ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-174/20 от 14.10.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Кудашкина М.А. дело № 33-3-7122/2020

26RS0007-01-2020-000119-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 14 октября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Меньшова С.В.,

судей Сицинской О.В., Дробиной М.Л.,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-174/2020 по апелляционной жалобе Управления труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края

на решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 20 июня 2020 г. по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Адроповского муниципального района Ставропольского края о восстановлении права на социальную выплату,

заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,

установила:

ФИО9 обратилась в Андроповский районный суд Ставропольского края с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края с исковыми требованиями, впоследствии уточненными, в которых просила установить факт постоянного проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Ставропольского края на момент рождения третьего ребенка ФИО4, то есть на ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на ответчика назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка и последующих детей в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571.

В основании заявленных требований истец указала, чтоДД.ММ.ГГГГ родился третий ребенок, ввиду чего, семья приобрела право на получение ежемесячной выплаты пособия многодетным семьям на основании постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571. При обращении к ответчику с заявлением о принятии документов на получение данной выплаты получен отказ, связанный с отсутствием регистрации на территории Ставропольского края до рождения третьего ребенка, что создало препятствие истцу в получении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения послеДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка до достижения ребенка возраста трех лет.

Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик Управление труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края просит отменить в части возложения обязанности назначить ежемесячную выплату. Указывает, что требование о выплате полагает незаконным, т.к. в соответствии с действующим Порядком, она назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трех месяцев от указанной даты и соблюдения на дату подачу заявления условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка. На дату письменного обращения истца к ответчику семьей заявителя не было соблюдено данное условие, пакет документов предоставлен не в полном объеме. Более того, на момент вынесения оспариваемого решения ребенок достиг трехлетнего возраста, в связи с чем право на выплату у истца утрачено.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управление труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края ФИО10, действующая на основании доверенности 02-07/3 от ДД.ММ.ГГГГ, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, будучи извещенными о дате, времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Руководствуясь статьями 167, 237 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы гражданского дела, обстоятельства спора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, перечисленных в статье 330 ГПК РФ.

В силу с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства детей до 14 лет признается место жительства их родителей, каких-либо ограничений не устанавливается.

По смыслу ст. ст. 69, 71 ЖК РФ несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет.

Такой порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты установлен постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 и постановлением Правительства Ставропольского края № 498-п от 20.12.2012.

Согласно п. 5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. № 498-п (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 07.04.2014 № 139-п), указанная ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий, в том числе: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату (за исключением несовершеннолетнего ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям или временно отсутствующего по месту жительства заявителя в связи с обучением в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения).

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания – «наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года». Пункт 5 изложен в новой редакции – «настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года».

Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. № 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018 г. № 95 «О внесении изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571, изложив абзац четвертый в следующей редакции: «постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта».

Пункт 3 данного акта отмечает, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13 октября 2016 года.

Судом первой инстанции на основании предоставленных доказательств установлено, что истец является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ответчиком письмом от 12 августа 2019 года отказано истцу в удовлетворении обращения от 2 августа 2019 года в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего и последующего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, в связи с не подтверждением факта постоянного проживания на территории Ставропольского края на дату рождения третьего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Иных причин для отказа, как установлено судом первой инстанции, указанное уведомление не содержит.

Оспариваемым решением суда установлен факт постоянного проживания ФИО2, 2010 года рождения, ФИО3, 2014 года рождения, и заявителя ФИО1, на день рождения третьего ребенка ФИО4, - ДД.ММ.ГГГГ.

В указанной части решение суда ответчиком не оспаривается. Доказательств, опровергающих указанный факт, вопреки требований статей 56, 68 ГПК РФ, не предоставлено..

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку доказательствам по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 7, 37, 39 Конституции РФ, ст. 20, ГК РФ и Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-П, правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, установив социальную выплату, подлежащей назначению истцу с 1 мая 2019 года, то есть не ранее, чем за три месяца до дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия об отсутствии оснований к назначению по причине отсутствия на момент обращения с заявлением о назначении выплаты полного пакета документов, судебная коллегия отвергает, как неверно основанные на нормах законодательства.

Иной довод апелляционной жалобы о прекращении права на социальную выплату на момент рассмотрения спора судом и вынесения оспариваемого решения не имеет правового значения для отмены решения суда в указанной части, поскольку суд не устанавливал необходимость выплаты на момент рассмотрения спора. Из анализа нормативных актов, регламентирующих порядок выплаты и назначения указанный социальной выплаты, очевидно следует, что она подлежит назначению до достижения ребенком возраста трех лет. Суд в оспариваемом решении указанную норму не нарушил.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,

определила:

решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 29 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи