ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Кожевникова Ю.А. УИД 18RS0021-01-2021-003062-03
Апел. производство: № 33-543/2022
1-я инстанция: № 2-1729/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2022 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Батршиной Ф.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Дроздовой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НРВ на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2021 года, которым
исковые требования НРВ к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной выплаты, установленной Указом Президента РФ от 07.02.2020г. № 100, и возложении обязанности по предоставлению данной выплаты оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения НРВ, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике ПКФ., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
НРВ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – Управление) об оспаривании отказа в назначении единовременной выплаты. В обоснование указала, что является вдовой ветерана – участника Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) НАП, проходившего военную службу в Вооруженных Силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., принимавшего участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году. НАП являлся инвалидом 3 группы вследствие ранения, полученного при защите интересов СССР. ДД.ММ.ГГГГ. НАП Управлением социальной защиты населения Администрации г.Можги было выдано удостоверение ветерана – участника Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имел право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ она как вдова участника ВОВ обратилась к ответчику по вопросу назначения единовременной выплаты в размере 75 000 руб. в соответствии с Указом Президента РФ от 07.02.2020г. N 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». В предоставлении указанной единовременной выплаты ей было отказано со ссылкой на то, что право на данную меру социальной поддержки имеют право вдовы участников ВОВ, которые принимали участие в боевых действиях в 1941-1945г.г., к которым она не относится. Считая, что она относится к категории лиц, имеющих право на единовременную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 07.02.2020г. N 100, истец просила признать отказ Управления в предоставлении ей единовременной выплаты в размере 75 000 руб., установленной этим Указом незаконным, обязать ответчика предоставить ей как вдове умершего ветерана – участника Великой Отечественной войны единовременную выплату в размере 75 000 рублей.
Определением суда от 25.10.2021г. ввиду реорганизации ответчика в порядке процессуального правопреемства произведена его замена на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В судебном заседании НРВ данные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель Отделения КСН исковые требования не признала, указав, что НРВ не относится к кругу лиц, имеющих право на единовременную выплату, установленную Указом Президента РФ от 07.02.2020г. N 100.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе НРВ просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив ее исковые требования. Указывает, что ее супруг, принимавший участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, по статусу и льготам был приравнен к участникам ВОВ. Поэтому она как вдова участника ВОВ имеет право на единовременную выплату по Указу Президента РФ от 07.02.2020г. N 100. Полагает, что представленные ею документы подтверждают статус ее умершего супруга как участника ВОВ, чему суд надлежащей оценки не дал.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для его отмены не находит.
Судом установлено и из материалов дела следует, что НРВ является вдовой НАП и имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах», ей выдано соответствующее удостоверение.
Ее супруг НАП в период прохождения военной службы с августа 1955 г. по октябрь 1958 г. являлся участником подавления мятежа в Венгрии в 1956 году. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ№, военным билетом серии <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ. НАП являлся инвалидом 3 группы вследствие ранения, полученного при защите интересов СССР, в соответствии с выданным ему удостоверением ветерана-участника ВОВ имел право на льготы, предусмотренные ст.14 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ. НРВ обратилась в Управление с заявлением об установлении единовременной выплаты в сумме 75 000 руб. в соответствии с Указом Президента РФ от 07.02.2020г. N 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее – Указа Президента от 07.02.2020г. N 100) как вдове участника Великой Отечественной войны.
На данное обращение НРВ Управлением ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о том, что она не относится к категории лиц, предусмотренных в Указе Президента от 07.02.2020г. N 100, и право на единовременную выплату в соответствии с данным Указом не имеет.
Считая отказ пенсионного органа в назначении ей единовременной выплаты в соответствии с Указа Президента от 07.02.2020г. N 100 незаконным и нарушающим ее право на эту меру социальной поддержки, НРВ обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, установив, что истица не является вдовой участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боевых действиях в период 1941-1945г.г., которые предусмотрены в Указе Президента от 07.02.2020г. N 100 в качестве лиц, имеющих право на единовременную выплату в сумме 75 000 руб., в удовлетворении исковых требований НРВ отказал.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает предельной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»), который направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1).
В соответствии с подпунктом «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 данного Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000г. № 427 во исполнение п. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны постановлено руководствоваться перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 года по 1945 год.
Статья 28 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которая осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Исходя из положений Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.02.2020г. № 100, а также принятого во исполнение Указа Постановления Правительства РФ от 06.03.2020г. № 241, следует, что необходимым условием для получения спорной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к лицам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, законодатель, реализуя свои полномочия по определению мер социальной поддержки различных категорий ветеранов, выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, в том числе, перечисленных в подп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что НАП проходил военную службу после окончания Великой Отечественной войны, в 1956 году принимал участием в боевых действиях на территории Венгрии.
С ДД.ММ.ГГГГ. НРВ и НАП состояли в зарегистрированном браке.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа пенсионного органа в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 07.02.2020г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», НРВ ссылалась на то, что её супруг НАП приравнен к участникам Великой Отечественной войны.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2006г. № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а»-«и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подп. 1-3 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения данного Указа Президента РФ, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
Учитывая изложенное, придя к выводу о том, что НРВ как вдова НАП, принимавшего участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, право на единовременную выплату к Дню Победы по Указу Президента РФ № 100 от 07.02.2020г. не имеет, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований истца и отказал в иске, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку период участия НАП в боевых операциях на территории Венгрии в 1956 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право истца на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми осуществляется единовременная выплата за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», правовых оснований об удовлетворении требований НРВ о возложении на пенсионный орган обязанности произвести единовременную выплату в размере 75 000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020г. № 100 не имеется.
Доводы о наличии у НАП удостоверения ветерана – участника ВОВ, на основании которого НРВ является вдовой умершего ВОВ, не свидетельствуют о том, что на истца распространяется право на получение единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 г. № 100, предоставляемого лишь непосредственным участникам Великой Отечественной войны, перечень которых изложен в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», который является закрытым, и в него не входит период, в течение которого супруг истца в 1956 году принимал участие в боевых действиях в Венгрии.
С учетом изложенного доводы НРВ о том, что она как вдова участника боевых действий в Венгрии в 1956 году, который Федеральным законом «О ветеранах» по льготам был приравнен к участникам ВОВ, также имеет право на единовременную выплату, установленную Указу Президента РФ от 07.02.2020 г. № 100, судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Таким образом, спор разрешен судом с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на правильном установлении юридически значимых обстоятельств и подтверждены исследованными доказательствами. Доводы жалобы истца повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, и сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела к иному толкованию подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, которое судебная коллегия находит неверным. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Можгинского районного суда г. Ижевска от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НРВ – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательном виде принято 21 февраля 2022 года.
февраля 2022 года.
Председательствующий Глухова И.Л.
Батршина Ф.Р.
Судьи Гулящих А.В.
Копия верна:
Председательствующий судья Глухова И.Л.