложению к настоящему распоряжению (п. 1).
Список работников, привлекаемых к работе в период с 4 по 30 апреля 2020 г., определяется руководителем структурного подразделения ПФР ежедневно в соответствии с поставленными задачами в пределах численности, утвержденной настоящим распоряжением (п. 2).
Руководителям отделений ПФР и подведомственных территориальных органов ПФР, директору Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда РФ ФИО6 поручено:
утвердить списки работников, которые не могут быть привлечены для выполнения задач, поставленных перед ПФР, в указанный период;
организовать трудовую деятельность работников, в том числе осуществление дистанционной профессиональной деятельности, в соответствии с письмами Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2020 № 19-0/10/П-2382 и от 26.03.2020 № 14-4/П- 2696;
обеспечить проведение с периодичностью не реже двух раз в неделю профилактических и дезинфекционных мероприятий (комплексной дезинфекционной обработки) в зданиях (сооружениях, помещениях) с учетом рекомендаций Роспотребнадзора, обеспечив при этом минимальное количество находящихся на рабочих местах работников (п. 3).
Согласно Положению о государственном учреждении – Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Пензенской области, утвержденному постановлением Правления ПФР от 10.07.2017 № 499п, Центр является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Во исполнение приказа ОПФР по Пензенской области от 4 апреля 2020 г. № 85 «О создании резервных групп работников ОПФР по Пензенской области и подведомственных территориальных органов» Центром ПФР в Пензенской области издан приказ от 4 апреля 2020 г. № 23, согласно которому была создана резервная группа работников Центра ПФР в Пензенской области (приложение № 1).
Работникам, указанным в приложении № 1, необходимо обеспечить режим самоизоляции с 4 апреля 2020 г. до особого распоряжения (п. 2 приказа).
Привлечение к работе работников из резервной группы производить по решению начальника Центра или лица его заменяющего (п. 3 приказа).
ФИО4 в резервной группе работников Центра ПФР в Пензенской области (приложения № 1 к приказу) не состоял.
Указанный приказ зарегистрирован в программном обеспечении Подсистема «Электронный документооборот» АИС ПФР-2 и согласован с ФИО4 7 апреля 2020 г., о чем свидетельствует электронный журнал регистрации приказов по основной деятельности Центра ПФР по Пензенской области (учетный номер 3073 от 7 апреля 2020 г.).
Работники организаций, деятельность которых не приостанавливалась, продолжали выполнять трудовые обязанности, в соответствии с режимом работы, установленным на данный период.
Установленный Правилами внутреннего трудового распорядка Центра ПФР в Пензенской области режим работы в период с 4 по 30 апреля 2020 г. не менялся (пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота, воскресенье), начало ежедневной работы – 8 часов 00 минут, окончание рабочего дня – 17 часов 00 минут (кроме пятницы), окончание работы в пятницу – 15 часов 45 минут, перерыв для отдыха и питания – с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут).
Факт отсутствия истца на рабочем месте 28 апреля 2020 г. с 15.56 до 17.00 подтверждается актом от 28 апреля 2020 г., составленным руководителем группы по кадрам и делопроизводству ФИО1 в присутствии заместителя начальника Центра ФИО2, руководителя группы эксплуатации средств вычислительной техники и программного обеспечения ФИО3.
В объяснительной от 30 апреля 2020 г. ФИО4 написал, что ушел с рабочего места в 15.59 28 апреля 2020 г., так как все работники Центра, работающие на 4-м этаже в правом крыле здания, закончили работу и покинули свои рабочие места в то же самое время или ранее, он подумал, что рабочий день закончился. К тому же у него были сильные головные боли, а нужных лекарств с собой не оказалось. Дойдя до аптеки и купив лекарство, он сразу же его принял, после чего у него закружилась голова и он не смог вернуться обратно, оставшись там. О том, что необходимо вернуться, узнал после звонка руководителя группы по кадрам и делопроизводству.
В дополнении к объяснительной от 30 апреля 2020 г. ФИО4 написал, что не знал о привлечении его к работе с 4 по 30 апреля 2020 г., с приказом о привлечении в указанный период к работе ознакомлен не был, более того по его данным такого приказа не существует. 30 марта 2020 г. ему была выдана справка о том, что он привлечен к работе с 30 марта 2020 г. согласно п. 2 Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206. Данным Указом были установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. Других справок он не получал.
10 июля 2020 г. ФИО4 уволен по ч. 3 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).
При применении к ФИО4 дисциплинарного взыскания в виде замечания порядок его применения, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, был соблюден.
Поскольку нарушения трудовых прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то отказ во взыскании компенсации морального вреда основан на положениях ст. 237 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца о незаконности привлечения его к дисциплинарной ответственности на основании приказа от 12 мая 2020 г. № 89-о аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.
В статье 5 ТК РФ указаны виды актов, которые регулируют отношения, входящие в предмет трудового права, определена их иерархия.
Ссылка апеллянта на разъяснения Минтруда России, изложенные в п. 7 письма от 26.03. 2020 г. № 14-4/10/П-2696, в котором сказано, что руководители федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководители организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ, самостоятельно определяют численность служащих и работников, которые будут обеспечивать функционирование этих органов (организаций), включая возможность работы дистанционно, а также численность служащих и работников, для которых вводятся нерабочие дни; указанные решения оформляются приказом (распоряжением) соответствующего органа, локальным нормативным актом организации, отклоняется, так как рекомендации и письма Минтруда, а также Роспотребнадзора, издаваемые в период карантина, не являются источниками трудового права, поскольку не носят нормативный характер.
Как следует из возражений ответчика на апелляционную жалобу истца, списки работающих составлялись для направления в ОПФР по Пензенской области с целью учета и контроля общей численности работников по области, поскольку в приложении 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 03.04.2020№ 194р «Об организации работы по обеспечению функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» была утверждена численность работников ОПФР по Пензенской области – 575.
Довод апеллянта о том, что 28 апреля 2020 г. объявлено нерабочим днем согласно Закону Пензенской области от 10.04.2015 № 2700-ЗПО «Об объявлении нерабочим (праздничным) днем на территории Пензенской области единого дня поминовения усопших» отклоняется, поскольку распространяется на работников организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ. Центр ПФР в Пензенской области к таковым не относится.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, опровергали правильность выводов суда и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 7 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи