ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1747/19 от 11.02.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья - Ф.И.О.1 Дело № 2-1747/2019

Докладчик - Прокопец Л.В. Дело № 33-346/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 февраля 2020 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Калинского В.А., Доманова В.Ю.,

при секретаре – Остапенко Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» и Муниципальному унитарному предприятию «Тепло» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива, -

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» - ФИО1 на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 26 ноября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Муниципального унитарного предприятия «Тепло», выраженное в неприятии мер по обеспечению общего нормативного запаса топлива на территории Холмского городского округа.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Холмский городской округ», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Холмский городской округ, Муниципальное унитарное предприятие «Тепло» в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу обеспечивать общий нормативный запас топлива на период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов на территории Холмского городского округа в соответствии с Нормативами запасов топлива на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Тепло» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» <адрес> - 300 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Холмский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Администрации МО «Холмский ГО»), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Управлению ЖКХ Администрации МО «Холмский ГО») и Муниципальному унитарному предприятию «Тепло» (далее - МУП «Тепло») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о теплоснабжении было установлено, что орган местного самоуправления и ресурсоснабжающая организация не приняли надлежащих мер по организации и обеспечению надежного теплоснабжения потребителей. Отметил, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом МО «Холмский ГО» в обязанности Администрации МО «Холмский ГО» входит обеспечение теплоснабжением населения Холмского городского округа. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепло» и положений Федерального закона «О теплоснабжении» МУП «Тепло» обязано организовать и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей - население МО «Холмский ГО». Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов запасов топлива наДД.ММ.ГГГГна источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ» - нормативный запас твердого топлива на ТЭЦ МУП «Тепло» должен составлять <данные изъяты>, нормативный запас твердого топлива на котельных МУП «Тепло» должен составлять <данные изъяты> твердого топлива, <данные изъяты> жидкого топлива. Из представленной Управлением ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» информации о поставке и расходах топлива в муниципальном образовании в период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию наДД.ММ.ГГГГв МУП «Тепло» запас твердого топлива составил <данные изъяты>, жидкого топлива <данные изъяты>. Ранее, в связи с тем, чтоДД.ММ.ГГГГресурсоснабжающей организацией не был заключен договор на поставку твердого топлива, руководителю МУП «Тепло» было внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, договор заключен, а виновное лицо привлечено к ответственности. Также проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией не обеспечен общий нормативный запас топлива, в связи с чем руководителю предприятия и главе муниципального образования объявлены предостережения. Вместе с тем,ДД.ММ.ГГГГна котельных МУП «Тепло» отсутствует нормативный запас топлива, в отношении директора предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей <данные изъяты> КоАП РФ. Отсутствие общего нормативного запаса топлива в условиях низких температур наружного воздуха и при невозможности поставки топлива морским транспортом ввиду ухудшения погодных условий, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с бесперебойным отоплением жилых помещений, срыв отопительного сезона, и, как следствие, создает предпосылку возникновения на территории Холмского городского округа чрезвычайной ситуации, угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц. С учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Холмский ГО», Управления ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» и МУП «Тепло», выраженное в непринятии мер по обеспечению общего нормативного запаса топлива на территории Холмского городского округа; возложить обязанность на Администрацию МО «Холмский ГО», Управление ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» и МУП «Тепло» в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу обеспечивать общий нормативный запас топлива на период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ на территории Холмского городского округа в соответствии с Нормативами запасов топлива на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Шабрина Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представители ответчиков Администрации МО «Холмский городской округ» - ФИО1 и МУП «Тепло» - ФИО2 с иском не согласились.

Представитель ответчика – Управления ЖКХ администрации МО «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.

Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель ответчика Администрации МО «Холмский ГО» - ФИО1, просит это решение в части возложения обязанности обеспечивать общий нормативный запас топлива на период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ на территории Холмского городского округа в соответствии с Нормативами запасов топлива на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ,отменить.

В своей апелляционной жалобе она излагает обстоятельства дела и указывает, что согласно информации по поставке и расходу топлива в муниципальном образовании «Холмский городской округ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на источнике тепловой энергии ресурсоснабжающей организации МУП «Тепло» находилось <данные изъяты> твердого топлива, что составляет <данные изъяты> запас топлива и превышает установленный норматив, согласно распоряжению <данные изъяты> жидкого топлива, что составляет <данные изъяты> запас топлива, то есть не хватает буквально на <данные изъяты>, что считает несущественным. Ссылаясь на Приказ Министерства ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов запасов топлива на ДД.ММ.ГГГГ на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городско округ», отмечает, что указанный в этом Приказе размер запаса топлива распространяет свое действие и необходим только по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., а в дальнейшем поддержание <данные изъяты> запаса топлива законодательством не предусмотрено. Полагает необоснованным возложение обязанности обеспечить нормативный запас топлива на период прохождения отопительного ДД.ММ.ГГГГ на территории Холмского городского округа.

На данную жалобу от Холмского городского прокурора Жунусова А.Ж. поступили письменные возражения, в которых он просит эту апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав прокурора Сущенко Е.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» является - обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 1 статьи 6 указанного Федерального закона №190-ФЗ – к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); и выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4).

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона №190-ФЗ - проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7) и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8).

Пункт 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №103) и пункт 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003г. №115) устанавливают, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012г. №377 (ред. от 22.08.2013г.) - норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). При этом ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (пункт 3). ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (пункт 4). В расчете ННЗТ учитываются объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения; центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период (пункт 5). Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункт 8).

НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (пункт 11). Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (пункт 12). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (пункт 15 Правил).

Согласно пункту 17 указанного Порядка - нормативы создания запасов топлива могут формироваться: - для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива; - для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива; - для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации.

Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении нормативов запасов топлива наДД.ММ.ГГГГна источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций муниципального образования «Холмский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ» устанавливает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативный запас твердого топлива на ТЭЦ МУП «Тепло» должен составлять <данные изъяты> тонн, жидкого топлива (мазут) <данные изъяты> тонн; нормативный запас твердого топлива на котельных МУП «Тепло» должен составлять <данные изъяты> тонны твердого топлива, <данные изъяты> тонн жидкого топлива.

На ДД.ММ.ГГГГ нормативный запас твердого топлива на ТЭЦ муниципального унитарного предприятия «Тепло» должен составлять <данные изъяты> тонн, жидкого топлива (мазут) <данные изъяты> тонн.

Администрация МО «Холмский ГО» (согласно статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункта 4 статьи 10 Устава МО «Холмский ГО», Распоряжения Правительства Сахалинской области №218-р от 17.04.2019г. «О подготовке основных систем жизнеобеспечения Сахалинской области к осенне-зимнему периоду 2019/2020 годов»), Управление ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» (в силу раздела 3 Положения об Управлении ЖКХ администрации МО «Холмский ГО», утвержденного Решением Собрания МО «Холмский ГО» от 24.03.2016г. №33/5-340) и МУП «Тепло» (в силу части 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении») являются лицами, ответственными за принятие мер по обеспечению общего нормативного запаса топлива на территории муниципального образования «Холмский городской округ».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела основным видом деятельности МУП «Тепло» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) в <адрес>. Согласно договоруот ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепло» - в эксплуатации ресурсоснабжающей организации находятся котельные и ТЭЦ <адрес>, которые являются источниками теплоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Из представленной МУП «Тепло» информации о поставке и расходу топлива в муниципальном образовании <адрес> в период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов усматривается, что по состоянию наДД.ММ.ГГГГна Предприятии запас твердого топлива составил <данные изъяты> тонны, жидкого топлива: ТСМ - <данные изъяты> тонны, мазут - <данные изъяты> тонны. Согласно информации, представленной Управлением ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» о поставке и расходу топлива в муниципальном образовании в период прохождения отопительного сезона <данные изъяты> - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГна МУП «Тепло» имеются запасы: твердого топлива - <данные изъяты> тонны (с учетом топлива, которое хранится по договорам ответственного хранения), что превышает установленные нормативы его запасов на котельных и ТЭЦ; - жидкого топлива: ТСМ <данные изъяты> тонны (с учетом топлива, которое хранится по договорам ответственного хранения), что меньше норматива; мазут <данные изъяты> тонны, что превышает нормативы для его запасов на ТЭЦ. Совокупно по запасам жидкого топлива имеется недостаток по отношению к нормативам его запасов (норматив - <данные изъяты> тонны на котельных + <данные изъяты> тонн на ТЭЦ) – фактические запасы (<данные изъяты> тонн жидкого топлива + <данные изъяты> тонны мазута). По информации Управления ЖКХ администрации МО «Холмский ГО» состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на МУП «Тепло» запас твердого топлива составил <данные изъяты> тонны, жидкого топлива: ТСМ <данные изъяты> тонны, мазут <данные изъяты> тонны, а также по договору хранения - <данные изъяты> тонны.

Согласно результатам прокурорской проверки, по состоянию наДД.ММ.ГГГГресурсоснабжающей организацией не обеспечен общий нормативный запас топлива, в связи с чем руководителю Предприятия и главе муниципального образования объявлены предостережения. Посколькуна ДД.ММ.ГГГГна котельных МУП «Тепло» отсутствовал нормативный запас топлива, в отношении его директора было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание приведенные выше нормы закона, положения стать 12 Гражданского кодекса РФ и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования, признав незаконным бездействие Администрации МО «Холмский городской округ», Управления ЖКХ администрации МО «Холмский городской округ» и МУП «Тепло», и возложив на них обязанность обеспечивать общий нормативный запас топлива на период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов на территории муниципального образования «Холмский ГО» в соответствии с Нормативами запасов топлива на источниках тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций этого муниципального образования на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; поскольку указанные ответчики своевременно не приняли меры по организации и обеспечению надежного теплоснабжения потребителей с учетом общего нормативного запаса топлива на территории муниципального образования «Холмский ГО». Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, достаточно подробно изложены в решении, оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.

При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Холмского городского суда Сахалинской области от 26 ноября 2019 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика –Администрации МО «Холмский городской округ» - ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Калинский В.А.

Доманов В.Ю.