Судья Бирюкова Е.А.
Дело № 2-1737/2023
Дело № 33-19/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2024 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,
при секретаре Корсуковой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.09.2023, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Биробиджанского района к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) в срок до 01.06.2025 привести защитное сооружение гражданской обороны, встроенное в здание областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница», расположенное по адресу: <...>, в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002№ 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: организовать проведение планово-предупредительного ремонта строительной конструкции защитного сооружения гражданской обороны; восстановить герметичность сооружения; создать систему воздухоснабжения и приточно-вытяжной вентиляции; восстановить воздуховодные коробы; восстановить систему водоснабжения, водоотведения и канализации; заменить (реконструировать) главный распределительный щит; заменить проводку по всей протяжённости ПРУ.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156) в срок до 31.12.2024 произвести финансирование областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) за счет средств бюджета, на выполнение вышеуказанных мероприятий.
Обязать правительство Еврейской автономной области (ИНН7900001056, ОГРН 1027900512606) в срок до 01.06.2024 выделить денежные средства департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156) для распределения областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) на проведение указанных мероприятий.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 рублей.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеевой А.Е., представителя ответчика ОГБУЗ «Валдгеемская центральная районная больница» Гузмана В.Э., представителя ответчика департамента по управлению государственным имуществом ЕАО Бунакова С.В., представителя третьего лица департамента региональной безопасности правительства ЕАО Кириллова В.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ»), департаменту здравоохранения правительства ЕАО, правительству ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что находящееся в оперативном управлении у ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, не соответствует требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, требуется его ремонт.
После уточнения требований просил обязать ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» в срок до 01.06.2025 привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002№ 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: организовать проведение планово-предупредительного ремонта строительной конструкции защитного сооружения гражданской обороны; восстановить герметичность сооружения; создать систему воздухоснабжения и приточно-вытяжной вентиляции; восстановить воздуховодные коробы; восстановить систему водоснабжения, водоотведения и канализации; заменить (реконструировать) главный распределительный щит; заменить проводку по всей протяжённости ПРУ. Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО произвести финансирование ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» за счёт средств бюджета на выполнение вышеуказанных мероприятий в срок до 31.12.2024. Обязать правительство ЕАО выделить денежные средства департаменту здравоохранения правительства ЕАО в срок до 01.06.2024 для распределения ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» на проведение указанных мероприятий.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент региональной безопасности ЕАО, департамент финансов правительства ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Ляш Н.П. уточнённые требования поддержала по доводам иска. Пояснила, что в настоящее время перечень организаций, отнесённых к категориям по гражданской обороне ЕАО, не согласован.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» Гузман В.Э. требования не признал. Пояснил, что защитное сооружение гражданской обороны, встроенное в здание ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», не готово к эксплуатации.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. требования не признала. Пояснила, что субъект принял решение не использовать данное защитное сооружение.
Представитель третьего лица департамента региональной безопасности ЕАО Кириллов В.Л. просил отказать в удовлетворении иска. Пояснил, что ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» исключена из перечня организаций, отнесённых к категориям по гражданской обороне ЕАО. В настоящее время данный перечень направлен на согласование в МЧС России. Указал, что вопросы строительства и реконструкции защитных сооружений гражданской обороны на территории ЕАО являются полномочиями правительства области, поэтому требования к ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» не могут быть удовлетворены. Пояснил, что в департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО разработан план строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны, которым реконструкция (ремонт) защитных сооружений гражданской обороны не предусмотрена.
Представитель третьего лица департамента финансов правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска.
Представители ответчика правительства ЕАО, третьего лица ГУ МЧС России по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик департамент здравоохранения правительства ЕАО просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Мотивируя жалобу, указал, что на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» не может быть возложена обязанность по ремонту защитного сооружения, поскольку согласно положениям действующего законодательства ремонт защитных сооружений гражданской обороны относится к полномочиям органов государственной власти субъекта.
При этом, в утверждённый и согласованный 22.09.2023 перечень организаций, отнесённых к категории по гражданской обороне ЕАО, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» не включено.
Указал, что департаментом региональной безопасности ЕАО подготовлено и направлено письмо в адрес департамента по управлению государственным имуществом ЕАО о необходимости снять с учёта спорное сооружение, в связи с отсутствием у области в нём потребности.
В возражение на апелляционную жалобу прокурор Биробиджанского района просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. В обоснование указал, что защитное сооружение с учёта защитных сооружений не снято, поэтому обязанность по его содержанию и обеспечению готовности должна быть возложена на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».
Определением судебной коллегии от 15.12.2023 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), поскольку несмотря на то, что требования прокурора направлены на возложение обязанности на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» провести ремонт защитного сооружения, находящегося в собственности ЕАО, при этом, орган исполнительной власти субъекта, исполняющий обязанности собственника и предоставивший данный объект недвижимости учреждению в оперативное управление, судом первой инстанции в нарушение требований статьи 150 ГПК РФ к участию в деле привлечён не был. В связи с чем судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве соответчика департамент по управлению государственным имуществом ЕАО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить.
Представители ответчика ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» Гузман В.Э., департамента по управлению государственным имуществом ЕАО Бунаков С.В., третьего лица департамента региональной безопасности правительства ЕАО Кириллов В.Л. с доводами жалобы согласились, пояснили, что ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» инициирована процедура снятия со спорного помещения статуса защитного сооружения, в связи с чем удовлетворение исковых требований прокурора нецелесообразно.
Прокурор Волохович А.Д. с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика правительства ЕАО, третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, департамента финансов правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне).
Согласно пункту 1 статьи 1 названного закона под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основной задачей в области гражданской обороны, в том числе, является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Закона о гражданской обороне).
Частью 2 статьи 4 Закона о гражданской обороне установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о гражданской обороне органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
В пункте 2 указанного порядка установлено, что противорадиационное укрытие это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Укрытия создаются для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения) (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию. Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которое должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны, в том числе противорадиационных укрытий и укрытий, являющихся объектами гражданской обороны.
Согласно пунктам 3.2.1 и 3.2.2 указанных правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается нарушение герметизации и гидроизоляции.
Из материалов дела следует, ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» относится к учреждениям здравоохранения Еврейской автономной области, осуществляющим медицинскую деятельность, находится в здании, расположенном по адресу: ЕАО, <...>А.
Составной частью этого здания является подвал, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - противорадиационное укрытие № 4 (далее - ПРУ №4) с кадастровым номером 79:04:2200001:385, что сторонами не оспаривалось, а также подтверждается паспортом ПРУ№4 от <...>, данными из Единого государственного реестра недвижимости, журналом учёта ЗС ГО находящихся на территории ЕАО.
Указанное ЗС ГО находится в собственности Еврейской автономной области, с 2016 года передано в оперативное управление ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 24.06.2016 и сведений из ЕГРН.
Согласно уставу ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» полномочия учредителя данного учреждения осуществляет департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Проведенной прокурорской проверкой выявлено, что ОБГУЗ «Валдгеймская ЦРБ» допущены многочисленные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, заключающиеся в том, что защитное сооружение не может использоваться, строительные конструкции требуют планово-предупредительного ремонта, поскольку нарушена герметичность сооружения, отсутствует система воздухоснабжения, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, воздуховодные короба разрушены и частично отсутствуют, системы жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение и канализация) находятся в аварийном состоянии и имеют множественные протечки и разрушения, главный распределительный щит требует реконструкции либо замены, проводка по всей протяжённости ПРУ требует замены ввиду временного износа.
Наличие вышеперечисленных нарушений и потребность в планово-предупредительном ремонте подтверждается составленным ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» актом оценки содержания и использования защитного сооружения от 28.12.2021, сообщением от 17.03.2023 № <...>, от 11.04.2023 № <...>.
<...> ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» составлен акт о проведении обследования спорного защитного сооружения, согласно которому стоимость работ для устранения выявленных нарушений составила 12 239 000 рублей.
Прокурором Биробиджанского района ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
Поскольку ответчик ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» до настоящего времени требования представления не исполнило, прокурор Биробиджанского района обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что защитное сооружение не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к содержанию защитных сооружений гражданской обороны, пришёл к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении обязанности на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» провести планово-предупредительный ремонт спорного защитного сооружения в срок до 01.06.2025, на департамент здравоохранения правительства ЕАО предоставить финансирование требуемых прокурором работ в срок до 31.12.2024, на правительство ЕАО в срок до 01.06.2024 выделить денежные средства департаменту здравоохранения правительства ЕАО для последующего их распределения ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности по проведению планово-предупредительного ремонта защитного сооружения на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» и по финансированию данных работ на департамент здравоохранения, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о гражданской обороне на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по реконструкции и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений.
