Судья Земцова Е.А. | № 33-2549-2022 УИД 51RS0002-01-2022-002078-49 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 07 сентября 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, |
Засыпкиной В.А. | |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1730/2022 по иску ФИО4 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначение пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 30 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Засыпкиной В.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОПФР по Мурманской области) о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что _ _ обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа _ _ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены периоды предпринимательской деятельности: _ _ , так как документально не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера.
Уточнив исковые требования, ссылаясь на нормы действующего законодательства, просила суд обязать ОПФР по Мурманской области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя: _ _ и признать право на назначение пенсии.
Судом принято решение, которым исковые требования ФИО4 к ОПФР по Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначение пенсии удовлетворены частично. В стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды работы ФИО4 в качестве индивидуального предпринимателя: _ _ . В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить.
В жалобе приводит доводы о том, что судом неправильно произведен подсчет страхового стажа в количестве 20 лет, тогда как, по мнению апеллянта, данные требования о количестве стажа начнут действовать с 2024 года, в настоящее время необходимое количество стажа 13 лет у нее имеется.
Обращает внимание на то, что начиная с момента постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя _ _ и до настоящего времени без перерыва продолжает трудовую деятельность с ежегодным перечислением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отмечает, что в настоящее время у нее выработан стаж работы в районах Крайнего Севера в количестве 16 лет при наличии необходимого для назначения пенсии в количестве 15 лет.
Указывает, что суд необоснованно не включил в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды _ _ .
Считает, что ответчиком неверно посчитан индивидуальный пенсионный коэффициент.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОПФР по Мурманской области ФИО5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явилась ФИО4, представитель ОПФР по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях»). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрены «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Для подтверждения факта осуществления деятельности лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», согласно которому Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя _ _ по настоящее время. Основным видом деятельности ИП ФИО4 является розничная торговля.
_ _ истец обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении пенсии.
Решением пенсионного органа от _ _ ФИО4 в назначении пенсии было отказано, в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера. Из указанного решения следует, что продолжительность стажа истца, учтенного по состоянию на _ _ составила: страховой стаж – 15 лет 04 месяца 28 дней (при требуемом не менее 20 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 08 лет 08 месяцев 04 дня (при требуемом не менее 15 календарных лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента составила – 11,151.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в стаж работы в районах Крайнего Севера не включены периоды предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя _ _ , поскольку документально не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера.
Из материалов пенсионного дела ФИО4 следует, что спорные периоды включены ответчиком в страховой стаж истца, однако не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Основанием для исключения спорных периодов из стажа работы в районах Крайнего Севера явилось то обстоятельство, что на момент принятия решения о назначении пенсии документы, подтверждающие ведение деятельности в районах Крайнего Севера, истцом не представлены.
Судом также установлено, что _ _ по настоящее время ФИО4 проживала и была зарегистрирована по адресу: ...,.
По сведениям налогового органа, ФИО4 предоставляла налоговые декларации по месту регистрации за _ _ годы, по месту осуществления предпринимательской деятельности в городе Мурманске, в период _ _ являлась плательщиком упрощенной системы налогообложения; за 2012 год предоставлена налоговая отчетность по налогу на доходы физических лиц.
ФИО4 в период _ _ осуществляла предпринимательскую деятельность на арендованной торговой площади по адресу: ..., что подтверждается выданной ООО «Планета Недвижимости» справкой от _ _ .
Факт осуществления предпринимательской деятельности ФИО4 в городе Мурманске подтвержден представленными в материалы дела договорами о предоставлении торгового места, по условиям которых арендатор получила во временное пользование часть площади торгового места для осуществления розничной продажи, а именно договора: * от _ _ , сроком действия с _ _ с учетом продления действия по _ _ , * от _ _ сроком действия _ _ , * от _ _ сроком действия _ _ , * от _ _ сроком действия с _ _ , * от _ _ сроком действия _ _ , * от _ _ сроком действия с _ _ , * от _ _ сроком действия _ _ , * от _ _ сроком действия с _ _ , * от _ _ сроком действия с _ _ , * от _ _ сроком действия с _ _ ; * от _ _ сроком действия с _ _ ; * от _ _ сроком действия _ _ ; * от _ _ сроком действия _ _ ; * от _ _ сроком действия _ _ , * от _ _ сроком действия _ _ ; * от _ _ сроком действия _ _ ; * от _ _ сроком действия _ _ ; б/н от _ _ сроком действия _ _ ; дополнительным соглашением к договору * от _ _ , а также актом сверки платежей по оплате арендованного места за период _ _ , актом сверки платежей по оплате арендованного места за период _ _ .
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных ФИО4 требований, возложив на ответчика обязанность по включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периодов _ _ в стаж работы в районах Крайнего Севера судом не было установлено. Представленными истцом документами не подтверждается фактическое осуществление предпринимательской деятельности в спорные периоды, доказательств обратного суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, обстоятельства дела установлены судом верно, представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации получили должную оценку в решении суда.
Выраженное в жалобе несогласие с данной судом оценкой обстоятельствам дела и представленным доказательствам, применением судом норм материального права, не дает оснований судебной коллегии полагать решение неправильным, и не ставит под сомнение законность выводов суда.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Для лиц, которые должны были выйти на пенсию в 2019 – 2020 гг. предусмотрено право назначить пенсию на полгода ранее нового пенсионного возраста.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, исследовав представленные ФИО4 доказательства, установив, что представленные истцом в материалы дела договора не подтверждают факт осуществления предпринимательской деятельности в периоды _ _ , квитанции об оплате арендных платежей в спорные периоды не представлены, правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований истца в данной части.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у нее выработанного необходимого стажа судебная коллегия отклоняет, поскольку на момент обращения ФИО4 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по достижению ею 51 года с условием зачета в стаж работы в районах Крайнего Севера указанных судом периодов, основания для назначения пенсии по старости не наступили, так как отсутствует необходимый страховой стаж - не менее 20 лет, а также необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21,0.
В целом приводимые в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение правильность выводов суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи