Апелл.дело № 33-1603/2023
Судья Токмакова Н.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 июня 2023 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рощупкиной И.А.,
судей коллегии Савельевой Е.Н., Кайгородовой И.В.,
при ведении протокола секретарем Бибиковой Д.Д.,
с участием истца Лоцманова А.В., его представителя Плишкиной Т.Ю. по устному заявлению истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Новоуренгойским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2022 года по иску Лоцманова Алексея Викторовича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности исключить из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, которым постановлено:
Исковые требования Лоцманова Алексея Викторовича к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об исключении из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий - удовлетворить.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа исключить Лоцманова Алексея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Истец Лоцманов А.В. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности исключить из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.В обоснование заявленных требований указал, что 17 апреля 2017 года истец с супругой Лоцмановой Е.В. подали заявление в Администрацию города Новый Уренгой о включении семьи в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы в составе: супруг - Лоцманов А.В., супруга - Лоцманова Е.В., ребенок - ФИО1. 07 июня 2017 года семья истца, проживающая по адресу: <адрес>, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы. 20 февраля 2019 года семья истца была признана молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1.7 Порядка о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года №112-П (с учетом рождения ребенка). В связи с достижением возраста 36-ти лет, истец планирует подать соответствующее заявление о включении в список на предоставление (строительство) жилья семьям, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия. Однако, в удовлетворении заявления Лоцманова А.В. было отказано на основании содержащейся в реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, информации о получении истцом в 1998 года в составе семьи Лоцманова В.В. (отца) за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 208 454 рублей для приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>. Полагал, что субсидия на приобретение жилья в г. Чехов была предоставлена не всей семье, а только Лоцманову В.В. в размере согласно установленным законом критериям и не в качестве финансовой помощи на улучшение жилищных условий, а в силу Федерального закона от 17 августа 1996 года №116-ФЗ в связи с переездом из районов Крайнего Севера и при условии освобождения и сдачи жилья по месту жительства в районах Крайнего Севера. В связи с включением истца в реестр граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, семья Лоцманова А.В. не может стать участницей Программы по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы в статусе семьи, исключенной из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия после 01 января 2014 года в связи с достижением предельного возраста, установленного действующим на момент исключения такой семьи нормативным правовым актом. Считая, что включение в реестр граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, нарушает права и законные интересы истца и его семьи, просил восстановить их заявленным в иске способом.
Протокольным определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лоцманов Виктор Владимирович и Лоцманова Екатерина Вячеславовна (л.д. 104-106).
В судебном заседании суда первой инстанции истец Лоцманов А.В., представитель истца Плишкина Т.Ю., действующая на основании устного ходатайства, третье лицо Лоцманова Е.В. настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Департамента строительства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности, будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, представив письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на Положение о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года №89-П, указал, что на Департамент не возложена обязанность устанавливать достоверность предоставляемой информации, за исключением реализации своих полномочий по предоставлению социальных выплат. Органом местного самоуправления ответчику была предоставлена информация о гражданах, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, послужившая основанием для включения таких граждан в реестр. Так, истцу в 1996 году в составе семьи Лоцманова В.В. за счет средств федерального бюджета предоставлена социальная выплата в размере 208 454 рублей для приобретения квартиры <адрес> в г. Чехов в рамках программы «Переселение граждан из районов Крайнего Севера». Ссылаясь на пункт 6 Постановления Правительства РФ от 03 августа 1996 года №937, полагал доводы истца о предоставлении квартиры только его отцу несостоятельными, поскольку трехкомнатная квартира, площадью 63,88 кв.м., могла быть предоставлена Лоцманову В.В. при составе семьи не менее 3-х человек. Таким образом, считал, что условием предоставления жилищной субсидии являлось добровольное отчуждение гражданами собственного жилого помещения органам местного самоуправления или добровольное расторжение договора найма. Вопреки доводам истца о предоставлении жилищной субсидии в качестве компенсационной меры за изымаемое жилое помещение, указал, что жилищная субсидия предоставлялась желающим гражданам в качестве меры государственной поддержки при переселении из районов Крайнего Севера. На основании данных о реализации истцом жилищной субсидии у Департамента возникла прямая обязанность по включению истца в реестр (л.д. 79-82).
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Городской центр имущественных и жилищных отношений» (далее по тексту МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений») Минина Е.А., действующая на основании приказа, при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения относительно требований иска. Указала, что решением Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 01 сентября 2019 года семья истца исключена из списка молодых семей - участников Программы на основании пункта 4.12 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе в связи с достижением предельного возраста одним из супругов. Полагала, что включение истца в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, является препятствием для участия его семьи в мероприятии по получению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального мероприятия. В данной связи просила отказать в удовлетворении требований иска (л.д. 91-93).
Третье лицо Лоцманов В.В. при надлежащем извещении в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представителя не направил. В письменном объяснении поддержал заявленные исковые требования (л.д. 122).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента строительства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Марьин С.В., действующий на основании доверенности, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований иска. Полагает ошибочным вывод о том, что предоставление социальной выплаты не является мерами финансовой помощи в улучшении жилищных условий. В остальном дублирует доводы письменных возражений на исковое заявление (л.д. 79-82).
В возражениях истец Лоцманов А.В. считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи с Новоуренгойским городским судом истец Лоцманов А.В. и его представитель Плишкина Т.Ю., действующая на основании устного заявления, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, поскольку семья истца никогда не состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, никаких субсидий в части улучшения жилищных условий не получала.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, информация о слушании по настоящему делу также размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лоцманов А.В. 14 апреля 2017 года обратился в администрацию города Новый Уренгой с заявлением о включении его и членов его семьи: супруги Лоцмановой Е.В. и дочери ФИО1, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (л.д. 13).
Решением начальника департамента городского хозяйства от 07 июня 2017 года молодая семья Лоцмановых, проживающая по адресу: <адрес>, составом семьи три человека, в том числе: супруг Лоцманов А.В., супруга - Лоцманова Е.В., дочь ФИО1, после проведения экспертизы представленных документов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1.5.2 Порядка о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 535-П (л.д. 36).
Решением начальника департамента городского хозяйства от 07 июня 2017 года молодая семья Лоцмановых признана участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной / Окружной подпрограммы (л.д. 37).
14 февраля 2019 года Лоцманов А.В. обратился в администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о включении его семьи, составом 4 человека: он, его супруга Лоцманова Е.В. и двое детей ФИО1 и ФИО2, в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (л.д. 38).
Решением начальника департамента городского хозяйства от 20 февраля 2019 года молодая семья Лоцмановых, проживающая по адресу: <адрес>, составом семьи четыре человека, в том числе: супруг Лоцманов А.В., супруга - Лоцманова Е.В., дочь ФИО1, дочь ФИО2, после проведения экспертизы представленных документов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1.7 Порядка о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П (с учетом рождения ребенка) (л.д. 41).
В этот же день решением начальника департамента городского хозяйства молодая семья Лоцмановых признана участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной / Окружной подпрограммы (с учетом рождения ребенка) (л.д. 41).
Вместе с тем, органом местного самоуправления ответчику была предоставлена информация о гражданах, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, послужившая основанием для включения таких граждан в реестр.
Согласно предоставленным сведениям истцу в 1996 году в составе семьи Лоцманова В.В. за счет федерального бюджета предоставлена социальная выплата в размере 208454 рублей для приобретения трехкомнатной квартиры, площадью 63,88 кв.м., в <адрес>, в рамках программы «Переселение граждан из района Крайнего Севера».
По состоянию на 15 апреля 2022 года Лоцманов А.В. включен в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий как поучивший в 1998 году в составе семьи Лоцманова В.В. за счет средств федерального бюджета социальную выплату в размере 208454 рублей для приобретения жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 21).
По состоянию на 20 сентября 2022 года Лоцманов А.В. включен в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий как поучивший в 1996 году в составе семьи Лоцманова В.В. в рамках программы «Переселение граждан из районов Крайнего Севера» за счет средств федерального бюджета социальную выплату в размере 208 454 рублей для приобретения жилого помещения по адресу: г. Чехов, <адрес> (л.д. 83).
Решением департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой от 01 сентября 2022 года семья Лоцмановых исключена из списка молодых семей - участников Программы на основании п. 4.12 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года №112-П, в связи с достижением предельного возраста одним из супругов.
Вместе с тем, для семей, исключенных из состава участников Программы в связи с достижением предельного возраста участия (36 лет), постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П утвержден порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, исключенным по достижению предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года.
При этом, включение истца в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, является препятствием для участия его семьи в мероприятии по получению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, исключенным по достижению предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального мероприятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Лоцманова А.В. в суд с настоящим исковым заявлением об исключении из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности исключить Лоцманова А.В. из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 7 Федерального закона от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненным к ним местностями в 1996 году», статьи 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П «О порядке предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 89-П «Об утверждении Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или иную имущественную помощь в улучшении жилищных условий», пришел к выводу, что субсидия на приобретение жилого помещения в г. Чехов Московской области была предоставлена только Лоцманову В.В. (отцу истца) и не в качестве финансовой помощи на улучшение жилищных условий, а в связи с переездом из районов Крайнего Севера и при условии освобождения и сдачи жилья по месту жительства в районе Крайнего Севера, что не порождает безусловного факта предоставления финансовой или имущественной помощи на улучшение жилищных условий.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и не противоречащими правовым положениям, регулирующим спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, а также правовое обоснование и фактические обстоятельства подробно приведены в оспариваемом судебном акте, и оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции об удовлетворении требований иска, судебная коллегия исходит из следующего.
На основании положений ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы», в состав которой входит подпрограмма "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, определяющий право на получение социальной выплаты, условия для получения, в том числе социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям.
Как было указано выше семья истца Лоцманова А.В. 01 сентября 2022 года исключена из состава участников программы в связи с достижением предельного возраста участия - 36 лет.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П утвержден порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, исключенным по достижению предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям (далее - социальные выплаты), исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года (далее - федеральное или окружное мероприятие, автономный округ), а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков семей, исключенных по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты.
В рамках Порядка под семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, в том числе имеющие одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная семья, состоящая из одного родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, исключенная из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия после 01 января 2014 года в связи с достижением предельного возраста, установленного действующим на момент исключения такой семьи нормативным правовым актом (п. 1.1-1).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что социальная выплата может быть направлена на приобретение жилого помещения, в том числе на оплату неотделимых улучшений, и (или) оплату ремонта объектов недвижимости и (или) уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключение которых предусмотрено кредитными договорами (договорами займа и (или) оплату услуг кредитора или третьих лиц, оказание которых предусмотрено кредитными договорами (договорами займа).
При таких обстоятельствах, поскольку семья истца Лоцманова А.В. являлась участником программы как молодая семья и была из нее исключена при достижении предельного возраста участника, семья истца, в настоящее время вправе претендовать на ее включение в программу рамках указанного Порядка.
В соответствии с п.п. з п. 2.13 Порядка основанием для отказа в признании семьи участницей мероприятия является установление в соответствии с подпунктами 1 - 3 части 2 статьи 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» факта отнесения одного или нескольких членов семьи к категории граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» к гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, относятся граждане, улучшившие жилищные условия за счет средств окружного и федерального бюджетов.
При этом, распоряжением от 06 июля 1998 года № 497р, принятым мэром города Новый Уренгой во исполнение Федерального закона от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненным к ним местностями в 1996 году» и Постановления Губернатора автономного округа от 23 октября 1996 года № 393 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в 1996 году, в соответствии со списком квартир, полученным по итогам проведения зачета по доходам и расходам федерального бюджета по лимитам 1996 года, отцу истца - Лоцманову В.В., имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера 17 лет, на состав семьи 4 человека, предоставлена субсидия для приобретения трехкомнатной квартиры в г. Чехов Московской области по адресу: <адрес>, общей площадью 63,88 кв.м. - в размере 208454 рублей, что составляет 80 % от стоимости жилья по социальной норме площади на семью. При этом, разницу между стоимостью квартиры и размером субсидии в размере 22 728 рублей Лоцманову В.В. необходимо было внести на федеральный счет администрации города. Квартиру в г. Чехов - оформить в собственность семьи Лоцманова В.В., ранее занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> (фенольное) необходимо было освободить в течение 10 дней после оформления квартиры в г. Чехове в собственность (л.д. 64).
11 сентября 1998 года между ОАО «Компания Мособлстрой» и Лоцмановым В.В. заключен договор № Ч-П-1, предметом которого являлось строительство с долевым финансированием за счет бюджетных средств Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с договором от 01 апреля 1997 года № 1587 «О прекращении обязательств зачетом» отдельной трехкомнатной квартиры №, общей площадью 63,88 кв.м. в стоящемся жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Чехов, <адрес>л.д. 18-19).
15 июля 1999 года ОАО «Компания Мособлстрой» передала Лоцманову В.В. по акту приема-передачи трехкомнатную квартиру №, общей площадью 63,88 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 15).
25 ноября 1999 года, согласно свидетельству серии №, право собственности Лоцманова В.В. на вышеуказанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 ноября 1999 года сделана запись регистрации № 50-01.31-15.1999-489.1 (л.д. 66).
Ответчик - департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, полагает, что поскольку отцом истца Лоцмановым В.В. с использованием субсидии получена трехкомнатная квартира на семью, то истец считается также получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, и в данной связи подлежит включению в соответствующий реестр.
При таких обстоятельствах, включение истца в реестр граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, препятствует его семье быть участницей государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие строительного комплекса и жилищной сферы», как семье, исключенной по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года (далее - федеральное или окружное мероприятие, автономный округ), а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков семей, исключенных по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты.
Вместе с тем, статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.
В статье 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» установлено, что размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, названной статьей установлены критерии определения выделяемой субсидии из расчета коэффициента работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из ст. 7 Федерального закона от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» право на получение жилищной субсидии по настоящему Федеральному закону имеют указанные в статье 4 настоящего Федерального закона граждане, обязавшиеся в течение года после предоставления субсидии передать местным органам самоуправления занимаемые их семьями по договору найма, аренды либо на праве собственности жилые помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что субсидия была предоставлена Лоцманову В.В., исходя из установленных законом критериев, включая стаж его работы в районе Крайнего Севера, в связи с переездом из района Крайнего Севера и при условии освобождения ранее занимаемого им жилого помещения, что говорит о компенсационном характере, а не об улучшении жилищных условий.
Таким образом, а также учитывая, что включение истца в реестр граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, препятствует его семье быть участницей государственной программы по улучшению жилищных условий, удовлетворение судом первой инстанции заявленных истцом требований законно и обосновано.
Кроме того, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 89-П утверждено Положение о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1.4 названного Положения исполнительным органом автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, является департамент строительства и жилищной политики автономного округа.
Исходными данными для внесения в реестр является информация, представляемая учреждением федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на реализацию комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее - федеральное учреждение), исполнительными органами автономного округа, уполномоченными на предоставление финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления городских округов либо муниципальных округов в автономном округе, хозяйственными обществами и некоммерческими организациями, единственным учредителем которых является автономный округ (далее - уполномоченные органы), в исполнительный орган автономного округа, уполномоченный на ведение реестра (п. 3.1 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий).
Согласно п. 3.2 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий документы, послужившие основанием для представления сведений о гражданах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и соответственно послужившие основанием для внесения в реестр, находятся в распоряжении уполномоченных органов.
Уполномоченные органы несут ответственность за достоверность представленных в реестр сведений в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 3.3 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, исключение из реестра имеющейся в нем информации осуществляется исполнительным органом автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, на основании информации, поступившей от федерального учреждения, уполномоченных органов.
При таких обстоятельствах, исключение из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, осуществляется непосредственно ответчиком на основании информации, поступившей от федерального учреждения, уполномоченных органов.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют изложенные в возражениях на исковое заявление доводы и основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты им по мотивам, приведённым в оспариваемом решении.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Судья /подпись/ И.А.Рощупкина