Во исполнение названного федерального закона, а также Постановлений Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», постановления губернатора ЕАО от 01.11.2008 № 199 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в ЕАО», в целях поддержания в постоянной готовности к использованию защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, расположенных на территории Еврейской автономной области, постановлением губернатора ЕАО от 02.12.2014 № 414, утверждено Положение о мерах по поддержанию в постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны на территории Еврейской автономной области.
Пунктами 2 - 5, 7 - 9 указанного положения установлено, что организации, эксплуатирующие объекты гражданской обороны, обязаны обеспечивать сохранность существующих объектов ГО, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Содержание объектов ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений, оборудования и систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим использования как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания объектов ГО в готовности к использованию в организациях создаются формирования по их обслуживанию.
Инженерно-техническое оборудование объектов ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
При использовании защитных сооружений ГО в мирное время необходимо проводить ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами.
В организациях, эксплуатирующих объекты ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование объектов ГО по предназначению обеспечивают руководители организаций, на учете которых они находятся.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.
Из смысла приведённого правового регулирования следует, что в Еврейской автономной области обязанность по содержанию и приведению в состояние готовности защитных сооружений, включая их ремонт, относится к компетенции организаций, в ведении которых они находятся.
Согласно пункту 3.2 Устава ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» обязано осуществлять мероприятия по гражданской обороне.
Материалами дела установлено, что защитное сооружение гражданской обороны ПРУ № 4, расположенное по адресу: <...>, находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», которое на протяжении всего периода эксплуатации обязано было поддерживать его помещения и инженерно-технические средства в надлежащем состоянии в режиме постоянной готовности.
Вместе с тем, возложенные законом обязанности по поддержанию защитного сооружения в состоянии постоянной готовности ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» не исполняло, что привело к невозможности его использования, что ответчиками не оспаривалось.
Соответственно, требования прокурора о возложении обязанности на ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» привести защитное сооружение ПРУ №4 в состояние, соответствующее вышеприведённым требованиям Приказа МЧС России от 15.12.2002№ 583 являются правомерными.
Доводы жалобы о том, что департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО разработан план строительства защитных сооружений на территории области, которым не предусмотрены мероприятия по реконструкции существующих защитных сооружений, правового значения для настоящего дела не имеют. Поскольку пунктом 2.7 постановления правительства ЕАО от 13.11.2020 № 419-пп «О полномочиях органов исполнительной власти ЕАО, формируемых правительством ЕАО, по решению задач и выполнению мероприятий гражданской обороны на территории ЕАО» в ведении департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО находятся вопросы только по строительству защитных сооружений, вопросы по их содержанию и ремонту к полномочиям данного департамента не относятся.
Вопреки доводам жалобы тот факт, что ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» не включено в перечень организаций, имеющих категорию гражданской обороны, не влечёт отказа в удовлетворении требований к данному ответчику, так как исполнение учреждением здравоохранения обязанностей по поддержанию в постоянной готовности находящегося у него в оперативном управлении защитного сооружения, не зависит от наличия либо отсутствия у данной организации категории гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что данное сооружение будет исключено из перечня защитных сооружений области, так как потребность в нем отсутствует, для этих целей в настоящее время ответчиком создана соответствующая комиссия, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно пунктам 2.8, 2.10, 2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 комиссия по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО. Акты о снятии с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России, после чего согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО.
Вместе с тем, в настоящее время вышеприведённый порядок снятия спорного защитного сооружения с учета комиссией, созданной 29.11.2023 ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», не соблюдён, акт о снятии защитного сооружения с учета по итогам работы комиссии не принят, с МЧС России не согласован, уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО не утверждён. На момент рассмотрения дела сооружение статус защитного сооружения гражданской обороны не утратило, что представителями ответчиков и третьего лица департамента региональной безопасности правительства ЕАО не оспаривалось.
Доводы жалобы о том, что на департамент здравоохранения правительства ЕАО не может быть возложена обязанность по финансированию спорных мероприятий, также не могут являться основанием для отмены либо изменения решения суда.
Согласно статьи 28 и части 1 и 2 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе подведомственности расходов бюджетов, означающим, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Исходя из положений частей 2, 3 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления правительства ЕАО от 02.02.2016 № 19-пп «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями», следует, что бюджетные учреждения ЕАО осуществляют основные виды своей деятельности в рамках исполнения государственного задания. Финансирование бюджетных учреждений, осуществляется исключительно за счёт средств областного бюджета в виде субсидий на выполнение государственного задания, предоставляемых главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителя областного бюджетного учреждения. При этом, объём финансового обеспечения для выполнения государственного задания рассчитывается с учётом затрат на содержание недвижимого имущества закрепленного за государственным учреждением.
В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, утверждённой Законом ЕАО от 15.12.2023 № 356-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на субсидии бюджетным учреждениям здравоохранения, является департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Согласно подпункту 1.3.4 пункта 1.3 постановления правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства ЕАО» одной из основных задач департамента здравоохранения является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет департамент здравоохранения, к которым, в том числе, относится ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».
В связи с чем судом первой инстанции правомерно возложена обязанность по предоставлению финансирования на проведение планово-предупредительного ремонта защитного сооружения гражданской обороны на департамент здравоохранения правительства ЕАО, как на учредителя ответчика ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».
Поскольку в силу части 2 статьи 18 Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территории субъектов РФ является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, то финансирование проведения требуемых мероприятий должно быть осуществлено за счет бюджета Еврейской автономной области.
Заявленные прокурором сроки исполнения решения суда соответствуют критериям разумности, являются достаточными для выполнения процедур предусмотренных бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе, необходимых для выполнения возложенных на указанных ответчиков обязанностей, причин для их продления в ходе рассмотрения дела не установлено.
Вместе с тем, судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требования прокурора о возложении на правительство ЕАО обязанности выделить департаменту здравоохранения правительства ЕАО денежные средства для их последующего предоставления ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» на осуществление работ, поскольку он основан на неправильном понимании норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 2, части 3 статьи 8 Закона ЕАО от 31.10.2012 № 158-ОЗ «О бюджетном процессе в ЕАО» расходные обязательства области подлежат исполнению в очередном финансовом году и плановом периоде в пределах бюджетных ассигнований областного бюджета. Рассмотрение и утверждение областного бюджета относиться к бюджетным полномочиям Законодательного Собрания ЕАО.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 3, пункт 2 статьи 4 Закона ЕАО от 31.10.2012 № 158-ОЗ «О бюджетном процессе в ЕАО» к бюджетным полномочиям правительства ЕАО относится обеспечение составления проекта областного бюджета и обеспечение исполнения областного бюджета. Организация исполнения областного бюджета относится к компетенции департамента финансов.
Из положений раздела 2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета), утвержденной приказом департамента финансов правительства ЕАО от 26.04.2021 № 73-п, установлено, что бюджетные ассигнования по расходам доводятся департаментом финансов до главных распорядителей.
Таким образом, утверждение объема бюджетных средств на расходные обязательства, подлежащих доведению до главных распорядителей, включая департамент здравоохранения правительства ЕАО, относиться к бюджетным полномочиям Законодательного Собрания ЕАО. Предоставление правительством области финансирования, подведомственным департаментам, сверх доведенных до них лимитов бюджетных ассигнований, вышеуказанное правовое регулирование не предусматривает.
Соответственно, правовых оснований для возложения на правительство ЕАО обязанности предоставить департаменту здравоохранения денежные средства для их последующего предоставления ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», не имеется.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных 39 ГПК РФ, влечет безусловную отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку по настоящему делу в связи с привлечением к участию в деле департамента по управлению государственным имуществом ЕАО, судебная коллегия перешла к его рассмотрению по правилам суда первой инстанции, то несмотря на вышеизложенное решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.09.2023 подлежит отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.09.2023 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Биробиджанского района к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области, департаменту по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) в срок до 01.06.2025 привести защитное сооружение гражданской обороны, встроенное в здание областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002№ 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: организовать проведение планово-предупредительного ремонта строительной конструкции защитного сооружения гражданской обороны; восстановить герметичность сооружения; создать систему воздухоснабжения и приточно-вытяжной вентиляции; восстановить воздуховодные коробы; восстановить систему водоснабжения, водоотведения и канализации; заменить (реконструировать) главный распределительный щит; заменить проводку по всей протяжённости ПРУ.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156) в срок до 31.12.2024 произвести финансирование областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валдгеймская центральная районная больница» (ИНН 7906000877, ОГРН 1027900633420) за счет средств бюджетаЕврейской автономной области, на выполнение вышеуказанных мероприятий.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи М.Е. Слободчикова
О.А. Конева
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.01.2024.