ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1727/20 от 05.04.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Папина Е.П.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-2714/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 апреля 2021 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,

при секретаре Шаломовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1727/2020 по исковому заявлению Белевич Татьяны Андреевны к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 декабря 2020 года,

установила:

Белевич Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указав в обоснование исковых требований, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13.12.2019, вступившим в законную силу 18.02.2020, установлено, что она является собственником жилого помещения по адресу: Иркутская область, г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, которое утрачено в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в июне 2019 года. Указанным судебным решением за ней признано право на получение социальной выплаты в рамках мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2.

Обратившись к ответчикам – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, ею получены ответы об отказе в удовлетворении заявления по причине отсутствия нормативного правового акта администрации о признании жилого помещения непригодным для проживания на основании судебного решения. В связи с этим она обратилась в администрацию Нижнеудинского муниципального образования с просьбой издать постановление о признании непригодным для проживания её жилого дома на основании судебного решения. Однако в августе 2020г. ей позвонили из администрации и попросили забрать документы по дому. Ею были получены: акт обследования межведомственной комиссии №107 от 31.07.2020, заключение межведомственной комиссии №107 от 31.07.2020 и постановление администрации «О признании помещений пригодными для проживания» в отношении жилого дома по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, 34 (кв. 1, кв. 2). Указанные акты являются незаконными и принятыми в нарушение Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В связи с чем истец просила суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной администрацией Нижнеудинского муниципального образования, №107 от 31.07.2020 и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1247 от 11.08.2020 в части жилого помещения по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, обязать ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче Белевич Татьяне Андреевне, 12.06.1959г. рождения, уроженке дер. Кургат Нижнеудинского района Иркутской области, свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020 №898-пп; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Татьяны Андреевны, 12.06.1959г. рождения, уроженки дер. Кургат Нижнеудинского района Иркутской области, на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 05.11.2020г. №898-пп.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.

Признаны незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной администрацией Нижнеудинского муниципального образования, №107 от 31 июля 2020 г. и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1247 от 11 августа 2020 г. в части жилого помещения по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2.

На ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» возложена обязанность принять решение о выдаче Белевич Т.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. №898-пп.

На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Т.А. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. №556-пп и Постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. №898-пп.

В апелляционной жалобе представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Татуев Е.А. просит об отмене решения суда, указывая, что в рамках настоящего дела судом не разрешен вопрос о возложении на межведомственную комиссию обязанности в определенный срок провести оценку соответствия спорного жилого дома установленным в Положении о межведомственной комиссии требованиям.

Обращает внимание, что учреждением, при рассмотрении заявления истца о выдаче ей свидетельства, установлено, что отсутствуют сведения о признании жилого помещения по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, утраченным, а также принятии решения о проведении капитального ремонта указанного дома.

Кроме того, указывает на то, что признание права собственности на жилое помещение, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, само по себе не порождает каких-либо обязательств министерства, в том числе по выдаче свидетельства без подачи истцом документов, их оценки и принятия в установленном порядке решения о выдаче свидетельства. При этом на момент обращения истца в суд с исковым заявлением и на момент вынесения решения суда, Белевич Т.А. в порядке, предусмотренном Положением, с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение, подведомственное министерству не обращалась, следовательно, права и законные интересы истца нарушены не были.

Письменных возражений по апелляционную жалобу не поступило.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области» (далее – Положение).

В соответствии с п. 6 указанного Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);

6) указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права) (пп. 6 введен Постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. № 898-пп).

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Из пунктов 10, 16, 17, 23 Положения усматривается, что решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимает подведомственное министерству социального развития государственное учреждение, в данном споре ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», свидетельство удостоверяющее право на получение социальной выплаты оформляется министерством социального развития.

В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.

В Главе III Положения перечислены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом Глава IV регулирует порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведённых в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

В соответствии с п.46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения не пригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу 18 февраля 2020 г. заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. по гражданскому делу №2-4519/2019 были удовлетворены исковые требования Белевич Т.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району». Суд принял решение о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. №2442 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, подлежащим капитальному ремонту, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16 августа 2019 г. №1223 в части признания жилого дома, расположенного по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, подлежащим капитальному ремонту. За Белевич Т.А. признано право на получение социальной выплаты в рамках мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2.

Согласно акту обследования многоквартирного дома №107 от 31 июля 2020 г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.01.2018 №103 «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда», произвела обследование многоквартирного жилого дома по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, указав, что в результате визуального осмотра помещения №2 по ул. Садовая, д. 34, выявлено, что работы по капитальному и текущему ремонту строительных конструкций помещения собственником произведены. На дату произведенного осмотра представитель собственника не обеспечил полноценного доступа для визуального обследования несущих и ограждающих конструкций помещения межведомственной комиссии. В результате обследования специалистами межведомственной комиссии не были выявлены аварийные дефекты конструкций дома, угрожающие его обрушению.

Согласно заключению №107 от 31 июля 2020 г. межведомственная комиссия приняла заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47.

Согласно п. 1 Постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования №1247 от 11 августа 2020 г. жилое помещение по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34 (кв. 1, кв. 2) признано пригодным для проживания.

Из ответа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» №01-02-2300 от 4 марта 2020 г. в адрес Белевич Т.А. сообщено, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Из ответа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» №03-53-12436/20-13 от 23 июня 2020 г. на обращение Белевич Т.А. сообщено, что в целях соблюдения действующего законодательства органы местного самоуправления в рамках полномочий должны принять меры по исполнению решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2019 года в части признания жилого помещения непригодным для проживания и утраченным в результате наводнения путем издания соответствующего нормативного правового акта о признании жилого помещения непригодным для проживания на основании судебного решения. Решение о выдаче свидетельства может быть рассмотрено ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» при наличии полного пакета документов в соответствии с пунктами 11 и 12 Положения.

Из ответа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» №01-02-16214 от 13 ноября 2020 г. в адрес Белевич Т.А. сообщено, что по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования от 11 ноября 2020 г. №9708 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2, в списках жилых помещений непригодных для проживания, многоквартирных домов аварийных и подлежащих сносу или реконструкции не значится. Сведения о признании вышеуказанного жилого помещения утраченным отсутствуют, т.к. постановления о сносе администрацией Нижнеудинского муниципального образования не принималось. В связи с вышеизложенным учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования нарушена процедура оценки жилого помещения и принятия заключения межведомственной комиссией, в связи с чем заключение межведомственной комиссии №107 от 31 июля 2020 г. и принятое на его основании постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования №1247 от 11 августа 2020 г. в части жилого помещения по адресу: г.Нижнеудинск, ул. Садовая, д. 34, кв. 2 признаны незаконными.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они приняты на основании представленных и исследованных доказательств, с правильным применением норм материального права в данной части. Из материалов дела видно, что осмотр жилого дома проводился визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, специалисты (эксперты) на обследование жилого дома не приглашались, в акте отсутствует описание состояния жилого помещения, инженерных систем здания, отсутствуют сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описания конкретного несоответствия. Предметом исследования межведомственной комиссии являлся акт осмотра, составленный по результатам неполного и необъективного обследования жилого помещения, в связи с чем выводы межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности для проживания приняты без учета фактического технического состояния жилого помещения.

Кроме того, суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части возложения на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» обязанности принять решение о выдаче Белевич Т.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Т.А. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, сославшись на вступившее в законную силу заочное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. по гражданскому делу №2-4519/2019, положения ст. 13 и ст. 61 ГПК РФ, удовлетворил иск и в указанной части.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Суд первой инстанции не учел, что заочное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. по гражданскому делу №2-4519/2019 не имеет преюдициальной силы в отношении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поскольку данный орган по гражданскому делу №2-4519/2019 к участию в дело не привлекался. Данное заочное решение не имеет преюдициальной силы в отношении ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» поскольку данный орган не имеет полномочий по выдаче и оформлению свидетельства, которое удостоверяло бы право Белевич Т.А. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, поскольку данный орган уполномочен только на принятие решения о выдаче Белевич Т.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 г. №556-пп.

Не учтено судом первой инстанции, что согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, что следует из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Суд не является органом, к компетенции которого относится дача самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Поскольку одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, в отсутствие такого заключения межведомственной комиссии, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» обязанности принять решение о выдаче Белевич Т.А. свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанность выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Т.А. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп.

По данному делу необходимо отметить, что так как заключение и изданное на его основании распоряжение о признании жилого дома, принадлежащего истцу, признаны незаконными у ответчика возникает обязанность повторно провести обследование и решить вопрос о состоянии объекта недвижимости.

Ввиду отсутствия решения межведомственной комиссии по вопросу признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, за истцом не может быть признано право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с данной части решение суда как принятое с неправильным применением норм материального права, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с отказом Белевич Т.А. в удовлетворении исковых требований о возложении на ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» обязанности принять решение о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности выдать свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 декабря 2020 года по данному делу отменить в части возложения на ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» обязанности принять решение о выдаче Белевич Татьяне Андреевне свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложения на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Татьяны Андреевны на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Принять в отмененной части новое решение, которым отказать Белевич Татьяне Андреевне в удовлетворении исковых требований о возложении на ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» обязанности принять решение о выдаче Белевич Татьяне Андреевне свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности выдать свидетельство, удостоверяющее право Белевич Татьяны Андреевны на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В остальной части решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 декабря 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Герман

Судьи И.Л. Васильева

В.В. Коваленко