ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1746/20 от 04.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Басова Е.А. дело №33-1554/2021

УИД 91RS0008-01-2020-002851-66 дело №2-1746/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Мотиной И.И. и Подлесной И.А.

при секретаре Бабийчук Л.О.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 19 ноября 2020 года по гражданскому делу по иску Сеитчановой Диляры Мустафаевны к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛА:

Уточнив исковые требования, Сеитчанова Диляра Мустафаевна обратилась с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании частично незаконным решения отдела Пенсионного фонда РФ в Нижнегорском районе Республики Крым от 17.03.2020 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости; о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы, не учтенных пенсионным органом, кроме периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; об установлении фактов принадлежности ей трудовой книжки колхозника , выданной 30.04.1992 года на имя Сеитчановой Диляры (без отчества), а также приказов, справок о стаже и заработной плате, в которых ее личные данные (ФИО) не соответствуют данным паспорта и не указана дата рождения; об установлении фактов работы в яслях-саду «Золотой ключик» г. Китаба Кашкадарьинской области Республики Узбекистан с 30.09.1985 года по 14.07.1987 года и музыкальным работником в яслях-саду «Аленушка» Китабского дорожного ремонтно-строительного управления г. Китаб Кашкадарьинской области Республики Узбекистан с 15.07.1987 года по 01.06.1991 года; возложении на ответчика обязанности по назначению истице досрочной страховой пенсии по старости с 09.12.2019 года.

2

Исковые требования мотивированы тем, что истица имеет стаж педагогической работы более 25 лет; отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным и нарушает ее пенсионные права.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать частично незаконным и отменить решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, от 17.03.2020 года об отказе в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 30.09.1985 года по 17.07.1987 года в должности воспитателя в яслях-саду Китабского гороно Республики Узбекистан, с 15.07.1987 года по 01.06.1991 года музыкальным работником в яслях-саду Китабского ДРСУ Республики Узбекистан, с 06.04.1992 года по 20.02.2001 года воспитателем в детском саду колхоза «Дружба», с 21.02.2001 года по 20.06.2001 года музыкальным руководителем в детском саду «Дружба», с 01.05.2001 года по 31.12.2014 года музыкальным работником (музыкальным руководителем) в Акимовском детском саду Акимовского сельского совета, с 21.04.2004 года по 30.12.2014 музыкальным работником (музыкальным руководителем) Лиственского детского сада «Березка» Лиственского сельского совета, в том числе отпуска по уходу за детьми, за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 14.03.2002 года, с 12.08.2002 года по 25.08.2002 года, с 07.08.2003 года по 20.08.2003 года, с 28.01.2004 года по 11.02.2004 года, с 10.01.2005 года по 24.01.2005 года, с 01.03.2005 года по 05.03.2005 года, с 10.08.2005 года по 24.08.2005 года, с 01.11.2005 года по 09.11.2005 года, с 23.01.2006 года по 29.01.2006 года, с 15.08.2007 года по 21.08.2007 года, с 24.03.2008 года по 04.04.2008 года, с 01.09.2012 года по 14.09.2012 года, с 12.08.2013 года по 14.08.2013 года, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с 23.09.2013 года по 04.10.2013 года, с 26.11.2018 года по 07.12.2018 года и нерабочие (праздничные) дни в Республике Крым 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года,18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 18.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года, 26.06.2017 года, 04.09.2017 года, 18.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года, 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года; принять к учету архивные справки: № 1671 от 04.09.2019, выданную Китабским внебюджетным Пенсионным фондом о заработной плате Сеитчановой Д.М. за период с 1985 года по 1987 год, за период с 1987 года по 1990 год; № 252 от 03.09.2020 года, выданную администрацией Акимовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о заработной плате Сеитчановой Д.М. за 1992-1996 годы; № 251 от

3

03.09.2020 года, выданную администрацией Акимовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о заработной плате Сеитчановой Д.М. за 1997-2001 годы; назначить Сеитчановой Д.М. досрочную страховую пенсию в соответствии с п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» с 09 декабря 2019 года.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и ее представитель.

Представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Выслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

4

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащими применению нормам материального права.

Судом первой инстанции установлено, что Сеитчанова Диляра Мустафаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2014 года вляется гражданкой Российской Федерации, проживает в Республике Крым с 1989 года.

09 декабря 2019 года Сеитчанова Д.М. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Решением органа пенсионного обеспечения от 17.03.2020 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии на том основании, что специальный стаж истицы составил 4 года 9 месяцев 19 дней; в специальный стаж не включены следующие периоды:

- с 30.09.1985 года по 17.07.1987 года в должности воспитателя ясли-сада Китабского гороно Республики Узбекистан, так как не подтверждено в установленном порядке компетентными органами государства-участника СНГ, что соответствующий период учитывается (учитывался) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства; кроме того, не представляется возможным определить лицо, работавшее в этот период, поскольку в приказе № 59 от 20.07.1987 года об увольнении с должности уволена Ибрагимова Диляра; заработная плата начислена Ибрагимову Д., согласно акту проверки - Сеитчановой Диляре Мустафаевне;

- с 15.07.1987 года по (дата не установлена) музыкальным работником в яслях- саду Китабского ДРСУ Республики Узбекистан, так как в трудовой книжке не указана дата увольнения; ФИО в справках, поступивших из Республики Узбекистан, не соответствует паспортным данным истицы: «Сейтчанова Диляра», «Сейтчанова Дилара» в приказах № 41 от 15.07.1987 года, № 14 от 01.06.1991 года; аналогично отсутствует подтверждение компетентных органов Узбекистана; кроме того, этот период не включен в страховой стаж: истицы;

- с 06.04.1992 года по 20.02.2001 года воспитателем в детском саду колхоза Дружба» (КСП «Дружба», СГЖ «Дружба») и с 21.02.2001 года по 20.06.2001 года в качестве музыкального руководителя в детском саду «Дружба»,, так как согласно имеющимся сведениям работала в указанные периоды Сейтчанова Диляра; в трудовой книжке колхозника данные

5

владельца не соответствуют данным истицы; кроме того, отсутствуют сведения о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы с 01.09.2000 года;

- 01.05.2001 года по 31.12.2014 года музыкальным работником (музыкальным руководителем) в Акимовском детском саду Акимовского сельского совета, с 21.04.2004 года по 30.12.2014 года музыкальным работником (музыкальным руководителем) Лиственского детского сада «Березка» Лиственского сельского совета, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы (суммарно по основному и другим местам работы);

- периоды обучения на курсах повышения квалификации с 23.09.2013 года по 04.10.2013 года, с 26.11.2018 года по 07.12.2018 года, так как эти периоды не включены правилами № 516;

- периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, 01.12.1989 года рождения, 26.01.1993 года рождения, 07.04.1997 года рождения, так как эти

периоды и продолжительность отпусков установить не представилось возможным;

- нерабочие (праздничные) дни в Республике Крым с 18.03.2015 года по 12.08.2019 года, так как эти периоды не предусмотрены Правилами № 516.

Трудовая книжка Г7-1 № 4340060 была оформлена 01 октября 1985 года на имя Ибраимовой Диляры Мустафаевны, 29 мая 1968 года рождения; согласно записям в трудовой книжке 30.09.1985 года истица была назначена воспитательницей в ясли-сад «Золотой ключик» по Китабскому гороно (приказ № 265 от 01.10.85 года), 17.07.1987 года освобождена от занимаемой должности (приказ № 59 от 20.07.1987 года); 15.07.1987 года принята в я/сад «Аленушка» Китабского ДРСУ музыкальным работником (приказ № 41 от 15.07.1987 года), уволена (дата увольнения отсутствует) приказом от 01.06.1991 года; на титульном листе трудовой книжки имеется запись о смене фамилии Ибраимова» на «Сейтчанова» на основании свидетельства о браке (номер не указан).

Согласно свидетельству о заключении брака имеется актовая запись № 74 о регистрации 11.06.1987 года брака Сейтчанова Дилавера Мурадасиловича и Ибрагимовой Диляры Мустафаевны, супруге присвоена фамилия «Сейтчанова».

По сообщение Китабского внебюджетного Пенсионного фонда в архиве имеются сведения о работе в Китабском Гороно Сеитчановой Диляры Мустафаевны, а именно: приказ об увольнении № 59 от 20.07.1987 года на Ибрагимову Диляру Мустафаевну воспитательницу ясли-сад «Золотой Ключик»; приказ № 41 по Китабскому ДРСУ от 15.07.1987 года о приеме на работу Сеитчанову Диляру в ясли-сад «Аленушка» музыкальным работником; приказ № 14 от 01.06.1991 года об освобождении от занимаемой должности в связи с переменой места жительства Сеитчановой Дилары; выписки из этих приказов.

6

Согласно архивным справкам о заработной плате № 1671 от 04.09.2019 года за период с 1985 года по 1987 год в лицевых счетах значится Ибрагимова Д., за период с 1987года по 1990 год в лицевых счетах - Сейтчанова (Ибраимова) Диляра Мустафаевна.

30 апреля 1992 года на имя Сеитчановой Диляры, 1968 года рождения, колхозом «Дружба» с. Акимовка Нижнегорского района Крымской обл. УССР выдана трудовая книжка колхозника УКР № 0764096, согласно которой Сеитчанова Д. принята в члены колхоза 06.04.1992 года, уволена из членов СПК в порядке перевода в Акимовский сельский совет 11.06.2001 года; согласно сведениям о работе работала с 06.04.1992 года воспитателем детского сада, с 21.02.2001 года музыкальным руководителем детского сада; по данным трудового участия в 1992, 1993, 1996, 2001 годах выполняла трудовой минимум участия в общественном хозяйстве; в 1994,1995, 1997-2000 годах находилась в отпуске по уходу за детьми.

Аналогичные сведения указаны в книге учета трудового стажа колхоза «Дружба», архивной справке № 252 от 33.09.2020 года о заработной плате за 1992-1996г.г., архивной справке № 251 от 03.09.2020 года о заработной плате за 1997-2001г.г., архивной справке № 249 от 03.09.2020 года о стаже за 1992-1993г.г., архивной справке № 178 от 14.10.2019 года Акимовского сельского поселения; документально подтверждено членство в колхозе и работа воспитателем и музыкальным руководителем именно Сеитчановой Диляры Мустафаевны, 29.05.1968 года рождения; согласно акту документальной проверки пенсионного органа № 28 от 17.03.2020 года других работников с фамилией Сейтчанова Диляра, Сейтчанова Диляра Мустафаевна в лицевых счетах не выявлено.

Как следует из свидетельств о рождении, 01 декабря 1989 года Сетчанова Д.М. родила сына Наримана, 26 января 1993 года родила сына Эмира, 7 апреля 1997 года родила дочь Диану; данные о периодах нахождения истца в отпуске по уходу за детьми не имеются.

В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

Как предусмотрено ч.6 ст.11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включает обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Согласно п.п.1,2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в

7

соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.

Как предусмотрено ч.1 ст.4 вышеуказанного Федерального закона, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ч.4.1 ст.7 ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05.05.2014 N 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж определяется как это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

8

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган (09.12.2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.19 ст.30 вышеуказанного закона в редакции, действующей с 01.01.2019 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ №665 от 16.07.2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

9

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",

с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного

постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно ст.11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

10

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут быть включены в стаж при определении права на пенсию по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Узбекистаном подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со ст.1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст.5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

В ст.11 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

П.2 ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, -

для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств

11

- участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» № 30 от 11 декабря 2012 года разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

12

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", период работы, подлежащей, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).

Положениями ст.66 ТК РФ и п.2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской

13

Федерации от 16.04.2003 № 225, - предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

14

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, - для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В силу п.51 указанного Перечня необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Согласно п.п.3,4,5 Правил №781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений,

15

работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Согласно п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначались: а) учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, была предусмотрена работа в должностях заведующих, руководителей - воспитателей, воспитателей. Перечень содержит указание на наименование образовательных учреждений "детские сады и объединенные ясли-сады".

Согласно разъяснению № 19 от 17 мая 1960 года, утвержденному Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 662 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в

16

которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать музыкальным руководителям (музыкальным работникам) детских садов и объединенных яслей - садов.

Данное разъяснение утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей было установлено ст.80 Закона РФ от 20.11.90 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Основным условием для назначения пенсии за выслугу лет являлось наличие специального трудового стажа не менее 25 лет.

Согласно ст. 83 названного Закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу, утверждаются Правительством РФ.

Разделом "Наименование должностей" Списка от 06.09.1991 N 463 должность "музыкальный руководитель" не была предусмотрена.

Списком от 22.09.1999 N 1067 была предусмотрена должность "музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 01.11.1999 года, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

В п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 N 781 предусмотрена должность музыкального руководителя, а в п. 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка указаны дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли) и детские ясли.

Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39 установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель".

Как установлено п.3 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», норма часов педагогической работы за ставку заработной платы музыкальных руководителей составляет 24 часа в неделю.

17

За периоды работы после 1 сентября 2000 года следует учитывать положения ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ №400-Ф3, согласно которым периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу п.2 Заключительных положений Закона Украины «0б общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09 июля 2003 года №1058-IV назначение и выплата пенсий за выслугу лет осуществляется при достижении пенсионного возраста и наличии трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII.

В соответствии со ст.52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года №1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. «е» ст. 55.

Согласно п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года право на пенсию з а выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

В Перечень заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года №909, включены, в частности, воспитателя и музыкальные руководители дошкольных учебных заведений без указания на необходимость выполнения нормы педагогической нагрузки.

Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.

В силу ст.34 Закона Украины «Об образовании» и ст.12 Закона Украины «О дошкольном образовании» дошкольными учебными заведениями являются ясли, ясли-сад, детский сад.

Как предусмотрено ч.ч.2,4 ст.21 Закона Украины «О внешкольном образовании», перечень должностей педагогических работников системы дополнительного образования устанавливается Кабинетом Министров Украины.

18

Педагогические работники учреждений внешкольного образования имеют право на пенсию по выслуге лет при наличии педагогического стажа работы не менее 25 лет.

Разрешая требования в части установления факта принадлежности истице трудовой книжки, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

Согласно ч.ч.1,2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении, в частности, факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; других имеющих юридическое значение фактов.

В силу ст.263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 настоящего Кодекса.

Процессуальным законодательством в исковом судопроизводстве не исключается рассмотрение в исковом производстве требований об установлении юридических фактов при наличии спора о праве.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество и фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством н фамилией этого лица, указанные в паспорте или свидетельстве о рождении.

Факт принадлежности истице трудовой книжки колхозника и спорных архивных справок подтверждается в совокупности представленными истицей дела доказательствами.

Суд первой инстанции, сопоставив данные трудовой книжки ГТ-1 № 4340060, факт принадлежности которой истице не оспаривается, и сведения, изложенные в архивных и уточняющих справках, пришел к правильным выводам о том, что спорные документы принадлежат истице и относятся к периодам ее работы.

Проанализировав фактические обстоятельства и доказательства, представленные сторонами, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что неполнота записей в трудовой книжке и другие недостатки оформления трудовой книжки не могут являться основанием для ограничения пенсионных прав истицы.

Судебная коллегия отмечает, что неточности, имеющиеся в трудовой книжке, не свидетельствует о злоупотреблении, допущенном истицей; отсутствуют противоречия в записях спорных периодов работы.

19

Спорные периоды работы истицы занесены в её трудовую книжку; правомерность внесения данных записей в трудовую книжку сомнения не вызывает, поскольку имеется совпадение анкетных данных в трудовой книжке с анкетными данными в других документах, в том числе, в архивных справках и в справках о заработной плате; записи в трудовой книжке последовательны; также отсутствуют противоречия в записях спорных периодов работы.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что периоды работы истицы в Республике Узбекистан имели место до июня 1991 года. Данное обстоятельство с учетом положений Соглашения 1993 года свидетельствует о достаточности данных трудовой книжки для учета данных периодов работы в специальный стаж. Закон не содержит обязательного подтверждения периодов работы в Республике Узбекистан до июня 1991 года.

Периоды работы истицы на территории Республики Крым с 06.04.1992 года подлежат включению в специальный стаж истицы в силу ст.4 ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.07.2014 N 208-ФЗ.

Соответственно, данные периоды работы, отраженные в трудовой книжке, принадлежность которой истице, установлена, также подлежат включению в специальный стаж.

Следует согласиться с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов обучения истицы на курсах повышения квалификации.

В силу ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно Основам законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, ст.122 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ работникам,

20

совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, предоставлялись такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время, и было установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

Кроме того, в соответствии с пп.7 п.1 ст.48 Федерального закона 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностью педагогического работника является повышение профессионального уровня.

Согласно ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Нахождение истицы на курсах по повышению квалификации в спорные периоды подтверждено копиями соответствующих приказов и справками, представленными истицей, и ответчиком не оспаривается.

При этом, за период с 25.11.2018 по 07.12.2018 были начислены и перечислены все взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Принимая во внимание то, что за истицей в периоды нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения и заработная плата были сохранены, начислялись взносы в пенсионной фонд, и учитывая особенности правового регулирования спорных правоотношений, - включение вышеуказанных периодов в специальный стаж истицы соответствует нормам материального права.

В части включения в специальный стаж периодов отпусков истицы по уходу за детьми, предоставленными в период осуществления ею педагогической деятельности, судебная коллегия исходит из обоснованности выводов суда первой инстанции.

В соответствии со ст.56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.

В соответствии с ч.1 ст.181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (ч. 3 и 6 ст. 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в

общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» введен частично

21

оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В силу п.103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 ст.167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуск по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за

ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Как следует из материалов дела, истица указана как мать в свидетельствах о рождении детей: сына Наримана, 01.12.1989 года рождения; сына Эмира, 26.01.1993 года рождения, и дочери Дианы, 07.04.1997 года рождения.

22

В книге учета трудового стажа и заработка колхозника указано, что Сеитчанова Диляра в 1994-1995г.г. и в 1997-2000г.г. находилась в декрете.

Аналогичные сведения содержит трудовая книжка колхозника, принадлежность которой истице установлена.

В справке о заработной плате № 1671 от 04.09.2019 года указано, что с сентября 1989 года истица, работая музыкальным работником в яслях-саду Китабского ДРСУ Республики Узбекистан, была «на больничном» перед родами.

Учитывая изложенное, истица имела право на отпуска по уходу за детьми до 3-х лет и фактически воспользовалась данным правом.

Принимая во внимание то, что ухудшение пенсионных прав физического лица не допускается, спорные периоды отпусков по уходу за детьми были предоставлены истице в период действия норм законодательства СССР и Украины, предусматривающих включение данного отпуска в специальный стаж, - отказ пенсионного органа в зачислении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов отпусков истицы по уходу за детьми является незаконным.

Как предусмотрено ст.6 Трудового кодекса Российской Федерации, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне. Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.

Из изложенного следует, что издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

23

В соответствии со ст.107 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.

Как установлено ст.113 Трудового кодекса Российской Федерации, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в Правилах №516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в Республике Крым, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Как предусмотрено ч.1.1. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению 7 к Федеральному закону №400-ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19-21 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) страховая пенсия по старости при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году подлежит назначению не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно положениям ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия постарости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В связи с изложенным, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии по старости.

24

По сообщению органа пенсионного обеспечения при предварительном расчете страхового стажа по делу по иску Сеитчановой Д.М. с учетом спорных периодов стаж истицы по осуществлению педагогической деятельности (25 лет) выработан по состоянию на 01.01.2019 года (до внесения изменений в законодательство).

Соответственно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло у истицы с даты подачи ею заявления о назначении пенсии, то есть с 09.12.2019 года.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие у истицы необходимого педагогического стажа для назначения досрочной страховой пенсии по возрасту.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании нормативных положений и не содержат ссылки на обстоятельства или доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: