ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-171/20 от 16.06.2020 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Власенко О.В. Дело № 2-171/2020

№ 33-550/2020

16 июня 2020 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бирючковой О.А., Выглева А.В.,

при секретаре Бушуевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровинской Е.А. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» о признании незаконным отказа в назначении и выплате денежного пособия, возложении обязанности назначить и выплатить денежное пособие

по апелляционной жалобе Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» на решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения представителя Министерства труда и социальной политики Магаданской области Умалатовой О.Ю., полагавшей заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика, возражения истца Боровинской Е.А. и ее представителя Сосниной И.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Боровинская Е.А. обратилась в Ольский районный суд с иском к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» (далее – МОГКУ «Ольский социальный центр», Учреждение) о признании незаконным отказа в назначении и выплате денежного пособия молодому специалисту, возложении обязанности назначить и выплатить пособие.

В обоснование требований указала, что в 2013 году окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по специальности «финансы и кредит» квалификации экономист.

7 февраля 2012 года она принята в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск» (16 мая 2012 года преобразовано путем изменения типа учреждения в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск») на должность кассира, где работает по настоящее время.

Согласно должностной инструкции на нее возложены обязанности по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и иных ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, ведению кассовой книги, составлению достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности, в части учета расчетов с подотчетными лицами, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности по учету товарно-материальных ценностей, ведение журналов операций, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в период сдачи квартальной и годовой отчетности учреждения.

30 октября 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о выплате пособия молодому специалисту в соответствии с Законом Магаданской области от 8 декабря 2010 года № 1334-ОЗ «О денежных пособиях специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях и организациях, удаленных от административного центра Магаданской области» (далее – Закон № 1334-ОЗ).

1 ноября 2019 года ответчиком в ее адрес направлено уведомление об отказе в назначении пособия в связи с несоответствием заявителя требованиям, установленным статьей 2 данного Закона.

Ссылаясь на положения статьи 2 Закона № 1334-ОЗ, пунктов 2, 5 Порядка назначения и выплаты денежных пособий специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях, утдаленных от административного центра Магаданской области, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 23 декабря 2010 года № 741-па (далее – Порядок № 741-па), считала отказ в назначении пособия необоснованным.

Просила суд признать незаконными действия МОГКУ «Ольский социальный центр», выразившиеся в отказе в предоставлении денежного пособия молодому специалисту, возложить на МОГКУ «Ольский социальный центр» обязанность выплатить ей денежное пособие в соответствии с Законом №1334-ОЗ.

Определением суда от 12 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство труда и социальной политики Магаданской области.

Решением Ольского районного суда 10 марта 2020 года исковые требования Боровинской Е.А. удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, МОГКУ «Ольский социальный центр» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает, что согласно должностной инструкции должность кассира, на которую была назначена Боровинская Е.А., не требует наличия высшего профессионального образования по специальности «финансы и кредит». В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37, должность кассира отнесена к категории «технические исполнители», а не к категории «специалисты».

Считает, что фактическое выполнение Боровинской Е.А. обязанностей бухгалтера не означает, что она занимает данную должность, отнесенную к категории «специалисты».

Отмечает, что установление факта выполнения каких-либо должностных обязанностей иным способом, кроме документального подтверждения, Законом № 1334-ОЗ и Порядком № 741-па на социальный центр не возложено.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Боровинская Е.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. На основании части 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения представителя третьего лица, истца и ее представителя, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.

На территории Магаданской области принят и действует Закон Магаданской области от 8 декабря 2010 года № 1334-ОЗ «О денежных пособиях специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях и организациях, удаленных от административного центра Магаданской области».

Статьей 2 Закона № 1334-ОЗ установлены требования, предъявляемые к категории «специалист» в целях настоящего Закона: гражданин в возрасте не старше 35 лет,

а) закончивший профессиональную образовательную организацию по программе подготовки специалистов среднего звена или образовательную организацию высшего образования и получивший документ государственного образца о соответствующем образовании и о квалификации,

б) поступивший по трудовому договору (контракту) на работу по специальности (направлению подготовки), соответствующей квалификационным требованиям к его должности, в одно из учреждений либо в одну из организаций, указанных в статье 1 данного Закона, а также пункте 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года № 542-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников» (далее – Закон № 542-ОЗ), до получения документа об образовании либо не позднее двух лет после получения документа об образовании и работающий в данном учреждении (организации) в течение трех лет.

Специалистам устанавливается денежное пособие в размере: 150000 рублей – окончившим профессиональные образовательные организации; 200000 рублей – окончившим образовательные организации высшего образования. Выплата денежных пособий осуществляется ежегодно за каждый фактически отработанный год в течение трех лет либо со дня получения документа об образовании в случае если специалист принят на работу до его получения, либо со дня заключения трудового договора (контракта) если он принят на работу после получения документа об образовании (статья 3 Закона № 1334-ОЗ),

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 542-ОЗ муниципальным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность на основании лицензии, расположенным на территории муниципального образования «Ольский городской округ», присвоен статус удаленных от административного центра Магаданской области.

Порядок назначения и выплаты денежных пособий специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях и организациях, удаленных от административного центра Магаданской области, утвержден постановлением администрации Магаданской области от 23 декабря 2010 года № 741-па.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка № 741-па для назначения денежного пособия специалисты представляют в организацию социальной поддержки и социального обслуживания населения по месту работы специалиста заявление о выплате денежного пособия (с указанием способа выплаты). К указанному заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; копия трудового договора (контракта); копия документа об уровне образования; копия трудовой книжки; для зачисления денежного пособия на счет получателя в кредитной организации – копия титульного листа сберегательной книжки; копия должностной инструкции. Решение о назначении, о досрочном прекращении, возобновлении либо об отказе в назначении денежного пособия специалисту с указанием причин оформляется распоряжением руководителя социального центра в десятидневный срок со дня предоставления документов, указанных в пункте 2 данного Порядка.

Основаниями для отказа в назначении выплаты денежных пособий являются: несоответствие заявителя, претендующего на выплату денежного пособия, требованиям, установленным статьей 2 Закона № 1334-ОЗ; представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 Порядка (пункт 5 Порядка № 741-па).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Боровинская (до вступления в брак Буракова) Е.А. родилась 25 сентября 1987 года (32 года), является гражданкой Российской Федерации.

10 июня 2013 года истец окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по специальности «финансы и кредит», ей присвоена квалификация «экономист», выдан дипломом №....

7 февраля 2012 года Боровинская Е.А. принята на работу в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск», преобразованное 16 мая 2012 года путем изменения типа учреждения в муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск», на должность кассира, где продолжает работать по настоящее время в указанной должности.

Из пояснений истца следует, что в 2019 году у данного работодателя с ней также оформлены трудовые отношения в должности бухгалтера на 0,5 ставки.

30 октября 2019 года Боровинская Е.А. обратилась в МОГКУ «Ольский социальный центр» с заявлением о назначении денежного пособия как молодому специалисту, работающему в муниципальном казенном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск», удаленном от административного центра Магаданской области, за три фактически отработанных года.

Решением ответчика от 1 ноября 2019 года истцу отказано в предоставлении пособия молодому специалисту, предусмотренного Законом № 1334-ОЗ, на основании подпункта 2 пункта 5 Порядка № 741-па в связи с несоответствием заявителя, претендующего на такую выплату, требованиям, установленным статьей 2 Закона №1334-ОЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что материалами дела подтверждено соответствие истца требованиям, предъявляемым Законом к специалистам, претендующим на получение спорного пособия.

Так, судом установлено, что Боровинская Е.А. закончила образовательную организацию высшего образования и получила документ государственного образца об образовании по специальности «финансы и кредит» и присвоении квалификации «экономист».

На основании приказа от 7 февраля 2012 года № 18 с указанной даты истец поступила по трудовому договору на работу в должности кассира в административно-хозяйственный отдел муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск» (16 мая 2012 года преобразовано путем изменения типа учреждения в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск»), до получения документа об образовании и проработала в данном учреждении более трех лет.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Тахтоямск» расположено на территории муниципального образования «Ольский городской округ», имеющего статус удаленного от административного центра Магаданской области.

Согласно должностным инструкциям кассира муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа селаТахтоямск», утвержденным директором учреждения 7 февраля, 16 мая 2012 года и 14 февраля 2013 года, на должность кассира назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального и опыт работы не менее одного года.

К должностным обязанностям истца отнесено: осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средства в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов; ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги; сверка фактического наличия денежных сумм с книжным остатком; составление кассовой отчетности; согласование с директором направления расходования финансовых средств с рублевых счетов учреждения; ведение журнала операций № 2 «Журнал операций с безналичными денежными средствами», представление его в установленные сроки пользователям отчетности; обеспечение составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности в части учета расчетов с подотчетными лицами, ведение журнала операций № 3 «Учет расчетов с подотчетными лицами»; осуществление составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по учету товарно-материальных ценностей в части продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ведение журнала операций № 7 «Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов» и представление его в установленные сроки пользователям отчетности; осуществление составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в период сдачи квартальной и годовой отчетности учреждения по участкам бухгалтерского (финансового) учета; проставление подписи совместно с директором учреждения или уполномоченными на то лицами на документах, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также на расчетных обязательствах; контроль соблюдения установленных правил и сроков проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств; и выполнение других обязанностей по обеспечению сохранности вверенных ценностей и информации.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 (в редакции от 27 марта 2018 года), ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета, осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке, отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности и другие, отнесены к должностным обязанностям бухгалтера.

Требования, предъявляемые к квалификации «кассир»: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37).

При этом пунктом 4 Общих положений названного Квалификационного справочника предусмотрено, что в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Таким образом, полученная истцом специальность экономист по направлению подготовки «финансы и кредит» соответствует квалификационным требованиям к должности, на которую была принята Боровинская Е.А., и выполняемым ею должностным обязанностям. Кроме того, работодателем для поступления на данную должность установлены требования: наличие образования не ниже среднего профессионального, опыт работы не менее года, а также установлены обязанности, предусмотренные характеристикой работ по должности бухгалтера, что согласуется с Общими положениями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что наряду с функциями кассира Боровинская Е.А. фактически осуществляла трудовые функции бухгалтера, для выполнения которых установлено квалификационное требование – наличие образования не ниже среднего профессионального (экономического).

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец соответствует требованиям, установленным статьей 2 Закона №1334-ОЗ, и имелись правовые основания для назначения и выплаты ей денежного пособия как специалисту применительно к положениям данного Закона. В этой связи решение ответчика об отказе в такой выплате правомерно признано судом незаконным и на МОГКУ «Ольский социальный центр» возложена обязанность назначить и произвести выплату Боровинской Е.А. денежного пособия, предусмотренного Законом № 1334-ОЗ.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Однако оснований для их иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод жалобы об отсутствии у МОГКУ «Ольский социальный центр» обязанности устанавливать фактические трудовые функции заявителя судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку такие обстоятельства являются обязательными для проверки наличия либо отсутствия оснований для назначения и выплаты денежного пособия специалисту.

Согласно пункту 2 Порядка № 741-па к заявлению прилагается, в числе иных документов копия должностной инструкции.

Из пояснений истца следует, что при личном обращении к ответчику с заявлением ею были представлены все должностные инструкции (от 7 февраля, 16 мая 2012 года, 14 февраля 2013 года), однако сотрудник Учреждения их не принял, посчитав достаточным только инструкцию от 7 февраля 2012 года.

При таком положении нельзя прийти к выводу том, что ответчиком при рассмотрении заявления истца были соблюдены ее права и законные интересы.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены правильного по существу судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи