ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1741/2021 от 16.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Сломова И.В. дело № 33-24066/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2021г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Татуриной С.В.

судей Тактаровой Н.П., Юрченко Т.В.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1741/2021 по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Илюшиной Натальи Владимировны к Ростовской таможне, третье лицо Филиал №9 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о защите трудовых и социальных прав по апелляционной жалобе Ростовской таможни на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2021г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах Илюшиной Н.В. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований, что в связи с обращением Илюшиной Н.В. о несогласии с действиями должностных лиц таможенных органов проведена проверка исполнения Ростовской таможней трудового законодательства, законодательства об обязательном социальном страховании, в ходе которой установлено, что Илюшина Н.В. в соответствии с приказом Таганрогской таможни от 04.12.2013г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принята на федеральную государственную службу на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных платежей Таганрогской таможни.

Приказом Таганрогской таможни от 27.01.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Илюшина Н.В. 28.01.2014г. переведена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни.

Приказом Таганрогской таможни от 11.06.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О переводе должностных лиц» Илюшина Н.В. назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.

В соответствии с приказом Таганрогской таможни от 06.05.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предоставлении отпуска по уходу за ребёнком Н.В. Илюшиной» с 14.06.2020г. по 18.02.2023г. Илюшина Н.В. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.

Страхователем Таганрогской таможней с 14.06.2020г. по 18.08.2021г. Илюшиной Н.В. назначено пособие по уходу за ребенком ФИО5, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения до достижения им возраста 1,5 лет.

Согласно приказу ФТС России от 27.03.2020г. № 330 «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможен» Миллеровская, Таганрогская и Ростовская таможни с 01.10.2020г. реорганизованы в форме присоединения. Илюшина Н.В. уведомлена о проведении организационно-штатных мероприятий. В соответствии с приказом Таганрогской таможни от 30.06.2020г. № 488 «Об организационно-штатных мероприятиях» с 01.10.2020г. должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни сокращена.

21.07.2020г. и.о. начальника Таганрогской таможни направил уведомление, в соответствии с которым в случае отказа Илюшиной Н.В. от предложенной для замещения иной должности гражданской службы или отсутствия вакантных должностей, соответствующих уровню ее квалификации, специальности, направлению подготовки, она будет освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (сокращения должностей гражданской службы в государственном органе).

Вместе с тем, Илюшиной Н.В. имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, стажа гражданской службы не предложены.

В связи с сокращением должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни и не назначением Илюшиной Н.В. на вакантные должности в Ростовской таможне в связи с реорганизацией Миллеровской и Таганрогской таможен, пособие по обязательному социальному страхованию ей с 01.10.2020г. не назначено и территориальным подразделением Фонда социального страхования не выплачивается, обязанности по соблюдению гарантий для лица, имеющего ребенка в возрасте до трех лет, таможенным органом не выполнены.

Проведенной в декабре 2020г. Филиалом №9 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверкой установлено, что с учетом п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» после выплаты», работникам реорганизованного (присоединенного) юридического лица соответствующие выплаты должны назначаться и выплачиваться согласно Положению территориальным органом Фонда, в котором в качестве страхователя зарегистрировано юридическое лицо (головная организация).

26.02.2021г. прокуратурой внесено начальнику Ростовской таможни представление об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об обязательном социальном страховании.

Однако в поступившем ответе на представление ответчик сослался на то, что факты несоблюдения должностными лицами Ростовской таможней социальных гарантий Илюшиной Н.В., имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не подтвердились.

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры просил обязать Ростовскую таможню заключить служебный контракт с Илюшиной Н.В., представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» необходимых для назначения и выплаты Илюшиной Н.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

Илюшиной Н.В. были заявлены самостоятельные исковые требования, в которых она просила признать незаконным и отменить приказ Таганрогской таможни от 30.06.2020г. №488 «Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне» о сокращении замещаемой Илюшиной Н.В. должности государственной гражданской службы сокращена с 01.10.2020г.; обязать Ростовскую таможню восстановить её в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МЛПП «Весело-Вознесепка» Ростовской таможни, а также предоставить в территориальный орган ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.; взыскать с Ростовской таможни в счет компенсации морального вреда 100 000 руб.

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2021г. исковые требования Южной транспортной прокуратуры в интересах Илюшиной Н.В. удовлетворены.

Суд обязал Ростовскую таможню заключить служебный контракт с Илюшиной Н.В. и представить в территориальный орган Фонда социального страхования электронный реестр сведений, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020г. №2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников», необходимых для назначения и выплаты Илюшиной Н.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

Исковые требования Илюшиной Н.В. удовлетворены частично.

Суд взыскал с Ростовской таможни в пользу Илюшиной Н.В. компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

В удовлетворении исковых требований в большем объеме отказано.

В своей апелляционной жалобе Ростовская таможня считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель жалобы полагает, что исполнение решения суда не зависит от воли ответчика, указывает, что Илюшина Н.В. в настоящее время не уволена и является федеральным государственным гражданским служащим, с которым служебный контракт не расторгнут, однако заключение с ней служебного контракта в какой-либо должности возможно только после её волеизъявления и написания собственноручного заявления после предложения представителем нанимателя конкретных должностей согласно квалификационным требованиям. При прибытии в таможню Илюшиной Н.В. и выражения воли о приеме в Ростовскую таможню ей будут предложены вакантные должности, но она не приняла никаких мер для реализации вышеуказанных мероприятий и вероятно не примет их до окончания отпуска по уходу за ребенком – 2023 года.

По мнению апеллянта, судом применен закон, не подлежащий применению, поскольку на 30.09.2020г. Илюшина Н.В. не имела специального звания и замещала должность старшего государственного таможенного контроля таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни, входившую в штатное расписание должности федеральной государственной гражданской службы, т.е. является не сотрудником, а государственным гражданским служащим, то пункт 10 приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы, которым предписано зачислить в распоряжение сотрудников таможни, на истца не распространялся, а зачисление в распоряжение государственных гражданских служащих противоречит законодательству.

Ростовская таможня не отрицает, что является правопреемником Ростовской таможни с переходом всех прав и обязанностей, но обращает внимание, что страховой случай в виде отпуска по уходу за ребенком у Илюшиной Н.В. наступил до момента реорганизации таможен, а именно до 30.09.2020г. Электронный реестр на оплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Илюшиной Н.В. был направлен Таганрогской таможней (правопредшественником ответчика) в ФСС ещё до реорганизации, в связи с чем таможня выполнила свою обязанность в полном объеме.

Апеллянт ссылается на то, что у Ростовской таможни отсутствуют основания для подачи в ФСС дополнительных документов, Илюшина Н.В. получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 30.09.2020г., у подразделения ФСС отсутствовали основания для прекращения ей выплат, поскольку отсутствует факт увольнения истца с государственной гражданской службы, а также не наступили обстоятельства, предусмотренные п.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №2375 от 30.12.2020г., а реорганизация таким основанием не является. Направление реестра дважды законом не предусмотрено, поэтому ответчик считает, что судом был неправильно истолкован судом.

Кроме того, заявитель жалобы полагает, что Илюшиной Н.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о претерпевании нравственных или физических страданий, в том числе причинно-следственной связи между действиями /бездействием причинителя вреда и наступившими последствиями, в связи с чем судом неправомерно удовлетворены требования о компенсации морального вреда.

ГУ РРО ФСС поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Ростовской таможни - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика Ростовской таможни, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Ростовской транспортной прокуратуры, истца Илюшину Н.В., представителя третьего лица ГУ РРО ФСС, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Илюшина Н.В. в соответствии с приказом Таганрогской таможни от 04.12.2013г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН была принята на федеральную государственную службу на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных платежей Таганрогской таможни.

28.01.2014г. приказом Таганрогской таможни от 27.01.2014г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Илюшина Н.В. переведена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куйбышево Таганрогской таможни.

Приказом Таганрогской таможни от 11.06.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О переводе должностных лиц» Илюшина Н.В. назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.

В соответствии с приказом Таганрогской таможни от 06.05.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предоставлении отпуска по уходу за ребёнком Н.В.Илюшиной» с 14.06.2020г. по 18.02.2023г. Илюшина Н.В. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет.

Страхователем Таганрогской таможней с 14.06.2020г. по 18.08.2021г. Илюшиной Н.В. назначено пособие по уходу за ребенком ФИО5ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения до достижения им возраста 1,5 лет.

Согласно приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы была проведена реорганизация Миллеровской, Таганрогской с 01.10.2020г. в форме присоединения к Ростовской таможни. Пунктом 10 данного приказа предусмотрено зачисление с 01.10.2020г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Миллеровской и Таганрогской таможен в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке. Также данным приказом предусмотрено перераспределение штатной численности при проведении мероприятий, обусловленных пунктами 1 – 3 настоящего приказа, в пределах численности таможенных органов региона и фонда оплаты труда должностных лиц и работников.

23.06.2020г. и 21.07.2020г. Илюшина Н.В. предупреждалась о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Таганрогской таможне.

В связи с прекращением деятельности Таганрогской таможни в результате реорганизации и присоединении к Ростовской таможни, выплаты филиалом №19 ГУ – РРО ФСС РФ ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет были прекращены.

Электронный реестр для назначения и выплаты Илюшиной Н.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в филиал № 9 ГУ Ростовского РО ФСС РФ Ростовской таможней не направлялся.

Удовлетворяя исковые требования Ростовского транспортного прокурора и требования Илюшиной Н.В. в части, аналогичной заявленной прокурором, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ч.1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статей 23, 28, 31, 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что в нарушение пункта 10 приказа №330 от 27.03.2020г. Федеральной Таможенной службы Илюшина Н.В. не была зачислена в распоряжение Ростовской таможни, ответчиком не был направлен электронный реестр для назначения и выплаты Илюшиной Н.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, чем нарушены права Илюшиной Н.В., в связи с чем пришел к выводу об обязании ответчика предоставить в территориальный орган ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.10.2020г.

Учитывая нарушение прав и законных интересов Илюшиной Н.В. со стороны ответчика, суд первой инстанции в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с Ростовской таможни в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Рассматривая требования Илюшиной Н.В. о признании незаконным и отмене приказа Таганрогской таможни от 30.06.2020г. №488 «Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне», обязании восстановить ее в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МЛПП «Весело-Вознесенка» Ростовской таможни, суд первой инстанции исходил из того, что реорганизация была проведена в соответствии с приказом Федеральной Таможенной службы №330 от 27.03.2020г., должность старшего государственного таможенного инспектора ОТО и ТК таможенного поста МАПП Весело-Вознесенка Ростовской таможни отсутствует в штатном расписании Ростовской таможни, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения в этой части иска.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным представленными сторонами доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Статьей 28 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ предусмотрено, что не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 37 названного федерального закон. гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Как следует из материалов дела, уведомив Илюшину Н.В. 23.06.2020г. и 21.07.2020г. о предстоящих реорганизационных мероприятиях в Таганрогской таможне, о сокращении занимаемой ею должности и об увольнении в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо отсутствии соответствующих вакантных должностей, ни представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, ни государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа не предложили в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего ни одной из имеющихся вакантной должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах - в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также Илюшину Н.В. не зачислили в соответствии с пунктом 10 приказа №330 от 27.03.2020г. «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможни» с 01.10.2020г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении в распоряжение Ростовской таможни в установленном порядке, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Юридическое лицо Таганрогская таможня прекратило деятельность 14.10.2020г. путем реорганизации в форме присоединения, его правопреемником является Ростовская таможня.

После сокращения должности истца на основании письма Ростовской таможни от 30.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о неназначении Илюшиной Н.В. в Ростовскую таможню выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначенного страхователем Таганрогской таможней, были прекращены филиалом №19 ГУ – РРО ФСС РФ с 01.10.2020г.

Несмотря на неоднократные обращения Илюшиной Н.В. в Ростовскую таможню по вопросу о необходимости предоставления сведений для возобновления выплаты пособия, акт камеральной проверки от 28.12.2020г., проведенной филиалом №9 ГУ – РРО ФСС РФ по обращению истца, в котором было указано, что с учетом п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ и ч. 1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» после завершения реорганизации юридического лица путем присоединения к другому юридическому лицу выплаты пособий работникам реорганизованного (присоединенного) юридического лица должны назначаться и выплачиваться согласно Положению территориальным органом Фонда, в котором в качестве страхователя зарегистрировано юридическое лицо (головная организация), представление прокуратуры от 26.02.2021г. в адрес начальника Ростовской таможни об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об обязательном социальном страховании, ответчиком не предпринято мер для возобновления выплат пособия Илюшиной Н.В.

Конституция Российской Федерации как социального государства предусматривает государственные гарантии поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в целях создания для соответствующих категорий граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных с рождением и воспитанием детей (ст. 7 и ч.1 ст. 38).

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Устанавливая в соответствии с вышеприведенными положениями Конституции Российской Федерации конкретные формы такой поддержки, законодатель предусмотрел гарантии и льготы для лиц, сочетающих семейные обязанности с трудовой деятельностью, а также различные пособия и иные социальные выплаты. Одной из указанных гарантий является отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно п. п. 1, 3 и 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу подп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 7 и подп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет относится к числу страховых случаев, а выплачиваемое за этот период ежемесячное пособие по уходу за ребенком - к числу видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, предоставляемого в целях компенсации такого социального страхового риска, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в его пользу) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в том числе государственные гражданские служащие, муниципальные служащие

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В силу положений ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с данной нормой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком также имеют матери, проходящие службу в таможенных органах и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за выплатой пособия или невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, назначение и выплата застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом страховщика.

Данные нормы во взаимосвязи с друг с другом выступают элементами правового механизма предоставления в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством государственной поддержки гражданам, сочетающим трудовую деятельность на основании трудового договора с исполнением семейных обязанностей по обеспечению малолетнему ребенку надлежащего ухода и заботы.

Действующим законодательством закреплен принцип полноты и непрерывности выплаты пособия по уходу за ребенком.

Невозможностью истца получить указанное выше пособие, нарушаются ее Конституционные права на получение предусмотренного законом социального обеспечения.

Пунктом 3 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. N101, предусмотрено, что региональное отделение является исполнительным органом ФСС РФ и действует в рамках законодательства Российской Федерации в области социального страхования. Фонд социального страхования выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие по уходу за ребенком на основании сведений, представленных в Фонд страхователем (работодателем).

Согласно пункта 4 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (ред. от 13.11.2019) страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.

В соответствии с пунктом 4 (1) Положения N 294 страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

Таким образом, принимая во внимание, что материалами дела подтверждено, что ответчик в результате реорганизации в форме присоединения является правопреемником Таганрогской таможни, у которого имелась обязанность по выплате истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не выполнил своей обязанности по предоставлению необходимых сведений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.12.2020г. №2375, для назначения и выплаты Илюшиной Н.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора к Ростовской таможне и Илюшиной Н.В. в соответствующей части.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применение судом норм материального права несостоятельны с учетом приведенного выше обоснования. Суд первой инстанции верно применил материальный закон, сделал соответствующие обстоятельствам дела выводы.

Оценка доказательств, исследованных судом, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с ней судебная коллегия не усматривает.

Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного решения, либо опровергали выводы суда.

Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.12.2021г.