Судья Токарева Н.С. Дело № 33-6376/2022
(№ 2-1728/2022)
64RS0046-01-2022-002072-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.
судей Негласона А.А., Кудряшовой Д.И.,
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж, признании права на страховую пенсию по старости, по апелляционным жалобам ФИО1 и Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы жалобы истца, возражавшей против удовлетворения жалобы ответчика, представителя ответчика ФИО3, поддержавшей доводы жалобы ответчика, возражавшей против удовлетворения жалобы истца, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалоб, поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее – ГУ ОПФР по Саратовской области) о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж, признании права на страховую пенсию по старости.
Требования мотивировала тем, что 10 января 2022 года обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 21 января 2022 года № 220000006044/2834 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и величины индивидуального коэффициента.
В страховой стаж не были включены периоды работы истца с 13 марта 1992 года по 18 сентября 1997 года в должности контролера станочных и слесарных работ в АО «Уральский завод «Зенит», с 05 октября 1997 года по 01 февраля 2001 года в должности технички на Госпредприятии строительного производства, с 01 октября 2001 года по 01 октября 2012 года в должности технички в ТОО «Жаикгаз», поскольку отсутствует документальное подтверждение факта работы компетентными органами Республики Казахстан. Кроме того, за периоды работы с 01 января 2002 года отсутствует подтверждение факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
С решением ответчика истец не согласна, поскольку периоды работы отражены в трудовой книжке и подтверждаются справками работодателей. В связи с чем обратилась в суд, который просила обязать ответчика включить спорные периоды в страховой стаж и признать право на страховую пенсию по старости с 06 февраля 2022 года.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2022 года возложена обязанность на ГУ ОПФР по Саратовской области включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 13 марта 1992 года по 31 июля 1995 года, с 01 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 01 февраля 1996 года по 28 февраля 1996 года в должности контролера станочных и слесарных работ АО «Уральский завод «Зенит», с 05 октября 1997 года по 01 февраля 2001 года в должности технички на Госпредприятии строительного производства, с 01 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности технички в ТОО «Жаикгаз», признано право на страховую пенсию по старости с 06 февраля 2022 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с 01 января 2002 года по 01 октября 2012 года в должности технички в ТОО «Жаикгаз», поскольку период работы подтверждается записями в трудовой книжке и справкой работодателя об отчислении страховых взносов в пенсионный фонд.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований, указывая то, что спорные периоды работы не подтверждены справкой компетентного органа Республики Казахстан.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просила апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
ФИО1, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явилась, о причинах неявки не сообщила и не просила дело не рассматривать в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в спорные периоды ФИО1 работала на территории Республики Казахстан.
ФИО1 является гражданином Российской Федерации.
10 января 2022 года ФИО1 обратилась за назначением страховой пенсии по старости.
Поскольку часть трудовой деятельности истец осуществляла на территории Республики Казахстан, ответчик направил запрос в адрес компетентного учреждения (органа) этого государства о подтверждении трудового (страхового) стажа и заработка. Запрашиваемые документы не поступили.
Решением ответчика от 21 января 2022 года № 220000006044/2834 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и величины индивидуального коэффициента. В страховой стаж не были включены периоды работы истца с 13 марта 1992 года по 18 сентября 1997 года в должности контролера станочных и слесарных работ в АО «Уральский завод «Зенит», с 05 октября 1997 года по 01 февраля 2001 года в должности технички на Госпредприятии строительного производства, с 01 октября 2001 года по 01 октября 2012 года в должности технички в ТОО «Жаикгаз», поскольку отсутствует документальное подтверждение факта работы компетентными органами Республики Казахстан. Кроме того, за периоды работы с 01 января 2002 года отсутствует подтверждение факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан. Согласно данному решению ФИО1 в возрасте 56 лет 6 месяцев (06 февраля 2022 года) имеет 13 лет страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и ИПК-19,025.
Из справки, выданной ФИО1 АО Уральский завод «Зенит» от 16 сентября 2021 года № 115/39, следует, что общая сумма заработка с августа 1983 года по декабрь 1989 года составила 11 122 руб. 58 коп. При этом, с марта 1988 года по апрель 1989 года истцу заработная плата не начислялась. Из вышеуказанных сумм заработка производились отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам. Страховые взносы начислялись в фонд социального страхования, в пенсионный фонд в Республики Казахстан с января 1998 года.
Из справки, выданной ФИО1 АО Уральский завод «Зенит» от 16 сентября 2021 года № 116/39, следует, что общая сумма заработка с января 1990 года по 15 ноября 1993 года составила 231 867 руб. 41 коп. Из вышеуказанных сумм заработка производились отчисления в пенсионный фонд по установленным тарифам. Страховые взносы начислялись в фонд социального страхования, пенсионный фонд в Республики Казахстан с января 1998 года.
Из справки, выданной ФИО1 АО Уральский завод «Зенит» от 16 сентября 2021 года № 117/39, следует, что общая сумма заработка с 16 ноября 1993 года по сентябрь 1997 года составила 29 487, 71 тенге. При этом, за период с августа 1995 года по ноябрь 1995 года, январь 1996 года, с марта 1996 года по сентябрь 1997 года истцу заработная плата не начислялась. Из вышеуказанных сумм заработка производились отчисления в пенсионный фонд по установленным тарифам. Страховые взносы начислялись в фонд социального страхования, пенсионный фонд в Республики Казахстан с января 1998 года.
Из справки, выданной ФИО1 ТОО «ПСФ Жаикгаз» от 11 января 2022 года № 5, следует, что общая сумма заработка с октября 2001 года по 30 сентября 2012 года составила 1 939 156 тенге. Из вышеуказанных сумм заработка производились отчисления в пенсионный фонд по установленным тарифам.
Из справки, выданной ФИО1 ТОО «ПСФ Жаикгаз» от 11 января 2022 года № 4, следует, что она работала техничкой в период с 01 октября 2001 года по 30 сентября 2012 года.
Из справки, выданной ФИО1 Госпредприятием строительного производства от 14 января 2022 года № 3, следует, что она работала в период с октября 1997 года по январь 2001 года, заработная плата составила 200 200 тенге.
Принимая решение об удовлетворении в части заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеющихся документов, подтверждающих трудовой стаж истца в спорный период, достаточно для включения периодов работы истца в Республике Казахстан в стаж, дающий основание для назначения страховой пенсии.
Отказывая во включении в страховой стаж периодов работы истца с 01 января 2002 года по 01 октября 2012 года, суд первой инстанции исходил из того, что в целях подтверждения указанных периодов работы в рамках проведения заблаговременной работы по оценке пенсионных прав истца территориальным органом ПФР был направлен формуляр «Запрос», согласно Порядку взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122.
Согласно ответу компетентного органа Республики Казахстан - АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» от 23 сентября 2021 года ФИО1 не является трудящейся по сведениям информационной системы ЕНПФ и предоставление ответов на запросы о подтверждении стажа указанных лиц, не входит в компетенцию ЕНПФ, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для включения в страховой стаж ФИО1 вышеуказанных периодов работы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение).
В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Частью 1 статьи 4 Закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу статьи 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные требования о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила № 1015).
Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
К уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).
Согласно части 1 статьи 21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пунктам 22, 65 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что истец, как гражданин Российской Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии периоды работы и иной деятельности выполняемой им за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Принимая решение, суд правильно посчитал, что периоды работы истца, прибывшего в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Отклоняя довод апелляционной ответчика, судебная коллегия исходит из того, что справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование при подсчете страхового стажа в обязательном порядке должны быть подтверждены периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения за пределами Российской Федерации, после 1 января 2002 года.
Правильно применив к спорным отношениям положения вышеуказанных норм, суд обоснованно исходил из того, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
С учетом вышеприведенного правового регулирования в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, выводы суда первой инстанции о возможности учета периодов работы истца с 13 марта 1992 года по 31 июля 1995 года, с 01 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 01 февраля 1996 года по 28 февраля 1996 года в должности контролера станочных и слесарных работ АО «Уральский завод «Зенит», с 05 октября 1997 года по 01 февраля 2001 года в должности технички на Госпредприятии строительного производства, с 01 октября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности технички в ТОО «Жаикгаз», в целях оценки ее пенсионных прав являются верными. При наличии трудовой книжки, оформленной в установленном законом порядке и содержащей сведения о спорных периодах работы истца и справок работодателей, отсутствие дополнительных документов, подтверждающих стаж работы истца в указанные периоды, не может служить основанием для исключения спорных периодов при подсчете стажа и ограничивать право истца на получение страховой пенсии по старости. Иное противоречит положениям вышеуказанных норм права.
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01 января 2021 года.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 01 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 01 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 01 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 01 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 01 января 2021 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При установлении пенсии в соответствии с Соглашением от 20 декабря 2019 года периоды стажа, приобретенные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 года территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 года.
Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре «О стаже работы» отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.
Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке за период до 13 марта 1992 года без направления формуляра «Запрос».
При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 года компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
При указанных обстоятельствах отсутствие подтверждения страхового стажа после 1 января 2002 года компетентным органом Республики Казахстан, факта уплаты страховых взносов правильно расценено судом первой инстанции как основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы апелляционных жалоб, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, также не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: