Судья: Баймишев М.С. Апел. гр. дело № 33-6729/2022 УИД: 63RS0019-01-2022-000169-16 (н.гр.д.суда первой инстанции №2-173/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 июня 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Самчелеевой И.А., судей: Дудовой Е.И., Мельниковой О.А., при секретаре Саблиной М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 11 апреля 2022 г., которым постановлено: «Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области и МБУ «Культура» муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить вход в здание районного детского музея г. Нефтегорска, расположенное по адресу: <адрес>, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) - пандусами и поручнями, рельефными направляющими для ориентировки незрячих, соответствующих требованиям федерального законодательства». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., объяснения представителей Администрации муниципального района Нефтегорский - ФИО1, ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя МБУ Культура муниципального района Нефтегорский – ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, указывая на то, что прокуратурой в соответствии с приказом прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», во исполнение задания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка соблюдения на территории муниципального района Нефтегорский требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов е объектам социальной инфраструктуры. Проведенной проверкой в ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении МБУ «Культура» муниципального района Нефтегорский – районный детский музей <адрес> установлено, что не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание музея, пандус и поручни на входе в здание отсутствует, специальные указатели (символы), рельефные направляющие для ориентировки незрячих в здании не имеется. По указанному факту межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес главы муниципального района Нефтегорский. Исходя из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что внутри здания установлен гусеничный подъемник для инвалидов, предназначенный для перемещения указанной группы лиц вдоль лестничных пролетов. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией фактических мер для устранения нарушений указанных в представлении, не принято. Обязанность по обеспечению доступности эксплуатируемого здания для маломобильных групп населения, установленная законом не может быть поставлена в зависимость от отсутствия или недостаточности средств бюджетного финансирования, каких-либо иных причин. Таким образом, принцип доступности в районный детский музей <адрес>, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья не соблюдается. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд обязать ответчиков обеспечить вход в здание районного детского музея <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) пандусами и поручнями, рельефными направляющими для ориентировки незрячих в соответствии с требованиями федерального законодательства. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Администрации муниципального района <адрес> просит решения суда отменить, как необоснованное, по доводам изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – ФИО1 и ФИО5, действующие по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить. Представитель МБУ Культура муниципального района Нефтегорский – ФИО4, поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца – ФИО3, возражала против доводов апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуясь ст. 7 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов», исходил из следующих обстоятельств. Так, в силу ч.1 ст. 12 ФЗ от 30.12.20009 г. №384-ФЗ «технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N № Согласно п.4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание <данные изъяты> м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более <данные изъяты> м. Параметры пандуса следует принимать по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее <данные изъяты> м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее <данные изъяты> м. Аналогичные площадки (не менее <данные изъяты> м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте <данные изъяты> м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах <данные изъяты>. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее <данные изъяты> Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах <данные изъяты> В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N № ширина входных дверных проемов принимается по месту от <данные изъяты> м. Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания. При наличии контроля на входе следует применять контрольно- пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее <данные изъяты> м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках. На основании п. 7.1.8 СП "СП 59.13330.2012" при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении <данные изъяты>. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более <данные изъяты> Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ДД.ММ.ГГГГ были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Судом установлено и из материалов дела следует, что в муниципальной собственности муниципального района Нефтегорский находится здание, расположенное по адресу: <адрес>, переданное в оперативное управление МБУ «Культура» муниципального района Нефтегорский Самарской области, в котором находятся структурные подразделения учреждения – детский музей и детская библиотека г. Нефтегорска. Нефтегорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории муниципального района Нефтегорский требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов е объектам социальной инфраструктуры. Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении МБУ «Культура» муниципального района Нефтегорский – районный детский музей г. Нефтегорска проверкой, установлено, что вход в объект, относящийся к объектам социальной инфраструктуры, вопреки требованиям законодательства, не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием (пандусом, поручнями) для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, отсутствуют рельефные направляющие для ориентировки незрячих. По указанному факту межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес главы муниципального района Нефтегорский. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фактических мер для устранения выявленных нарушений указанных в представлении, администрацией не принято. Доводы стороны ответчика о наличие мобильного гусеничного подъемника для перемещения вдоль лестничных пролетов между этажами, предназначенного для использования внутри помещения, судом правомерно не приняты во внимание, поскольку наличие указанного подъемника не относится к мерам по оборудованию входа в здание детского музея и библиотеки специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан, т.к. беспрепятственного самостоятельного доступа данных граждан к таким объектам, не обеспечивает. Доводы стороны ответчика о необоснованности иска в связи с тем, что запасной выход музея оборудован пандусом и поручнями, также судом правильно не приняты во внимание, как несостоятельные, поскольку по смыслу вышеуказанных требований норм права специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан подлежит оборудованию вход в здание, а не запасный (аварийный) выход из него. При этом невозможность оборудования входа в здание пандусом и поручнями либо иными специальными приспособлениями для маломобильных граждан по техническим причинам соответствующими доказательствами (заключения экспертиз, специалистов и т.п.) не подтверждается. Оценивая установленные обстоятельства, суд обоснованно исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворил. Судебная коллегия признает выводы суда правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о том, что свод правил не содержит нормы, устанавливающей порядок установки пандуса и поручней именно на центральном входе в здание, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в силу действующих норм права, специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан подлежит оборудованию вход в здание, а не запасной (аварийный) выход из здания. При этом, доказательств невозможности оборудования входа в здание пандусом и поручнями либо иными специальными приспособлениями для маломобильных граждан по техническим причинам (заключения экспертиз, специалистов и т.п.) в материалах дела не имеется, стороной ответчика ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не представлено. Иных доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится, соответствующих доказательств к жалобе не приложено, а суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права. Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, поэтому является законным и обоснованным. Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нефтегорского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |