ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1743/2022 от 07.09.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Улитина О.А. Дело № 2-1743/2022

УИД 35RS0010-01-2022-000344-86

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 сентября 2022 года № 33-3777/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Антипиной А.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителя публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Антипиной А.Н., прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пилипкина Н.М., судебная коллегия

установила:

прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (далее прокурор) обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (далее ПАО «Россети Северо-Запад»), в котором с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01 ноября 2022 года обеспечить вырубку и опиловку деревьев на расстоянии 10 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов в охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 38 до опоры 53, в охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 39 до опоры 40.

Требования мотивированы тем, что охранная зона линии электропередач должна составлять не менее 10 метров от крайних проводов до лесных насаждения, а по факту составляет 6-8 метров.

Протокольным определением суда от 07 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Устюженского муниципального района, Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Западное управление Ростехнадзора).

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2022 года на ПАО «Россети Северо-Запад» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить вырубку и опиловку деревьев на расстоянии 10 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов в:

- охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале ;

- охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале .

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ПАО «Россети Северо-Запад» Антипина А.Н. просит решения суда отменить по его мотиву незаконности и необоснованности. Указывает, что в отношении линий ВЛ-10 кВ и ВЛ-10 кВ постановлениями администрации Устюженского муниципального района установлены публичные сервитуты. Строительство линий осуществлялось в соответствии с действующими на момент ввода их в эксплуатацию Правилами устройства электроустановок (далее ПУЭ), ширина просек для линий соответствовала ПУЭ, что подтверждается справкой Ростехнадзора. Обращает внимание, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что ВЛ-10 кВ и ВЛ-10 кВ введены в эксплуатацию в 1986 и 1984 годах соответственно. Просеки содержатся в соответствии с проектными величинами, определенными по действовавшим на момент строительства/реконструкции линий ПУЭ, что соответствует действующему законодательству. Полагает, что право на расчистку просеки до ширины охранной зоны возникнет у ПАО «Россети Северо-Запад» лишь после постановки границ охранных зон на государственный кадастровый учет, срок которого продлен до 01 января 2028 года. Считает, что решение суда первой инстанции является заведомо неисполнимым в срок один месяц, для расширения просек охранных зон и их расчистки потребуются значительные средства, что приведет к увеличению тарифа на передачу электроэнергии.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Пилипкин Н.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО «Россети Северо-Запад» Антипина А.Н. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала.

Истец прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Пилипкин Н.М. полагал, что решение суда следует оставить без изменения. Вопрос о сроке исполнения решения суда оставил на усмотрение судебной коллегии.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, возражениях на нее, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Северо-Запад» на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс «Подстанция ПС 110/10 с линиями электропередачи общей протяженностью 135,52 км», расположенный на территории . В состав указанного комплекса входят в том числе линия ВЛ-10 кВ и линия ВЛ-10 кВ с рабочим напряжением 10кВ, построенные и введенные в эксплуатацию в 1986 году, 1989 году соответственно, что подтверждается паспортами воздушной линии электропередачи.

Постановлениями администрации Устюженского муниципального района от 29 сентября 2020 года № 583, 08 октября 2020 года № 617 в отношении ВЛ-10 кВ , ВЛ-10 кВ установлены публичные сервитуты. Согласно пункту 3 Описаний местоположения границ, являющихся приложениями к данным постановлениям, публичный сервитут установлен на зону с особыми условиями использования территории. В названных постановлениях указано и не оспаривалось представителем ответчика, что ВЛ-10 кВ , ВЛ-10 кВ проходят в квартале .

25 июля 2021 года в Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру от Департамента лесного комплекса Вологодской области поступила информация о том, что в пожароопасный сезон 2021 года на территории Устюженского муниципального района зарегистрированы лесные пожары, возникшие по причине падения опоры ЛЭП и замыкания ЛЭП.

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее до 23 августа 2021 года ПАО «МРСК Северо-Запада») требований лесного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Устюженского района Вологодской области.

В ходе совместного выезда 12 апреля 2022 года комиссией в составе начальника Устюженского территориального отдела - государственного лесничества, заместителя прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, начальника Устюженского РЭС установлено, что ширина просеки ВЛ-10 кВ (опоры 38-53) и ВЛ-10 кВ (опоры 39-40) составляет 6-8 метров, о чем составлена соответствующая схема и не оспаривалось представителем ответчика.

Ссылаясь на ненадлежащее текущее содержание ответчиком охранной зоны линий электропередач, имеющей своей целью безопасное функционирование и надлежащую эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 6, 21, 22, 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (далее Правила № 160), пункта 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России № 434 от 10 июля 2020 года, установив, что расстояние от проводов ВЛ-10 кВ и ВЛ-10 кВ до деревьев составляет менее предусмотренных 10 метров, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на ПАО «Россети Северо-Запад» обязанности обеспечить вырубку и опиловку деревьев на расстоянии 10 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов в охранных зонах линий.

Довод представителя ответчика о том, что Правила № 160 не распространяются на объекты, построенные до введения их в действие, суд отклонил, исходя из того, что с момента введения данных Правил (с 24 февраля 2009 года) условия содержания построенных ранее объектов должны соответствовать этим Правилам.

Ссылка ответчика на то, что условия содержания воздушных линий электропередач должны действовать только с момента постановки охранной зоны линий электропередач на кадастровый учет, признана судом не основанной на действующем законодательстве, так как при использовании воздушных линий по назначению должно быть обеспечено безопасное расстояние от их проводов до деревьев независимо от постановки охранной зоны на кадастровый учет.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться.

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Правила № 160 определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункт 1). Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5).Согласно Приложению «Требования границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» к Правилам № 160 охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при классе напряжения от 1 - 20 кВ на расстоянии 10 метров (5 метров – для линий с самонесущими изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

Пунктом 21 Правил № 160 предусмотрено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Согласно пункту 23 Правил № 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Положения статей 56, 89 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правил № 160, исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, то есть установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № 1915-О).

Судебной коллегией отклоняются доводы апеллянта о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку ширина просек для ВЛ-10 кВ и ВЛ-10 кВ соответствовала требованиям пункта 2.5.106 Правил устройства электроустановок (6 издание), утвержденным Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР, действовавших на момент строительство данных линий, согласно которому в парках, заповедниках, зеленых зонах вокруг населенных пунктов, ценных лесных массивах, защитных полосах вдоль железных и шоссейных дорог, водных пространств ширину просек для воздушных линий следует предусматривать такой, чтобы расстояние от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев по горизонтали были не менее 3 м для воздушных линий до 20 кВ.

Так, ранее действовавшими Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255 (далее – Правила № 255) (утратили силу 17 марта 2009 года с введением в действие Правил № 160), обязанность по установлению охранных зон, по охране электрических сетей и соблюдению нормальных условий их эксплуатации возлагалась на предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети. Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил № 255 охранные зоны электрических сетей устанавливались, в частности, вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии – для линий напряженностью до 20 кВ – 10 метров.

При прохождении воздушных линий электропередач через лесные массивы обрезка деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производится предприятиями (организациями), в ведении которых находятся эти линии (пункт 10 Правил № 255).

Как Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1953 года № 2866, которым отменены Правила № 255, так и Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года, которым утверждены Правила 160, предусматривают аналогичные требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Следовательно, как размер, так и правовой режим содержания и использования охранных линий электропередач, в том числе, охранной зоны ВЛ-10 кВ Лентьево и ВЛ-10 кВ Ванское не изменялся с момента их постройки и по настоящее время.

При этом согласно пункту 2.5.105 ПЭУ (6 издание) для прохождения воздушных линий по лесным массивам должны быть прорублены просеки. При определении ширины просеки должны учитываться условия эксплуатации воздушных линий и лесного хозяйства с точки зрения опасности падения деревьев на воздушные линии и возможности быстрой ликвидации повреждений (породы леса, характер грунтов, доступность трассы и пр.).

Установленное пунктом 2.5.106 ПЭУ (6 издание) нормативное расстояние не менее 3 м относится к паркам, заповедникам, зеленым зонам вокруг населенных пунктов, ценным лесным массивам, защитным полосам вдоль железных и шоссейных дорог, водным пространствам.

Кроме того, ПЭУ (6 издание) не является нормативно-правовым актом, не был зарегистрирован в Минюсте России и, соответственно, не является обязательным к применению.

Следует отметить, что в отношении объектов электросетевого хозяйства, построенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Правил установления охранных зон, необходимо учитывать разъяснение Верховного Суда Российской Федерации о том, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об охранной зоне не означает, что указанная зона не была установлена (пункт 3 раздела 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 апреля 2013 года).

Вопреки доводам жалобы при факте использования объектов электросетевого хозяйства по назначению должно быть обеспечено безопасное расстояние от проводов воздушных линий до деревьев независимо от постановки охранной зоны на государственный кадастровый учет.

Представленная суду апелляционной инстанции справка Северо-Западного Управления Ростехнадзора изложенные выше выводы не опровергает.

Таким образом, суд обоснованно возложил на ПАО «Россети Северо-Запад» обязанность обеспечить вырубку и опиловку деревьев на расстоянии 10 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов в охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 38 до опоры 53, в охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 39 до опоры 40.

Возлагая на ответчика данную обязанность, суд установил срок ее исполнения 1 месяц со дня вступления решения в законную силу.

Вместе с тем, ссылки апеллянта о невозможности исполнить решение суда в установленный судом срок заслуживают внимания.

В силу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вывод суда об установлении месячного срока для исполнения решения судом не обоснован, при том, что истец, обращаясь в суд с исковым заявлением 10 января 2022 года, просил установить срок для выполнения указанных выше действий до 01 ноября 2022 года.

В апелляционной жалобе представитель ответчика указал, что суд не учел протяженность спорных линий электропередач, не принял во внимание, что ПАО «Россети Северо-Запад» как сетевая организация, основной вид деятельности которой оказание услуг по передаче электрической энергии, является полностью регулируемой, то есть осуществляет свою деятельность за счет средств, получаемых от применения регулируемых тарифов на оказываемые услуги. В суде апелляционной инстанции представитель ПАО «Россети Северо-Запад» пояснила, что для исполнения судебного акта требуется большой объем работ (очистка территории, заключение договоров подряда), просила учесть длительность проведения торгово-закупочных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами».

Проанализировав доводы ответчика, принимая во внимание объем требуемых работ, необходимость проведения закупочных процедур, мнение истца, который вопрос о сроке выполнения возложенной обязанности оставил на усмотрение суда апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей – 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Данный срок судебная коллегия полагает реальным и разумным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2022 года изменить.

Обязать ПАО «Россети Северо-Запад» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить вырубку и опиловку деревьев на расстоянии 10 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов в:

- охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 38 до опоры 53;

- охранной зоне линий ВЛ-10 кВ в квартале от опоры 39 до опоры 40.

В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Антипиной А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 сентября 2022 года.